Приемы смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Региональный методический проект «Школа профессионального мастерства»
Вебинар «Развитие смыслового чтения у младших школьников на основе умения строить речевое высказывание, опираясь на содержание произведения»
«Приемы смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Подготовила учитель
начальных классов
высшей квалификационной категории
Чепурная Н.В.
г. Сергиев Посад
21.11.2025г.
Добрый день, дорогие коллеги!
Свое выступление я хочу начать словами Василия Александровича Сухомлинского «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»» (слайд 1). Цель современной системы образования - вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнь и быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми, критически мыслить и, в конечном счете, взять на себя нелегкую ношу своего времени… Помните, как у В. Высотского:
«Если путь прорубая отцовским мячом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем –
Значит умные книги ты в детстве читал…» (слайд 2)
Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Мало и плохо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, что называется, захлебываться в потоке информации. В то же время учащиеся начальной школы находятся в том возрасте, когда у них можно выработать оптимальную скорость чтения, тягу к чтению художественной, учебной, познавательной литературы. Необходимым условием успешности обучения чтению в современной начальной школе является обязательность собственной читательской деятельности ученика.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но, прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её.
Осознанность—основное, ведущее качество чтения. Следует добиваться такого положения, чтобы дети отчетливо понимали то, что они читают, чтобы понимали смысл каждого слова в том значении, в каком оно употреблено в контексте.
Смысловое чтение, как метапредметный результат и универсальное учебное действие формируется благодаря использованию следующих технологий:
технологии проблемного обучения;
интерактивных технологий;
технологии критического мышления.
В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, интерпретировать различные типы текстов. Процесс формирования навыков смыслового чтения – очень длительный и трудный путь. Необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков осознанного чтения от класса к классу. Конечно, в наш век развития электронных носителей информации существуют проблемы с правильным, грамотным восприятием текста.
Снижение интереса к чтению. Из-за увеличения объёма информации возникают сложности с её отбором, пониманием и анализом
Превалирование технического чтения над смысловым.
Ученики часто читают поверхностно, не выделяют
основную мысль текста, не строят логические связи между смысловыми блоками.
Низкий словарный запас. Незнание лексического значения слов приводит к потере смысловой нити текста и искажению информации.
Нежелание читать. Если техника чтения ниже норматива, ученик устаёт от того, что много сил вкладывает в техническое прочтение слогов, составление их в целые слова.
Узкий круг самостоятельного детского чтения. Школьники мало читают научно-познавательной литературы и произведений русских классиков.
Всё это так, но если мы будем на уроках литературного чтения системно использовать приёмы и методы смыслового чтения, то получим читающего ученика.
1. Антиципация. Я часто на своих уроках по литературному чтению использую этот прием работы с текстом (слайд 3)
С помощью антиципации (догадки, мысленного предвосхищения) читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим.
Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения. (слайд 4)
1 класс. Антиципация слов и словосочетаний
В первом классе этот приём начинаю применять ещё при изучении букв, когда, повторяя изученные буквы, закрываю одну часть буквы и предлагаю детям назвать эту букву. Далее при изучении слов и словосочетаний
антиципация также имеет большое значение не только для увеличения темпа чтения, но для улучшения качества восприятия учебного материала, удержания уже прочитанного и предвидения последующего. Умение предугадывать развивается при выполнении определенных текстовых упражнений.
Упражнение 1. Восстановление в тексте пропущенных элементов (слайд 5)

Упражнение 2. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений (слайд 6). Например,
1. Друзья познаются…
2. Любишь кататься - люби и…
На современном уроке литературного чтения антиципация применяется во время речевых разминок, для формулирования темы урока на основе ориентировки в книгах, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста.
Использование приема антиципации на различных этапах работы с текстом может быть реализовано следующим образом.
Этап первый: работа с текстом до начала чтения.
Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение, предвосхищение учащимися содержания произведения по его названию, иллюстрации, фамилии автора и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.
