Приемы, способствующие развитию памяти на уроках математики
ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В данной работе излагается проблема использования приёмов для развития памяти на уроках математики. Подчёркивается важность данной проблемы в современных социокультурных условиях.
Память, процесс, приём.
В текущее время объем информации, которую должен освоить из года в год ученик возрастает, делается более сложным для запоминания. Поэтому традиционно к седьмому классу случается понижение успеваемости. Большая часть учащиеся не успевает запоминать, а вследствие чего и изучить нужный материал в полном объеме, следовательно, из-за этого тратится больше времени на подготовку к домашней работе.
Специалистами по психологии (И. Унт, Э. Эриксон) подтверждено, что общество по-всякому принимает и запоминает данные. Одним достаточно услышать, другим следует прочесть, третьи обязаны лично совершить которые действия, для того чтобы осознать и понять информацию. Такое разделение на людей с преобладанием какого-либо вида памяти создает естественные трудности при работе учителя. Следовательно, педагог должен менять методы и формы работы с современными учениками с целью наиболее успешного изучения [1].
Изучение математики требует активных умственных усилий. На каждом уроке учащейся пользуется таким психологическим процессом как память. Именно память помогает нам делать дальнейшие шаги в изучении последующий темы. При изучении новой темы, учащейся используют изученный материал, который необходимо помнить при решении различных математических задач.
Математическая память - способность человека запоминать математические предметы, понятия, рассуждения, действия и воспроизвести их в нужный момент. Если такая память недостаточно развита, то изучение математики не может быть полностью успешным. Это несёт подтверждение в том, что мышление на уроках математики, как функция мозга, предполагает владение математическими понятиями, представлениями, отношениями. А это может быть только в том случае, если последнее сохранилось в памяти.
В ходе обучения одним из важных вопросов педагога является регулярная и целенаправленная деятельность по совершенствованию памяти обучающихся. Причем работа должна быть направлена не просто на запоминание определенного количества фактов, а, прежде всего, на обучение приемам рационального запоминания с должной их мотивацией. Рассмотрим некоторые приемы, способствующие более рациональному запоминанию и повышающие его результативность.
Один из методов является использование опорных схем на уроках. Их цель – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминание», писал В.Ф.Шаталов. Опорные схемы представляют собой один из видов наглядного моделирования. Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ученика развивается с помощью специальных схем, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Учащиеся постоянно обращаясь к схеме в течении урока, осмысленно запоминают необходимую информацию и при необходимости используют ее в процессе решения задач урока [5].
В трудах Я. И. Груденева, описаны приемы мыслительной деятельности, которые одновременно являются и приемами запоминания:
1. Прием мысленного составления плана. Это может быть составление плана наблюдения, плана решения задачи, примера и т.п. К данному приему относится также возобновление перед решением примеров правил нахождения неизвестных, порядка действий, алгоритма вычисления и другие. В дальнейшем учащийся должен работать непосредственно с составленным планом. Все это приводит к более внимательному изучению и пониманию материала, следовательно, это влияет на запоминание.
2. Прием соотнесения, способствует пониманию и запоминанию материала в соотнесении с ранее изученным материалом.
3. Прием реконструкции – подразумевает однозначное, т.е. без искажения, изменение изучения необходимого для запоминания материала. Это может быть изменение плана объяснения темы урока, изменение решаемой задачи, примера. Эти изменения в конечном итоге должны привести к тому же результату, который мы должны были получить и до реконструкции. Одним из примеров применения приема реконструкции служит сочетание компактного и раздельного методов изучения математических предложений. При компактном методе изучается часть теории и выполняются упражнения, потом следующая часть теории и упражнения и т.д. При раздельном методе сначала изучается вся теория, потом выполняются упражнения. Другими случаями реконструкции являются обобщение материала, его конкретизация, поиск других вариантов объяснений и обоснований, формулировка некоторых положений своими словами и т.п.
4. Прием использования стимулирующих звеньев.
Последовательность мыслей (А, В) легче запоминается, когда между ними присутствует мысль М, т.е. последовательность приобретает вид (А; М; В). При этом мысль М называют стимулирующим звеном.
5. Прием выделения смысловых опорных пунктов.
Одним из вариантов данного приема является прием запоминания с помощью символов, употребляемый в работе многих преподавателей. Например, для запоминания приема вычитания числа из суммы на первых уроках учащимся помогает оформление записей в такой форме: наглядно показывают порядок действий. Это особенно важно для средних и слабых учащихся [2].
Одним из эффективных приёмом запоминания является мнемотехника. В её основе развития памяти лежат два важнейших фактора – ассоциация и воображение. Чтобы запомнить что-то новое, необходимо соотнести его с чем-то, т.е. провести ассоциацию с каким-либо уже известным фактором, применяя ко всему этому воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем разнообразнее и многочисленнее ассоциации, тем надежнее они закрепляются в памяти [3].
Можно сделать следующий вывод: формирование точной математической памяти является целенаправленным процессом. Педагог должен не только фиксировать способность запоминать, но и, прежде всего, должен учить обучающихся рациональной технологии запоминания и убедить их в том, что результаты будут не сразу, а постепенно.
Список используемой литературы
1. Гоноболин Ф. Н. "Психология" Изд-во "Просвещение", М., 1973. – 240 с.
2. Груденев Я.И. М. «Совершенствование методики работы учителя математики» «Просвещение» 1990. – 205 с.
3. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
4. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
.