Приемы развития внимания на уроках математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боярская средняя общеобразовательная школа»
Приемы развития внимания на уроках математики
«…Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».
К.Д. Ушинский.
Сборник приемов для развития внимания на уроках математики.
Данное издание будет полезно учителям математики средней школы.
Автор: В.В. Глухова, учитель математики МБОУ Боярская СОШ»
Введение
Произвольное (активное) – человек обращает своё внимание и сосредоточивается на объектах сознательно, усилием воли. В этом случае человек делает что-то не потому, что это интересно или приятно, а потому, что должен это делать – перед ним стоит цель сосредоточиться. Умение направлять своё внимание на нужный предмет и не отвлекаться необходимо для успешной учёбы. Многие школьные проблемы возникают из-за слабости (не сформированности) активного внимания. Для детей лёгкая отвлекаемость, неумение долго сосредоточиться на чём-то одном или неинтересном естественна. В процессе учёбы их внимание становится более произвольным.
Послепроизвольное (самое эффективное) в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Такое состояние может длиться часами и человек не устаёт. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.2)
Признаки произвольного внимания:
-Осознанность
- Включённость
- Волевые усилия:
1)самоприказы, самоинструкции;
2) удержание цели деятельности
Условия сохранения произвольного внимания:
осознание долга и обязанности
привычные условия работы
отчётливое понимание цели и задачи
создание благоприятных условий для деятельности
устойчивость интересов
Признаки послепроизвольного внимания:
Увлечённость, интерес.
Абсолютная включённость
Отсутствие волевых усилий и напряжения.
умственная деятельность должна сопровождаться моторной деятельностью;
углубление понимания материала;
возрастание уверенности при решении задач
Упражнения на развитие внимания1.Даны числа: 23 74 41 14
40 17 60 50
15 18 21 13
Какое число лишнее, в какой строчке?
(В первой строчке лишнее число 74, остальных чисел сумма цифр равна 5, во второй строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0, в третьей строке лишнее 21, в записи остальных число десятков1).
2. Что общего в записи чисел каждой строчки:
12 24 20 22
30 37 13 83
3. По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его: 10 30 50...14 34 54...
4. Найти ошибку и исправить.
5 класс:
5+29=34 21+17=38 63- 26=37
56-21=35 14+25=38 96-56=40
6 класс:
6-(а+4)-(8а-5) = 6-а+4-8а+5
-(2х-8)-(6х-5) = -2х-8-6х-5
3а+(-9а+4) = 3а+9а-4
7 класс
1.
2.
3.
5. На доске выставлены четырёхугольники разной величины и цвета и один треугольник.
Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?
6. У каждого ученика на парте цветные фигуры (параллелограмм, ромб, прямоугольник и трапеция).
Задание: какая фигура лишняя? Почему?
7. У каждого ученика на парте карточки с отрывками утверждений. Задание. Найти набор карточек, соответствующих:
1 вариант: признаки параллелограмма, квадрата, трапеции;
2 вариант: признаки ромба, прямоугольника, равнобедренной трапеции.
диагонали перпендикулярны | стороны попарно параллельны |
диагонали точкой пересечения делятся пополам | стороны равны |
две стороны равны и параллельны | противоположные углы равны |
8. Укажите номера верных утверждений зеленым цветом, неверные – красным. 8-9 классы
1) Если две перпендикулярные прямые пересечены третей прямой, то накрест лежащие углы равны.
2) Если в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм – квадрат.
3) Треугольник со сторонами 1, 2, 3 существует.
4) В любой ромб можно вписать окружность.
5) Любые две прямые имеют ровно одну общую точку.
6) Через любые три точки проходит не более одной прямой.
9. Вставь пропущенные цифры, не выполняя указанные действия:
а) 260768 : 32 = 149 в) 341776 : 4168 = 2
б) 43213 : 547 = 7 г) 2287239 : 57 = 012
10. Вставь вместо «звёздочек» числа так, чтобы получились верные равенства:
11. Работа с геометрическим материалом
– Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигурах.
12. Отметит стикером ячейки с простыми числами. Можно усложнить, используя, например, признаки делимости на 3, 4, 5 или сделать легче, давая больше времени на выполнение
111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |
110 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 123 |
109 | 72 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 83 | 124 |
108 | 71 | 42 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 51 | 84 | 125 |
107 | 70 | 41 | 20 | 7 | 8 | 9 | 10 | 27 | 52 | 85 | 126 |
106 | 69 | 40 | 19 | 6 | 1 | 2 | 11 | 28 | 53 | 86 | 127 |
105 | 68 | 39 | 18 | 5 | 4 | 3 | 12 | 29 | 54 | 87 | 128 |
104 | 67 | 38 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 30 | 55 | 88 | 129 |
103 | 66 | 37 | 36 | 35 | 34 | 33 | 32 | 31 | 56 | 89 | 130 |
102 | 65 | 64 | 63 | 62 | 61 | 60 | 59 | 58 | 57 | 90 | 131 |
101 | 100 | 99 | 98 | 97 | 96 | 95 | 94 | 93 | 92 | 91 | 132 |
144 | 143 | 142 | 141 | 140 | 139 | 138 | 137 | 136 | 135 | 134 | 133 |
13. Числа от 1 до 20 (возможны другие варианты) помещаются в таблицу.
