Приемы и технологии реализации активных методов обучения в СДО
Приемы и технологии реализации активных методов обучения в СДО Выполнила: учитель информатики, Козуб Александра Денисовна
Система дистанционного обучения Система Дистанционного Обучения (СДО) – это система из информационных компонентов и процессов, которая помогает качественно обучать и обучаться на расстоянии и без очных занятий. Рисунок 1. – Система ДО
Способы дистанционного обучения Синхронный способ предполагает выстраивание учебного процесса на расстоянии в режиме on-line. В режиме реального времени преподаватель и ученик общаются посредством web-чата, web-телефонии, интерактивного TV, телеконференций. Асинхронный способ исключает непосредственный контакт учителя и ученика. Обучение происходит на основе полученных печатных материалов, видео- и аудиозаписей, через web-страницы, форумы. Смешанный способ предполагает использование синхронного и асинхронного способов одновременно, по мере необходимости.
Электронная система дистанционного обучения Электронные СДО – это набор информационных и технических компонентов, который создан для простой передачи знаний преподавателя ученику без необходимости очных встреч.
СДО предоставляет следующие возможности: Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное) Проверка знаний и навыков Анализ обучения и оценка результатов Предоставление контента и программ Архив учебных материалов
6 задач, которые должна решать современная СДО 1. Организация учебного процесса: К ней относится систематизация процессов, формирование уроков, открытие к ним доступа для обучающегося в удобное для него время, планирование разных видов занятий, возможность вносить изменения и улучшения в учебные модули и другие.
6 задач, которые должна решать современная СДО 2. Контакт преподавателя и студента Он достигается через интеграцию мессенджеров в систему или с помощью встроенных видов связи: чатов, звонков, аудиосообщений, видеозвонков, конференций и других. Также он включает в себя и обратную связь, которую получает студент после выполнения и ошибок в домашнем задании.
6 задач, которые должна решать современная СДО 3. Автоматический контроль знаний Проще говоря, проверка домашних заданий. Самый простой и быстрый способ, который предоставляют СДО – это тестирование с автоматической проверкой. Если же нужен более глубокий контроль, хорошие системы дают возможность вручную проверять задание, давать подробную обратную связь или проводить экзамен в режиме реального времени.
6 задач, которые должна решать современная СДО 4. Анализ усвоения материала Сбор статистики и ее анализ помогают понять, какой модуль курса самый сложный, где нужно переработать материал для его упрощения, отслеживать промежуточные результаты обучения отдельных учеников и групп.
6 задач, которые должна решать современная СДО 5. Удобный доступ к базе знаний – архиву учебных материалов Систематизация и редактирование уже существующих уроков, добавление новых учебных материалов в разных форматах, простая работа с информацией на сервере или облаке.
6 задач, которые должна решать современная СДО 6. Автоматизация доступа к курсу СДО помогают решить трудоемкую и важную задачу – открытие доступа к курсу. Они допускают студента к занятиям в зависимости от выполнения им каких-то условий в автоматическом режиме: оплата, прохождение предыдущего урока, его должности, если это корпоративное обучение.
Минусы дистанционного обучения Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом. Еще один очень важный момент в ДО – это вред от компьютера. Компьютер ребенку вреден, но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, необходимо найти возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаться научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.
Эффективность обучения 10 % 20 % 30 % 50-70 % 80 % 90 %
Деловая игра Использование деловой игры в процессе обучения максимально приближает его к реальной практической деятельности. Данный метод осуществляется посредством моделирования всевозможных ситуаций деятельности, относящихся к изучаемой теме или дисциплине, и создает значимый эмоциональный настрой, способствующий активизации учебного процесса. Рисунок 2. – Деловые игры
Ролевая игра Ролевая игра определяется как условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности, которая способна перерасти из обучения в творчество и модель человеческих отношений. Суть метода сводится к закреплению за студентами конкретных ролей, отвечающих задачам игры в рамках исследуемой темы. Рисунок 3. – Ролевые игры
Метод case-study Метод кейсстади является эффективным средством организации учебного процесса и легко сочетается с другими активными методами обучения. Метод кейсстади основывается на детальном изучении ситуаций, имеющих место в изучаемой области знаний и деятельности. Рисунок 4. – Кейс-стадии
Метод case-study Различают три вида кейсов, удобных для онлайн формата: - кейсы, предписывающие содействие преподавателя в проверке заданий студента, поскольку ответ на вопрос является неоднозначным; - кейсы, имеющие автоматизированные решения, так как ответы являются однозначными; - кейсы, решение которых влияет на входные параметры следующего кейса. Данный кейс позволяет проследить алгоритм решения.
