Статья на тему «Приёмы формирования навыков эффективного чтения в начальной школе»

6
0
Материал опубликован 8 January 2020

Приёмы формирования навыков эффективного чтения в начальной школе

Тезис

Эффективное чтение — это система техник и приёмов, которую используют для полного и глубокого изучения по книгам любой темы и направлено на качество, на получение прочных знаний об изучаемом предмете.  В педагогике хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование навыков такого чтения - это бедный словарный запас ребёнка, низкий уровень развития восприятия, оперативной памяти, внимания, возвратное чтение и др.. Варианты решения некоторых проблем я предложу, опираясь на собственный педагогический опыт. В статье перечислены основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование навыков эффективного чтения и приёмы обучения учащихся начальной школы, помогающие преодолеть эти препятствия.

 

О пользе чтения известно всем. Чем больше мы читаем, тем больше расширяем эрудицию, запас слов, закрепляем навыки письма и орфоэпические навыки.

По данным последних исследований, способность понимать тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы после прочитанного текста демонстрирует только 2% российских учащихся.

Но именно от этого важного комплексного навыка зависят успехи ребёнка в обучении. Объём информации, с которой нужно ежедневно справляться, с каждым годом увеличивается. Важно не только наращивать скорость чтения, но и добиваться его эффективности, работать над глубиной понимания.

Мне «достался» первый класс, в котором из 18 учащихся 4 ребёнка умели читать по слогам, 7 детей знали буквы, 7 детей букв не знали вообще. 9 детей занимались у логопеда после обследования специалиста, трое – с нулевой готовностью к школе по результатам обследования психолога детского сада. Как мотивировать таких разных детей?...

Чтение — очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга.

Хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование этого навыка. Варианты решения некоторых проблем я предложу из собственного педагогического опыта.

Первая и самая существенная проблема - бедный словарный запас ребёнка.

Способы устранения – обучающие игры:

1.«Начиналка» - назови слова на определённый звук, покажи букву и объясни значение слова (1класс),

2. «Пирамиды» - назови слова, которые начинаются с определённого слога (1 класс),

3.«Подскажите, Господин Словарь!» -работа со словарями (в классе на отдельном столе расположены самые разные словари, при необходимости ребята могут воспользоваться необходимым словарём),

4.«Мой толковый словарь» - составление своего толкового словаря в отдельных блокнотах с алфавитным распределением страниц (2-4 класс)

5.Запоминание текстов (заучивание стихотворений и прозаических произведений для классного кукольного театра),

6.«Мои сочинялки» со 2 полугодия первого класса ребята заводят отдельную красочную тетрадь, в которую записывают тексты собственного сочинения (стихи, сочинения, сказки, и т.п.) (1-4 класс).

Следующей проблемой, затрудняющей формирование навыка осознанного чтения, является низкий уровень развития восприятия прочитанного текста. Для того чтобы устранить эту проблему, полезно чаще использовать следующие приёмы чтения:

1.чтение «шторкой» (закрываем прочитанную часть текста линейкой или листом бумаги),

2.игра «Сканирование» - сначала даются вопросы к тексту, ученик читает и подчеркивает или выписывает ответы на вопросы («выборочное чтение» и работа с текстом в течение 5 минут),

3.игра «Следопыты» - найти в тексте слово по описанию (в слове 3 слога, последний слог ударный, в 4 классе – найти в тексте слово с определёнными морфологическими признаками или предложение по определённой схеме)

Ещё одна проблема формирования навыка осознанного чтения - низкий уровень развития оперативной памяти. Для развития оперативной памяти можно использовать следующие приёмы:

1.«Слово потерялось» – при повторном чтении намеренно пропускаем или заменяем слова, дети восстанавливают текст,

2.«Ураган событий» - при пересказе намеренно изменяем цепь событий, восстанавливаем с помощью детей (использование перчаточных игрушек, настольного театра).

