Статья «Приёмы активизации внимания и деятельности обучающихся на уроке»
Приёмы активизации внимания и деятельности
обучающихся на уроке
Автор: Пшенина Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ им. Е.А. Кирюшина с. Большая Раковка Красноярского района Самарской области
Внедрение современных образовательных технологий позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Но часто правильность открытия новых знаний подтверждается самим учителем, а ученики теряют интерес к уже найденному материалу. Снова встаёт проблема низкой активности и даже пассивности детей на уроке. Актуальность решения данной проблемы в том, что именно живой интерес к процессу обучения и активное участие ребят позволяет получать новые знания ненавязчиво, легко, естественным путём передачи их друг другу. Предлагаю несколько приёмов активизации деятельности, которые опробованы на практике. Первый предполагает предоставление детям как можно больше возможностей на уроке обучать друг друга (под контролем и корректировкой процесса со стороны учителя). Наш девиз: «Обучайся обучая». Первые шаги к обучению друг друга дети делают при работе в паре меняясь тетрадками для проверки выполненного задания (называю этот этап «Поиграем в учителя») и группе. Первые оценивания на уроке должны быть на этапе окончания поиска и открытия новых знаний. Найденный материал анализируется и оценивается самими детьми в соответствии с поставленными задачами. Сначала по желанию выполненные задания оценивают самые сильные ученики, которые хорошо знают правила. Потом, к концу 4 класса подключаются и слабые, которые с особым удовольствием стараются найти ошибки в работах хорошистов и отличников. Например, на уроке русского языка в 4 классе по теме «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» учитель предлагает определить падеж следующих слов: «из ткани, по небу, в окно, под белой берёзой» и т.п. (запись может быть выполнена на доске или на тетрадном листе спроецирована на экран). Учитель спрашивает: «В каком слове вы затрудняетесь определить падеж? Почему? Где мы можем найти решение нашей проблемы? (в учебнике есть таблица). Проанализируйте её содержание, сделайте вывод». Вывод учащихся и должен быть подвергнут критической самооценке с доказательством других обучающихся. Так рождается истина, подкрепляемая затем правилом из учебника. Далее на любом этапе урока, кроме работы на доске, при помощи документ-камеры возможен обозримый контроль письменных работ. Текст выводится на экран, и дети сами находят ошибки и доказывают (обязательно!) свою правоту путём пересказа правила или алгоритма работы. В будущем можно использовать стремление детей подражать учителю (кто из них не хочет оценивать другого!) назначая «учителя». Например, учитель говорит: «Сегодня на уроке русского языка обучает Рома. Напоминаю, Рома должен не просто найти ошибку, но и доказать, объяснить почему так надо писать». Учитель следит верно ли, все ли ошибки заметил Рома в том числе и у себя.
К концу обучения в начальной школе практически все ребята (10 человек) пользовались данным приёмом. На диаграмме отражены только самые активные участники.
Ещё один приём, помогающий с моей точки зрения, быстрее и надёжнее усвоить новый материал, можно назвать «Тема дня». Например, по русскому языку начинается изучение имени прилагательного. На чтении в текстах или стихах находят прилагательные. В задачах по математике можно отыскать прилагательные. На ИЗО прилагательные присутствуют в описании картин, в названиях красок. На технологии в характеристике линий, полос, описании шаблона и т.д. Тематический день может быть посвящён понятиям из математики, окружающего мира и даже ИЗО, технологии, музыки в зависимости от приоритетной цели, выбранной учителем.
В 1 классе использую приём активизации устных ответов под условным названием «Колокольчик». Не секрет, что современные дети поступают в школу с дефектами речи (60-70%). Одна из причин – дети поздно начинают говорить (в 5-6 лет). На мой взгляд, причина в малом объёме общения. Родители часто, чтобы занять или отвлечь детей, включают им телевизор или компьютер, а сами разговаривают с ними мало, не говоря уже о чтении-рассматривании книг. В результате в школе ребёнок неохотно, чаще односложно отвечает на вопросы или вообще молчит, не реагируя даже на обращения учителя. Выручает приём «Колокольчик», основанный на приёме соревновательности, желании получить презент от учителя. Учитель объясняет, что за каждый правильный полный (обязательно!) ответ ребёнок будет получать маленький картонный колокольчик, как символ речи. В конце дня все колокольчики подсчитываются и на парту ученика вывешивается красочный вымпел с 1,2,3 местом в зависимости от количества колокольчиков. (Важно! Колокольчики кладёт сам учитель в отдельный контейнер на парте и весь урок ребёнок не должен их трогать). Вымпел висит весь следующий день, пока не будут подсчитаны результаты нового дня и т.д. В конце года самым активным отвечающим вручаются Грамоты «За активные устные ответы» или «Самому активному отвечателю» (название можно придумать другое). Самый главный вывод, который я сделала за тридцать лет работы: методики и приёмы срабатывают по-разному в зависимости от набора класса. Дело даже не пресловутом делении детей на «слабых» и «сильных». Каждый набор, как человек, отличается своей индивидуальностью, поэтому если в одном классе метод или приём работал отлично, с достижением высоких результатов, то в другом может не сработать вообще. Тогда и приходится трансформировать свою деятельность, настраиваясь на новых ребят. Это интересно, но трудно, поэтому, по-моему, каждый учитель должен обладать творческими способностями или мобильностью (помощь можно найти в Интернете, в том числе и мои разработки).