12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наргиз Митченко27
Россия, Ростовская обл., поселок Веселый

Приемы и упражнения для тренировки техники чтения.

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения. 

Начать свое выступление я решила именно с этого вступления, объясню почему: в первую очередь, я, мама двух мальчиков, которые в моей жизни являются самыми дорогими для меня людьми, и, конечно же, мне хотелось и хочется, как и многим родителям, чтобы учеба была для них одной из важных ступеней в жизни, на которой у них не будет трудностей. Сейчас у меня два обучающихся - первоклассник и четвероклассник. Подготовку к школе мы проходили не только в саду, в школе, но и дома. Мои дети пошли в школу пишущие и читающие. ( На данный момент, мой старший сын читает 164 слова в минуту, младший 42) Но в то время, обучая детей чтению, я не думала, что оно является основой всего обучения, хоть и сама уже работала в школе. Мой первый выпуск показывал хорошие результаты по литературному чтению, качество обучения было высокое. И, если честно, наши уроки проходили в режиме: домашнее задание (прочтение текста, заучивание стихотворения, пересказ), проверка домашнего задания. И никаких проблем. Контрольная работа ( техника чтения), да пожалуйста, на ура. Но вот второй набор.… Тут-то я и поняла, что есть проблемы.… На уроке работают, отвечают, все отлично. Только дело доходило до с/р., к/р. все, двойки. Почему? А потому что у нас нет осознанного чтения, а откуда, когда мы читаем по слогам, не вычитываем норму. Работать со своими учениками усердно я начала со 2 четверти первого класса. Постепенно результат был виден на глаза. По итогам 1 класса, норму не вычитывали 5 человек из 18. Впереди летние каникулы. 1 сентября. И все сначала. Наше руководство взяло под контроль 2ой класс - это еженедельные проверки техники чтения, совместная работа с детьми, родителями.

Я читала множество методик, слушала разные вебинары, но больше всего мне понравилась онлайн-школа «Мама-знайка» под руководством Юлии Пчелинцевой, ее программа предполагает 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки»:

Звуки - изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения»

Слоги - работа со слогами может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей и работа по слиянию слогов. Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги.

Слова

Смысл.

и букварь Надежды Жуковой ( по данному букварю я научила читать своих детей).

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту (выпуск начальной школы 100-120). Чтобы добиться таких результатов необходимо:

увеличить частоту чтения;

расширять угол периферического зрения;

повышать устойчивость внимания;

улучшать оперативную память;

совершенствовать артикуляционный аппарат.

В своей работе использую следующие приемы для тренировки технической стороны чтения.

Работа с таблицами слогов 

Чтобы повысить скорость чтения, также важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

Детям предлагаются различные задания:

прочесть строчку или столбец с определенной буквой;

произвольное прочтение слогов;

найти в таблице указанный слог;

послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или окружающего мира.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст, для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует. 

  Прием «Наоборот»:

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать слова с конца строки (справа налево).

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать  и перейти к чтению вслух.  

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов.  Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

На сегодняшний день я вижу изменения в технике чтения своих обучающихся и считаю что мы на верном пути.

 







































Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки»

Программа предполагает 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки»:

Звуки

Слоги

Слова

Смысл.

Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения» (см. Приложение 1). В русском алфавите 33 буквы, 31 звук, из них 10 гласных и остальные согласные буквы. Разделение на гласные и согласные должно быть обязательным условием при обучении для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов. Слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что позволит ребёнку легче овладеть фонетическим разбором слова в первом классе.

Алфавит используется без опорных картинок, так как закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в прямой последовательности, но гласные буквы выделены красным цветом, согласные – чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька.  Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и даёт возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют и запоминают (важно!) звуки, а не названия букв («АААА», «Б» (не БЭ), «В», «Г», «Д», «ЕЕЕЕ» и так далее), что важно для слияния звуков в слог.

Чтобы ребенок запомнил образ буквы, нужно создать осязаемую модель-образ буквы (на занятии или в качестве домашнего задания): раскрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, сделать аппликацию из цветной бумаги или любую декоративную работу (например, с использованием гороха, бусин, блесток, фасоли, макарон), можно писать букву на муке, песке, собирать из спичек, счетных, ватных палочек и других материалов.