Проблемное обучение Основывается на трудовой деятельности, в то время как традиционное обучение строится на учебных планах. Метод ориентируется на создании и разрешении проблемных ситуаций, способствующих поиску новых знаний. Данный метод предполагает организацию активного взаимодействия студентов для поиска возможных способов решения проблемной ситуации. Рисунок 5. – Проблемное обучение
Мозговой штурм Мозговой штурм — это метод решения проблемы путём стимулирования творческой активности, при котором участниками выдвигаются разные способы решения проблемы. Мозговой штурм не требует много времени и специально организованной пространственной среды, что предоставляет её универсальность применения. Рисунок 6. – Мозговой штурм
Вывод На основе российского и зарубежного опыта, большинство экспертов констатируют, что активные методы обучения позволяют последовательно корректировать некоторые недостатки ДО, поскольку обладают: - свойством стимуляции, активирующим самостоятельную учебную деятельность студентов; - направляющей составляющей, ориентирующей студентов на позицию активного участия в занятиях с целью повышения уровня самоорганизации в условиях ДО; - развивающим принципом, адаптирующим творческое мышление к решению конкретных практикоориентированных задач; условиями для формирования информационно-коммуникационной грамотности обучаемых.
Вывод В завершение следует отметить лидирующую позицию ДО в образовательных организациях в последнее время. Отсюда – необходимость регулярного совершенствования и экспериментов по внедрению инновационных технологии в образовательное пространство РФ. Отсутствие социального взаимодействия в ДО предлагается компенсировать интенсивным применением активных методов обучения. Результаты подобного внедрения обеспечат не только возможность ведения дискуссий и бесед, но и облегчат формирование единой образовательной сети, обеспечивающей плодотворное взаимодействие между студентами, а также преподавателем и студентом.
Вопросы 1) Что представляет собой дистанционное обучение? а) процесс, который осуществляется исключительно на базе информационных и телекоммуникационных технологий; б) комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому слою населения на любом расстоянии от образовательных учреждений; в) процесс обучения, не предполагающий обратную связь от педагога; г) всё вышеперечисленное Б Ответ:
Вопросы 2) Что не относится к преимуществам системы дистанционного обучения? а) возможность обучаться без отрыва от основной деятельности; б) гибкость в выборе места и времени обучения; в) отсутствие очного общения; г) обеспечение доступа ко многим источникам данных. В Ответ:
Вопросы 3) В процессе дистанционного обучения роль обучающегося: а) увеличивается, в большей степени усиливается уровень самоконтроля, самоорганизации; б) сокращается; в) нет существенных изменений; г) увеличивается непосредственно в процессе усвоения знаний. А Ответ:
Вопросы 4) В чем заключается основное отличие СДО от традиционной системы? а) использование только телекоммуникационных и интернет-ресурсов; б) сокращение значимости роли педагога в образовательном процессе; в) коренное изменение вида коммуникаций между обучающимися и педагогами; г) уменьшение качества предоставляемой услуги. В Ответ:
Вопросы 5) Какую глобальную цель преследует СДО? а) предоставление широким кругам населения, проживающим в любых регионах, равных образовательных возможностей б) замена системы традиционного образования; в) повышение компьютерной грамотности населения. А Ответ:
Вопросы 6) Назовите способы дистанционного обучения а) Синхронный способ; б) Асинхронный способ; в) Смешанный способ; г) Все вышеперечисленное. Г Ответ:
Вопросы 7) К активным методам обучения относится технология, в основе которой лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Как она называется? а) проблемное обучение; б) мозговой штурм; в) кейс-метод; А Ответ:
Вопросы 8) На что, прежде всего, направлены активные методы обучения? а) на усиление и углубление существующих знаний; б) на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся; в) на установление доверительных отношений между учителем и учеником; Б Ответ:
Вопросы 9. Что такое «мозговой штурм»? а) метод решения проблемы путём стимулирования творческой активности, при котором участниками выдвигаются разные способы решения проблемы б) одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию в) процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем А Ответ:
Вопросы 10. Активные методы помогают: а) развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика б) развивать интерес к предмету в) учить учащихся самостоятельно добывать знания г) все ответы верны Г Ответ: