Статья «Уровень мотивации обучающихся музыкальной школы и способы его повышения»
Уровень мотивации к обучению влияет на процесс усвоения знаний, а также на образовательные достижения. Для проведения исследования уровня мотивации детей к обучению в музыкальной школе был проведен опрос в форме анкетирования среди обучающихся 3 – 8 классов по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств. Время проведения опроса – октябрь 2020 года. Обучающиеся первого класса были исключены из исследования, поскольку в силу возраста не всегда могут прочитать и понять прочитанные вопросы и не имеют сформированного представления о содержании учебных предметов. Обучающиеся второго класса также не включены в число исследуемых, поскольку в связи с переходом в предыдущем учебном году на дистанционную форму обучения не сформировали полное представление о контроле как элементе структуры учебной деятельности.
По результатам проведённого исследования выявлено, что уровень мотивации к обучению в музыкальной школе снижается в обратно пропорциональной зависимости от года обучения. На уровень мотивации влияют следующие факторы:
1) значимость направления учебной деятельности при профессиональном самоопределении;
2) наличие пользы от обучения;
3) увлечение отдельными учебными предметами;
4) желание применять получаемые знания и навыки на практике;
5) наличие аспектов, вызывающих симпатию и неприязнь.
6) мнение окружения.
При изучении значимости направления учебной деятельности при профессиональном самоопределении выяснилось, что только 9 человек (21,9%) хотят связать будущую профессию с музыкой. Позиция, при которой обучающийся считает, что в дальнейшем не будет потребности в получаемых знаниях, может привести к пассивности в обучении, отсутствию заинтересованности в высоких результатах.
При ответе на вопрос о пользе обучения в музыкальной школе 28 обучающихся (68,3% опрошенных) ответили, что обучение в музыкальной школе приносит пользу. О том, что польза отсутствует, заявили 9 опрошенных, все они являются обучающимися 5 - 8 классов в музыкальной школе. Отрицательные ответы на вопрос о пользе обучения связаны с проявлением у подростков негативизма, противопоставлением себя учителям и взрослым, выраженной противоречивостью стремлений и их неустойчивым характером.
А. Н. Леонтьев отмечал, что «при наличии интереса к деятельности, ее мотивация совпадает с целью познать и овладеть этой деятельностью» [3]. Наибольший интерес обучающиеся проявляют к музыкальному исполнительству – 56% опрошенных, к музыкальной литературе и слушанию музыки – 44%. Но при условии наибольшего интереса к музыкальному исполнительству 46% обучающихся старших классов не желают обучаться музыкальному исполнительству еще на каком-либо инструменте. Некоторые опрошенные из числа обучающихся старших классов считают, что следует вообще отменить все учебные предметы, ни один из них им не нравится; такая позиция свидетельствует о крайне низком уровне мотивации.
Полученные знания и навыки можно реализовывать в рамках различных мероприятий: концерты, музыкальные праздники, иные формы. 78% опрошенных обучающихся желают участвовать в концертах, организуемых в рамках деятельности музыкальной школы. При этом все опрошенные, не высказавшие желание принимать участие в концертах, являются обучающимися старших классов. Это еще раз указывает на снижение мотивации в зависимости от срока обучения.
Третья часть обучающиеся старших классов указали на наличие аспектов в обучении в музыкальной школе, которые им не нравятся. Два обучающихся старших классов вообще сообщили об отсутствии аспектов в обучении, которые им нравятся.
Еще одним фактором, влияющим на уровень мотивации, является мнение окружения. В подростковом возрасте более важным становится мнение ровесников (3). Именно среди обучающихся старших классов многие заявляют, что их друзья относятся равнодушно к их обучению в музыкальной школе или же вообще считают (84,2% обучающихся 6-8 классов). Соответственно, фактор мнения ровесников также отрицательно влияет на уровень мотивации обучающихся старших классов.
Учитывая представленные выше факторы и отталкиваясь от того, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся являются участниками образовательных отношений (1), предлагается учитывать мнение обучающихся при формировании и изменении учебного плана. Это позволит преодолеть пассивность обучающихся, разовьёт ответственность и даст возможность обучающимся почувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. Предлагаемые меры повышения мотивации обучения расположены в порядке убывания их значимости для обучающихся:
1) Введение в качестве предметов, предусмотренных вариативной частью учебного плана, «Сочинения», «Музыкальной информатики». Данные варианты выбрали 14 человек (34% от общего числа опрошенных) и 16 человек (39% от общего числа опрошенных) соответственно. При введении данных предметов одновременно привьются навыки работы с разным программным обеспечением, разовьются творческие способности. Кроме того, приобретение дополнительных технических навыков может стать важным фактором при дальнейшем профессиональном самоопределении, а применение современных методов обучения само по себе повышает познавательную мотивацию.
2) Самостоятельный выбор репертуара исполняемых произведений на уроках специальности, хорового пения, фольклорного ансамбля - в качестве желаемого изменения в системе обучения данный вариант предложили 27% опрошенных. Поскольку педагогам необходимо учитывать федеральные государственные требования к уровню подготовки обучающихся, то данный вариант возможно реализовать путем предложения обучающимся на выбор нескольких произведений одного уровня сложности. При применении такой меры повышения мотивации обучающиеся будут вовлекаться в формирование программы своего обучения.
3) Создание вокальной или инструментальной группы для обучающихся – введение такого изменения поддержали бы 21,9% опрошенных обучающихся. С психологической точки зрения данная мера позволит реализовать важную потребность для детей – общение; подростки при этом не будут психологически «покидать» школу (3). Поскольку данное направление невозможно реализовать в соответствии с учебным планом, возможно ввести дополнительную образовательную программу с формой оплаты сертификатом дополнительного образования. Это же позволит обеспечить оплату труда педагогов – художественных руководителей подобного коллектива. Но в связи с ограниченным сроком реализации программ дополнительного образования, которые возможно оплатить указанным сертификатом, в качестве особых условий проведения программы следует указать, что на обучение принимаются обучающиеся старших классов музыкальной школы. Это позволит, во-первых, практически сразу после начала обучения по данной программе заняться подготовкой творческих номеров для участия в публичных мероприятиях, а во-вторых, дополнительно повысит мотивацию к обучению в музыкальной школе именно среди старшеклассников.
4) Организация подготовки самими обучающимися музыкально-театральных постановок – это нововведение одобрили бы 11% обучающихся. Данное мероприятие также возможно реализовать посредством программы персонифицированного финансирования для обучающихся младшего звена. Обучающиеся старших классов могут организовать подготовку музыкально-театральных постановок без активного содействия со стороны педагогов, тем самым их стремление к самостоятельности и самоопределению не будет нивелироваться. Достаточно предоставить помещение на время подготовки таких постановок и обеспечить присутствие зрителей.
Помимо указанных мероприятий, возможно также увеличить периодичность проведения конкурсов и музыкальных праздников, организовывать концерты с исполнением музыкальных произведений, авторами которых являются обучающиеся. В целом, реализация хотя бы некоторых из предлагаемых мер позволит избежать снижения уровня мотивации к обучению в музыкальной школе среди обучающихся старших классов. Для оценки динамики уровня мотивации следует проводить подобный анализ два раза в год.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163 «Об утверждении федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе».
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 37