Этап 2. Работа со слогами может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей (Приложение 2,3) и работа по слиянию слогов.

Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе слияния звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то малыш будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно (например, слово ОЗЕРО он прочтет «ОЗ-ЕР-О» и смысла прочитанного не усвоит). Гласные буквы также выделены красным, как и в алфавите, а согласные буквы выделены чёрным для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные (помним, что слог складывается из согласного звука и гласного). И только в такой последовательности звуки «садятся в лодочку» (словолодочку) и никак иначе.

Пример игрового момента:

Вариант 1. Таблица – это «море», поэтому здесь много-много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов и так далее, в рамках фантазии педагога). Педагог произносит «МММ, а рядом ААА. Начинает песню МММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему ААА, читаем МММААА». Далее по аналогии «пропеваем» слоги МО, МУ, МЫ, МЭ.

Вариант 2. Педагог придумывает легенду: «Буква О – это мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые, как буква О. Твоя задачи – помочь Деду Морозу собрать эти все мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками». Важно одновременно с прочитыванием слога указывать на него с целью закрепления визуального образа при помощи звукового сопровождения (говорим «ЛУ» – показываем «ЛУ»).  

Второе направление на данном этапе – работа по слиянию слогов.

С каких букв лучше начать складывать слоги? С тех, которые можно «потянуть»: м, р, с, л, н, ж, ш, в.  Эти звуки необходимы только на начальном этапе запуска механизма чтения (чтобы исключить побуквенное чтение Б.А вместо слитного «БА»).

Алгоритм слияния звуков в слог: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (каждый урок – новая гласная). Педагог говорит «ЛЛЛ», ребенок подхватывает и говорит «ЛЛЛЛААА», затем педагог говорит «МММ», ребёнок продолжает «МММААА».

Чтобы «игра в слоги» для ребёнка показалась увлекательной и интересной, педагог не должен забывать о создании игровых ситуаций («легенд»). Пример: «Посмотри, в море лодки, отдельные буквы плавают – наверное был шторм и все пассажиры (буквы) потерпели крушение – выпали из своих лодочек, давай поможем им спастись, рассадим их по местам? Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук, второй – гласный. В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно!  Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?».

Этап 3.  Принципиальное отличие методики «Словолодочки» от других методик – в особом виде материалов, которые позволяют на этапе прочтения слова легко прочитывать его целиком, без дробления на слоги, как это можно наблюдать в других методиках и пособиях. Дети знакомятся с капельками, лодочками, а потом просто соединяют их в слово (Приложение 4). Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит слово ЦЕЛИКОМ. И это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти к чтению слова. Ведь, всё, что от него требуется – назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного «дозирования» (оптимального объема) количества слов. Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра 7, послезавтра 9 и так далее.

Этап 4. Чтение по системе «Словолодчки» – это чтение не слогами, не словами, не предложениями, а образами. Именно поэтому на этапе допуска к обучению мы проверяем у ребёнка уровень данных показателей (восприятие, память, образное мышление). Это база, фундамент для понимания прочитанного с первого раза.  Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ, но не давать готовые образы-ассоциации в виде картинок, ведь у каждого человека при прочтении слова возникает свой образ этого слова в сознании (например, колобок: у кого-то он желтый, у кого-то с румяными бочками, у кого-то с глазами; или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии…).

Прежде, чем дать ребёнку очередную карточку, нужно заинтриговать ребенка. Например: «Сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое твоё нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое ты видел вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и так далее. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению.

Для подкрепления чтения образами на каждом уроке в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций».  Цель – построить цепочку из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и так далее. Есть ряд правил: ясно представлять оба образа; связать два образа в один; помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки); образ должен быть необычным и сказочным.

Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом ребенку. Но чтение с обязательными последующими вопросами (автор; название истории; главный герой; положительные качества героя; почему добро победило зло? чему учит нас автор в этом произведении? какого цвета было …? сколько времени было, когда, или понадобилось, чтобы …? в какое время? в каком месте? в чём одет …? и так далее). Чем конкретнее вопросы, тем старательнее будет ребёнок запоминать следующий рассказ. Он будет стараться запомнить и представить рассказ, чем и будет тренировать свою образную память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.