12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Алексеевна Мальцева15506
Россия, Новосибирская обл., п.Керамкомбинат
2

Возможность реализации межпредметных связей на уроках информатики на основе интегрированного обучения

Возможность реализации межпредметных связей на уроках информатики на основе интегрированного обучения


Подготовила учитель информатики МБОУ "СОШ п. Керамкомбинат" Мальцева Ю.А.


Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех  прочих.

Рене Декарт

Еще в прошлом веке педагоги неоднократно подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса.

Однако этот вопрос долгое время так и оставался открытым. И сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. В лучшем случае можно видеть интеграцию родственных предметов, и исключительно в редких случаях два преподавателя, ведущих различные предметы, сотрудничают на одном занятии.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов и межпредметных понятий (таких, о которых можно получить целостное представление только при рассмотрении их с разных сторон, с позиции разных научных дисциплин).

В школе мы готовим учащихся к жизни и профессиональной деятельности, и межпредметные связи помогают формировать у учащихся цельное представление о явлениях природы и взаимосвязи между ними.

Виды межпредметных связей в содержании обучения информатики

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель информатики осуществляет все многообразие их видов. Различают связи

внутрицикловые (связи информатики с математикой, физикой)

межцикловые (связи информатики с химией, биологией, географией, историей, литературой, технологией, физической культурой и т.д.).

Применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (физики, географии, математики, экономики). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат. В практике преподавания информатики можно использовать связи с математикой, географией, литературой, физикой, биологией, историей. Целесообразно включать в содержание интегрированных уроков факты из науки, жизни и деятельности ученых, выдающихся людей.

Такие интегрированные уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трех элементов:

- знания и умения из первой предметной области;

- знания и умения из второй предметной области;

- интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.

Проблему выделения межпредметных связей информатики с другими школьными дисциплинами можно рассматривать по-разному. Прежде всего, для изучения теоретических основ информатики нужны определенные знания из других учебных предметов. Например, изучение классификации информации по способу восприятия базируется на знании учащимися органов чувств человека. При рассмотрении компьютерных вирусов и способов защиты от них можно провести параллель с биологическими вирусами с целью установления сходства и отличия между ними. Основные информационные процессы, протекающие в технических системах: хранение, обработка, передача информации целесообразно рассматривать по аналогии с информационными процессами в биологических системах, а функциональные устройства компьютера, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком.

В своей практической деятельности я также применяю межпредметные связи при построении уроков информатики.

Связь с такими предметами, как география и история, мной применяется на разных этапах урока. Например, на этапе закрепления полученных знаний по теме урока я предлагаю учащимся задания, связанные с определенными историческими событиями или географическими материалами. Это, например:

- описания каких-либо исторических событий;

- данные из исторических документов;

- географические данные о той или иной стране;

- фотографии известных личностей, географических мест и т. п.

С данными теоретическими сведениями по учебным дисциплинам предлагаю следующие виды работ:

- набор и редактирование текста;

- форматирование текста;

- вставка и редактирование рисунков;

- создание мультимедийных презентаций;

- поиск информации в сети Internet и т. п.

Также на своих уроках применяю межпредметные связи: информатика — математика. Моя задача на этих уроках — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.

Рассмотрим межпредметные связи на конкретных примерах.

1. В курсе изучения информатики и ИКТ в 5 классе мы говорим о таблицах и решаем логические задачи табличным способом. Учащиеся обычно с энтузиазмом решают такие задачи.

Например, задача «Летние каникулы». Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя. – О, еще как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Фамилия

Имя

Алик

Володя

Миша

Юра

Балашов

-

-

-

+

Петров

-

-

+

-

Лунин

-

+

-

-

Симонов

+

-

-

-

Таким образом, к концу года на уроках математики (и не только), учащиеся довольно легко читают и составляют таблицы.

2. В рамках разговора о кодировании и декодировании информации, на уроках информатики речь идет о координатной плоскости. Речь идет, конечно, только о первой координатной четверти. Каждой точке координатной плоскости ставиться в соответствие пара чисел (адрес). Мы учимся по заданным координатам строить изображение, а затем учащиеся самостоятельно кодируют свою информацию.

Таким образом, ведется подготовка к изучению координатной плоскости на уроках математики в 6 классе. Например. Елочка. Известны координаты пятнадцати точек: A(4,1), B(4,2), C(1,2), D(4,5), E(2,5), F(4,7), G(3,7), H(5,9), I(7,7,), J(6,7), K(8,5), L(6,5), M(9,2), N(6,2), O(6,1). Отметьте эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности A-B-C-D-E-F-G-H-I-J-K-L-M-N-O-A.

3. На уроках математики в 5 и 6 классе мы говорим о диаграммах (столбчатых и круговых). На уроках географии учащимся тоже приходится строить такие диаграммы. А на уроках информатики можно показать, как построить диаграммы на компьютере в электронных таблицах.

t1599139231aa.jpg

4. При изучении графиков функций строим с учащимися графики некоторых функций (параболы) и на компьютере, на уроках информатики. Обращаю их внимание на особенности изображения графика, подписи осей.

t1599139231ab.jpg

5. На уроках физики, математики и информатики мы решаем задачу о теле, брошенном под углом к горизонту. Если задана начальная скорость и угол, то мы можем, рассчитав координаты х и y от времени, построить траекторию движения тела. Глядя на полученное изображение, мы можем ответить на вопросы: какова максимальная высота, на каком расстоянии от точки бросании тело упадет на землю, через какое время это произойдет. Здесь упор делаем не на математические вычисления, а на наглядную модель. Хотя для построения такой модели приходится поработать с формулами в электронных таблицах.

В 11 классе на уроках по моделированию задача о теле, брошенном под углом к горизонту, усложняется. Кроме наглядной модели, необходимо еще применить метод подбора параметра. Для 11 класса задача звучит так: В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату нужную скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на определенном расстоянии.

Также на своих уроках применяю межпредметные связи: информатика – русский язык. Приведу примеры заданий, которые могут быть использованы на таком уроке.

- Вставь пропущенные буквы…

- Удали слова, написанные неправильно (сколькими способами это возможно сделать?)…

- Попробуй сочинить стихотворение, используя предложенные пары слов, копируя их…

- Восстановите пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста…

- Подчеркни главные члены предложения. Вставь пропущенные знаки препинания…

А также на уроках информатики межпредметные связи осуществляю через:

- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.

При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создают и редактируют изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. Кроме сухих понятий компьютерной графики полезно рассказать об особенностях художественного восприятия человека. Золотое сечение – симметрия всего живого на земле. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

Использование межпредметных связей в обобщающем повторении играет большую положительную роль не только в повторении и закреплении определенных тем и разделов, но и в усвоении важнейших обобщающих понятий, встречающихся в разных предметах, и может осуществляться в таких формах, как олимпиады, открытые занятия, тесты, деловые игры и т.д.

Реализация межпредметных связей при обучении играет исключительно важную роль в превращении знаний в убеждения. Если при подготовке к восприятию, при изучении нового материала использование знаний из смежных предметов помогало усвоению новых знаний, то в процессе обобщающего повторения это использование должно окончательно убедить учеников во взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

Использование межпредметных связей на уроках информатики, показывают, что повышается познавательный интерес учащихся, а как следствие познавательная активность и познавательная деятельность учеников.

Заключение.

Эффективность использования межпредметных связей на основе интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Потому что урок – это всегда произведение учителя, а интегрированный урок – это многоточие, которое дает возможность завершить поиск, пробуждает интерес. Уроки по информатике могут совмещаться практически со всеми предметами школьного обучения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.