Следующая причина сложности формирования осознанного чтения - низкий уровень развития внимания. Для преодоления этой проблемы использую в своей практике такие приёмы:

1.чтение «Стоп-вперёд!» (начинают читать текст, по команде «Стоп!» прерываем чтение, задаем отвлекающие вопросы, «Вперёд!» - возвращаемся на место остановки),

2.чтение «Вверх тормашками» (чтение с поворотом текста),

3.филворды (филворд – это одна из разновидностей кроссвордов. Для того, чтобы решить филворд нужно в буквенном поле филворда найти все слова одной тематики. Все буквы найденных слов нужно вычеркнуть. Одна и та же буква в поле филворда не может быть зачеркнута дважды. Буквы слов находятся только по горизонтали и по вертикали. По диагонали зачеркивать буквы нельзя. Не зачеркнутых букв не должно остаться после решения филворда),

4.«Ручеёк»: один из вариантов - взрослый начинает читать предложение, следующее предложение продолжает читать ребенок,

5.«Кенгуру»: одно слово вслух, одно про себя (на индивидуальных занятиях),

6.«Качели»: разное интонирование предложения,

7.чтение по ролям «Голоса»,

8. подобрать заголовок к тексту,

9. «Снимаем кино» - читаем и представляем звуки, запахи, вкусы, эмоции,

10.«Разведчики» (групповая работа) - разрезать знакомый текст на пазлы, предложить собрать их и затем прочитать восстановленный текст.

11. «Текст с дырками» предлагаю прочесть знакомый текст с пропусками,

12. «Буквы перепутались» - анаграммы.

Одна из самых распространённых проблем формирования навыка осознанного чтения - регрессия, или возвратное чтение.

По статистике, большинство людей теряют на регрессию до 60% времени. От такой вредной привычки страдают как дети, так и взрослые. Она объясняется либо невнимательностью, либо непониманием прочитанного. Избавление от регрессии позволяет повысить скорость чтения, и как следствие, его понимание как минимум в два раза. Причины регрессии: невнимательность или работа с новым текстом (см. упражнения для развития внимания).

Антиципация слов или предложений - это умение выстроить смысловую догадку, то есть понять слово, предложение или даже текст, не дочитав до конца- поможет формировать осознанное чтение учащихся. В практике обучения чтению для развития антиципации необходимо чаще применять следующие упражнения:

1.игра «Половинки» (текст, линейка),

2.чтение незнакомого текста с пропущенными словами. – «Чтение с дырками»,

3.анаграммы. – «Буквы перепутались»,

4.восстановление целостности текста (абзацы по порядку),

5.игра «Точки потерялись» - найди границы предложений,

6.игры «Литературные сыщики» - прочитав начало, предположи дальнейшее развитие событий произведения.

Приёмы, позволяющие сформировать навык чтения-понимания:

1.«Прочитал - перескажи другому» (брату, сестре, игрушке) - предложить ребёнку подробно пересказать текст,

2.«Секретное послание автора» - учим во время чтения выявлять основную тему и идею, замысел автора, осваиваем приём подбора пословиц и поговорок, сжато выражающих суть текста.

3.«Найди имя тексту» - озаглавить рассказ

4.«Догадайся, прочитай!» - любые варианты чтения предложений или текстов, форма которых непривычна для восприятия, например, фигурных стихов или чайнвордов, делают этот процесс более осознанным.

Чтобы проследить динамику каждого ребенка, строю ндивидуальные графики техники чтения. Еженедельно в рамках конкурса «РОСТ» проверяю технику чтения и награждаю победителей.

Совершенствование навыков эффективного чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока и возраста возраста учащихся.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятия окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, эффективное чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.

 

 

Литература:

Абдулова Г. Ф. Скорочтение для детей. Издательская группа АСТ. М., 2016

Абдулова Г. Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта. Издательская группа АСТ. М., 2018

Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приёмы. 1984, издательство «Книга»

Д. Котенев. Как читать книги. ЛитРес. 2016

Лёзер Франц. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. Педагогика. 1980 Поварнин С.И. Как читать книги. Концептуал, 2018

Эдигей В.Б. Учись читать, малыш! Издательство «Гранд», Киев, 1994

 

 

https://urok.1sept.ru

Эффективные приемы развития навыка чтения у младших школьников.


https://multiurok.ru › files › priiomy-produktivnogo-chteniya

Приёмы продуктивного чтения в начальной школе

 

www.planeta-kniga.ru › blog › smyslovoye-chteniye Смысловое чтение в начальной школе


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.