Пример фрагмента урока: Азбука, Буква Ее, текст «Река» 1 класс
(слайд 7,8,9)
Предлагаю ученикам, прежде чем перейти к чтению текста, поработать с иллюстрацией к нему: кто изображен на картинке, где происходит действие, что делают дети. Здесь же осуществляется и словарная работа. (Ил-вязкий осадок на дне водоёма. Тина- густые зелёные водоросли, плавающие в водоёмах. Лини и караси- речные породы рыб.)
Учащиеся формулируют лексическое значение новых слов, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке литературного чтения делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету и значительно облегчает процесс чтения слабо читающим детям.
Этап второй: работа с текстом во время чтения.
Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же).
Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
Данный этап я продемонстрирую на примере анализа произведения В. Драгунского «Друг детства», 3 класс (слайд 10)
Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. (Почему папа засмеялся? Для, чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа?)
Вопросы на обоснование, аргументацию, доказательство. (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?)
Вопросы, формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста. (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?)
Этап третий: работа с текстом после его прочтения. (слайд 11)
Данный этап предполагает достижение понимания основной мысли, подтекста, чтения «между строк». Наряду с традиционными приемами работы с текстом на уроках используются творческие виды работ:
• прием кодирования информации текста в той или иной форме, например, изображение чувств, состояний, позиций действующих лиц произведения с помощью цветовой гаммы;
• подбор фразеологизмов, пословиц и поговорок к героям.
Например: татарская сказка «Два лентяя» (внеклассное чтение, 1 класс)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Также, на своих уроках литературного чтения я часто использую такой интересный литературный приём как «Синквейн», который может быть полезен как в образовательных целях, так и для творческого самовыражения. Для нас с вами не секрет, уважаемые педагоги, что у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. (слайд 12)
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Несмотря на свою простоту, он способен раскрыть глубину мысли и помочь увидеть суть явления через призму ограниченного количества слов, развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Он способствует развитию творческого, критического мышления у учащихся. С синквейном можно работать индивидуально, в парах, в группах.
Что же такое сиквейн?
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна. (слайд 13)
Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Например, 2 класс, раздел «Произведения русских писателей», стихи русских поэтов о зиме… Синквейн «Зима» (слайд14); 3 класс, И.А. Крылов Басня «Ворона и Лисица». Обратите внимание, уважаемые коллеги, несколько синквейнов в виде сравнительной таблицы. (слайд 15)
По мере взросления ученика начальной школы, совершенствуются усложняются и становятся более разнообразными приёмы работы над смыслом прочитанного произведения.
Одним из основных приёмов осмысления полученной в тексте информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Приём «Ромашка Блума» я тоже использую при работе над литературным произведением (слайд 16,17). Ученикам предлагаются 6 типов вопросов.
Простые вопросы используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти. Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе. Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
«Вы имели ввиду, что …?»;
«То есть ты говоришь, что …?»;
«Можно ли считать, что …?»
Объясняющие
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?» «Зачем?»
Творческие
«Что могло бы измениться …?»;
«Придумай, что случится, если …?»;
«Какие события произойдут в рассказе после …?».
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению.
Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
«Предложи, что можно сделать из …?»;
«Где еще можно использовать …?»;
«Где в жизни можно наблюдать такое явление?».
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
«Поделись, как ты относишься к …?»;
«Почему это хорошо, а не плохо?»;
«Как определить, каким образом лучше поступить?».
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума со 2 класса, то к 3-4 классам вопросы задаю уже не я, а сами дети друг другу, работая в группе.
Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Я слежу за их работой и контролирую время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Использование данного приёма смыслового чтения я продемонстрирую на примере рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок», 3 класс (слайд 18)
Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов.
1лепесток Дети придумывают простые вопросы:
-Какая была погода в рассказе?
- Сколько лет было мальчику в рассказе?
- Откуда возвращался корабль?
-Кто был отцом мальчика?
-Что сделала обезьяна?
-Как отреагировал мальчик, но то, что у него стянули шляпу?
2 лепесток Дети придумывают уточняющие вопросы:
- Правильно ли я поняла, что мальчик проявил ненужное геройство?
3 лепесток Дети задают объясняющие вопросы:
-Зачем обезьяна сняла у мальчика шапку с головы?
