Применение технологий на тему «Приемы реализации межпредметных связей на уроках химии и литературы»
Чугай Людмила Игоревна
Учитель химии высшей квалификационной категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Архангельская область, г. Северодвинск
Тезисы к публикации.
Из обобщения опыта представлены приемы реализации межпредметных связей на уроках химии и литературы. Работы с разными источниками информации, позволяют не только разнообразить методику проведения учебных занятий, но и формировать, развивать разные виды ключевых и предметных компетенций учащихся. К таким компетенциям относятся умения исследовательского характера, которые позволяют на школьной ступени обучения повысить предметный интерес и мотивацию изучения предмета и в дальнейшем будут востребованы в профессиональной деятельности выпускника. Данный опыт может быть интересен учителям химии общеобразовательных школ.
Приемы реализации межпредметных связей на уроках химии и литературы
В свое время известный психолог А.Н. Леонтьев отметил, что у детей довольно рано возникает «образ мира». Этот образ не подкреплен признаками научных знаний о мире, этот образ аллергорический, идеальный, но целостный. После того как ребенок поступает в школу, этот образ разваливается. Целостная картина мира распадается на учебные предметы, почти не связанные между собой. Давно уже замечено, что знания наших обучающихся обширны, многообразны, но мозаичны. Одна из характерных особенностей школьной программы - ее спиральное построение и существование научных знаний в рамках одного предмета независимо от других. Поэтому, в последнее время в содержании образования идут интегративные процессы.
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов. Учитель химии разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в курсе химии.
Методика творческой работы педагога в этом плане проходит следующие этапы:
- изучение программы по химии, программ и учебников по другим предметам, изучение дополнительной научной, научно–популярной и методической литературы;
- поурочное планирование межпредметных связей с использованием тематических планов;
- разработка средств и приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках (формулировка межпредметных познавательных задач, домашних заданий, подбор дополнительной литературы для обучающихся, подготовка необходимых учебников и наглядных пособий по другим предметам, разработка методических приемов их использования);
- разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения (обобщающих уроков с межпредметными связями, комплексных семинаров, экскурсий, факультативов по межпредметным темам и т.д.);
- разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении (вопросы и задания на выявление умений учащихся устанавливать межпредметные связи).
Актуальным и одновременно сложным является процесс реализация межпредметных связей при преподавании естественнонаучных дисциплин и гуманитарных. Не все дети, которые приходят к нам на урок успешны в изучении предмета, мотивированы.
Химия и литература на первый взгляд очень далекие друг от друга предметы. Но их связь - настоящая кладезь для реализации творческих замыслов учащихся по развитию познавательного интереса и их мыслительных способностей. Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать познавательный интерес к предмету. Установление межпредметных связей между химией и литературой способствует формированию целостного мировоззрения.
Методика использования художественной литературы на уроках химии разнообразна. Фрагменты литературных произведений могут применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих понятий химии, при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе, обобщении и повторении темы.
Существуют множество приемов работы с текстом:
- найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения;
- ответить на вопрос, о каком явлении или веществе идет речь;
- осуществить цепочку превращений на основе прочитанного текста;
- объяснить химическим «языком» явления, описанные в тексте;
Рассмотрим основные приемы работы с текстом. Так, например, в книге Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» описывается взрыв в пещере рудничного газа, в результате которого погибают бандиты. «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашёной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашёной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её угол и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
При изучении темы «Кальций и его соединения» обучающимся предлагаются следующие задания:
- прочитать отрывок из произведения и описать с помощью химических реакций те процессы, которые происходили в пещере;
- представлена только часть текста, начиная: «Так и случилось», дописать, что произошло дальше, опираясь на знания химических процессов;
- составить уравнения реакций, описанные в отрывке и дописанном вами тексте;
- указать классы веществ, представлены в тексте;
- составить и осуществить цепочку превращений.
В своем произведении «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский описывает свойства угля (фильтрование, адсорбция): «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода – то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная». Этот отрывок можно использовать при изучении темы «Чистые вещества и смеси. Способы очистки смесей». В качестве задания можно предложить объяснить способы очистки воды, упомянутые в тексте.
Эту же сказку можно использовать при изучении темы «Кислородные соединения углерода».
«- А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься?