1 | 7 | 5 | 16 |
11 | 17 | 14 | 2 |
3 | 10 | 9 | 19 |
15 | 20 | 6 | 13 |
По этой таблице учащимся можно дать несколько заданий:
а) Не водя по таблице руками, определите и выпишите отсутствующие числа;
б) Выпишите числа в порядке возрастания;
в) Выпишите только чётные числа.
При желании задание можно выполнить только устно, а время на выполнение стоит ограничить.
В подобной форме можно повторить таблицу умножения.
12. Ряд чисел (которые записаны на доске) 42, 48, 36, 56, 28, и т.д. надо представить в виде двух множителей из таблицы и расшифровать фразу.
| 4 | 5 | 6 | 7 | 9 |
6 | н | ь | а | с | к |
7 | к | у | с | п | з |
8 | и | и | к | з | ю |
9 | а | к | ш | а | б |
13. С помощью таблицы удобно повторять тему “ Обыкновенные дроби”.
1/2 | 3/2 | 1/4 | 5/4 |
2/2 | 1/8 | 5/7 | 8/7 |
2/7 | 3/4 | 3/3 | 7/8 |
Возможные задания по этой таблице:
а) Выпишите только неправильные дроби;
б) Выпишите дроби, меньшие единицы;
в) Выпишите все пары дробей, которые в сумме дают 1.
14. Удобно использовать для устной работы и таблицы другого плана, которые тоже требуют концентрации внимания.
1, 218:4 | 3,045 и | 30,45 г | 0,3045 к | 304,5 е |
121,8:0,4 | 304,5 а | 3,045 р | 30,45 г | 3045 о |
0,1218:0,04 | 30,45 е | 0,3045 л | 304,5 м | 3,045 н |
1,218:0,04 | 0,3045 ь | 30,45 т | 3,045 у | 304,5 б |
Задание к таблице:
Не вычисляя, найди в строках правильные ответы. Из соответствующих букв составьте фамилию известного философа XVII века.
15. Найди пару. По теореме Виета. Даны уравнения, найти ответы, отметить одинаковым цветом. (8 класс)
Уравнение | | Корни |
х2 – 7х + 12 = 0 | | 4, 7 |
х2 + 7х – 8 = 0; | | -8, 1 |
х2 – 11х + 28 = 0 | | 3, -4 |
х2 + 11х + 28 = 0; | | -7, 4 |
х2 – 3х – 28 = 0; | | 7, 4 |
х2 + 3х – 28 = 0; | | -18, -2 |
х2 + 20х + 36 = 0; | | 3, 4 |
х2 + 37х + 36 = 0. | | -36,-1 |
Формула сокращенного умножения, разложение формулы, отметить одинаковым цветом.( 7 класс)
Целые уравнения, определить способ решения: замена переменной, способ группировки, отметить одинаковым цветом.
16. Найди ошибку, отметь красным цветом. Вычисления 6 класс, формулы сокращённого умножения 7 класс.
17. Кодировщик
Что нужно делать: вставить в каждую маленькую фигурку условный знак, который показан в большой фигуре. Задание выполняется на время.
18. Выбрать из списка формулы на площади фигур. Геометрия 8 класс. Отметь красным цветом.
S = ah S=vt S = a+b/2 S =r2
19. Укажите количество повторов слова «Прогрессия»:
Инпрцессиагримпрогрессияпверпрогрессцииавтопргресснагруппрогрессиянастприбор.
20. Сколько раз в наборе букв повторяется слово «синус»?
Сигналуспорсинуснеомгенеингусистематтоксинусстройкннусинускосинус
21. Расшифруй 9 слов
Алгоритм работы: 1.Решить задание; 2.Найти ответы в таблице; 3.Определить буквы, соответствующие ответам; 4.Составить слово. | ()²; - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
; -2,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– ()²; 0,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2; - 0,3; ()²; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
; ; ; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
; ; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
; ()² - 7,5; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
; ()² + 1,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ответы: 1) СО М; 2) СОР; 3) РОК; 4) АРКА; 5) КОРМ; 6) МРАК; 7) КОРКА; 8) МАССА; 9) СОРОКА.
22. Упражнение «Дальтоник»
При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано. Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.
22. Прием "Числовой квадрат". Необходимо зачеркнуть во второй таблице, содержащей все числа от 1 до 40, числа отсутствующие в первой таблице.
Результативность работы
Проводимая мною работа в ходе урока по математике, удалось достигнуть следующих результатов:
Самостоятельность
Самоконтроль
Усидчивость
Выносливость
Концентрация внимания
Способность сосредоточиться на объекте.
Список литературы
1.Наталья Полыгалова, Марина Сорокина « Движение. Логика. Грамотность» - Центр «Современное образование», //г. Пермь, - 1994 г.
2.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
foxford.ru
https://www.psychologos.ru/articles/view/uprazhneniya-na-koncentraciyu-vnimaniya
http://math-conf.msu.ru/netcat_files/userfiles
https://infourok.ru/razvitie-vnimaniya-na-urokah-matematiki
https://sibac.info/archive/meghdis
http://popkovapsiholog.myskimou7.edusite.ru