- Почему мальчик лез все выше и выше по перекладинам мачты?
-Почему капитан заплакал?
4 лепесток Дети задают творческие вопросы:
-Что было бы , если бы капитан не выстрелил из ружья?
5 лепесток Дети задают оценочные вопросы:
-Как вы относитесь к обезьянке?
-Как вы относитесь к мальчику?
-Как вы относитесь к капитану?
6 лепесток Дети задают практический вопросы:
-Что сделали бы вы на месте мальчика, капитана?
Использование на уроке приёма «Ромашка Блума» даёт очень хорошие результаты:
Развитие критического мышления. Ученики учатся вчитываться в текст, анализировать сюжет, проявлять творческую фантазию, сопоставлять факты с жизненными ситуациями.
Развитие речи и мышления. В процессе работы по обсуждению сюжетной линии текста, характеристике героев учащиеся учатся общаться, отстаивать свою позицию, убеждать в своей правоте, размышлять, рассуждать.
Вовлечение в работу практически каждого ребёнка. Активная работа одноклассников мотивирует тех, кто мало отвечает на вопросы учителя.
Организацию повторения изученного материала. Обучающиеся составляют вопросы, а затем сами ищут на них ответы. Проблемные, творческие и объясняющие вопросы направлены на развитие креативного мышления и предполагают обучение на творческом уровне. Оценивающие вопросы развивают толерантность, коммуникативные навыки, личностные качества ребёнка и обладают мощным воспитательным эффектом.
Ещё об одном приеме, который я использую на уроках литературного чтения и который способствует развитию смыслового чтения у младших школьников я хотела бы рассказать. Это «Дерево предсказаний» (слайд 19)
Данный приём развивает образное мышление, помогает строить предположения, связанные с развитием сюжетной линии в рассказе или повести.

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. (слайд 20)
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,", "Вероятно,". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
Для начальной школы мне больше понравился макет именно этого дерева. Оно более понятно по своему составу вопросов для учащихся начальной школы. (слайд 21)
Во 2 классе предположения могут идти от заглавия или от иллюстрации к произведению.
Если текст уже более серьезный (3-4класс), то он читается не до конца. И на этом этапе строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
На этапе рефлексии можно использовать прием «Возвращения к «Дереву предсказаний»
В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
Рассмотрим пример.
Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце»,4 класс (слайд 22)
На доске дерево.
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней копытцем бить. Как искры, из-под ног камни посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые-всякие».
Ствол. Как бы вы дальше продолжили сказку П. Бажова «Серебряное копытце»?
Делю учащихся на группы. Двум группам даю задание придумать положительный конец сказки и двум группам –отрицательный.
1 веточка. Даренка и Кокованя стали бы каждый день любоваться камушками. Зимой на снегу, а летом в траве камушки бы искрились на солнышке. Чудо!
2 веточка. Даренка и Кокованя раздавали бы эти камни людям как как оберег.
Пусть будут счастливы!
Аргументы: Даренка и Кокованя не смогли бы по-другому поступить. Дети доказывают, опираясь на характеристики героев.
3 веточка. Даренка и Кокованя забрали бы камни себе и продавали бы, чтобы стать богатыми.
4 веточка. Дарёнка и Кокованя стали бы делать красивые бусы
Аргументы. Герои хотели продать, чтобы на деньги построить приют для бездомных.
Вывод после групповой работы.
Для человека естественно делать добро. Когда добро делаешь, то и на душе радостно.
А теперь прочитаем, как на самом деле закончилась сказка.
Смысловое чтение как общеучебное умение, формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Обратите внимание на правила использования приёма « Дерево предсказаний» в начальной школе.
(слайд 23)
Таким образом, применение приёмов смыслового чтения в обучении значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска верных ответов, способствует активному осмыслению знаний. У учащихся развивается речь, формируется опыт сотрудничества в коллективе. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее идут на контакт с учителем. (слайд 24)
Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
«Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неумолимый бег –
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!» Р.Киплинг (слайд 25)
Спасибо за внимание!