– А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно». Вопросы, заданные по тексту: «Почему, нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели?», «Что такое угар? Почему от угара можно умереть?» помогут обобщить свойства соединений углерода.
При обобщении темы «Окислительно-восстановительные реакции» можно использовать строки из стихов для анализа и последующего составления окислительно-восстановительных реакций строки из стихотворения А. Ахматовой.
…На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть… Из сборника А. Ахматовой «Вечер».
После изучения темы «Коррозия металлов», можно предложить задание: объяснить явление, которое упоминается в строках А. Ахматовой, составить окислительно-восстановительные реакции. При внимательном анализе строк ребята делают вывод, что зеленый цвет дают соединения меди. Медь взаимодействует с кислородом, образуется оксид меди (II), а затем с углекислым газом и водой превращается в основный карбонат меди- малахит.
Очень интересно можно выстроить работу с текстами научно-популярной литературы, например, изучая тему «Галогены», можно предложить интересную информация в текстовом формате:
Имя «галоген», что в переводе означает «солерод», было дано хлору за его способность образовывать поваренную соль (хлорид натрия) при непосредственном соединении с натрием. Позже это имя было распространено на все элементы VII А-подгруппы, а хлор получил свое имя - в переводе «желто-зеленый».
Этот газ с резким удушливым запахом был получен в 1774 г. Шееле, а определен как новый элемент в 1810 г. англичанином Г. Дэви. Самое интересное свойство элемента - страшная химическая активность, уступает в ней он только фтору.
Хлор непосредственно соединяется с подавляющим большинством металлов и неметаллов, разрушает многие органические вещества. Однако он не соединяется ни с газами воздуха, ни с железом. Это позволяет хранить его в стальных баллонах и даже удалось применить в качестве боевого отравляющего вещества в годы первой мировой войны.
Это случилось ранней весной 1915 года, невдалеке от бельгийского города Ипра. Уже не один месяц стояли здесь лицом к лицу воюющие армии Франции и Германии. Утром 22 апреля ветер подул со стороны немецких окопов. И вдруг наблюдатели подняли тревогу: из немецких окопов поднялось и поползло в их сторону желто-зеленое зловещее облако. Солдаты схватились за оружие, меж тем струи тяжелого газа полились в траншеи, блиндажи, укрытия. Газ оказался ядовитым. Он ослеплял глаза, словно когтями, рвал грудь. Это было первое применение хлора. Атака вывела из строя целую дивизию - пятнадцать тысяч человек. Из них девять тысяч остались мертвыми на поле боя. Через месяц немцы предприняли газовую атаку против русских войск, 150 тонн ядовитого хлора было выпущено ночью, и смерть беззвучно подкралась к спящим солдатам. И здесь этот «эксперимент» унес девять тысяч жизней.
Хлор в природе встречается лишь в виде соединений. Это минералы галит (каменная или поваренная соль) - NaCl, сильвин (КCl), бишофит (MgCl2). Бишофит встречается в Волгоградской области и известен всему миру своими лечебными свойствами - исцеляет язвы, кожные болезни, ревматизм.
Хлор в виде соединений необходим человеку, он содержится в клеточной жидкости, крови. Человеку, потерявшему много крови, вводят физиологический раствор поваренной соли с массовой долей 0,9%.
Задания работы с текстом:
-составить краткий конспект;
-составить план прочитанного;
-выписать химические понятия, включенные в текст;
-объяснить приведенное в тексте явление с химической точки зрения;
-ответить на поставленные учителем вопросы;
-составить не менее 10 вопросов по данному тексту (приложение 2);
Эти вопросы могут быть заданы как домашнее задание.
Использование отрывков из художественных произведений на уроках способствует пробуждению и поддержанию познавательного интереса к химии. Обучающиеся выполняют творческую, поисковую самостоятельную работу, отыскивая отрывки из художественной литературы, физических и химических явлений, свойств различных веществ и их применение в разных ситуациях.
Литература
Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля -М.: Вентана – Графф, 2002г- 176 стр.
Габриелян О.С. О связи обучения химии с литературой. «Химия в школе». 1991г. № 5, 44 – 45 стр.
Дьякович С.В. Использование литературных произведений при составлении заданий по химии. «Химия в школе» 1995г № 5 19 – 22 стр.
Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. М.: Школьная пресса, 2002г.