Доклад на тему «Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

3
0
Материал опубликован 16 September 2020

ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курчатовского района Курской области

 

Выступление по теме

«Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Учитель математики Древоленко Татьяна Алексеевна


 

«В учении, чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» его, 
а прожить нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся».

(А. Герцен)

1. Введение

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном государственном образовательном стандарте записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции: «Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество». Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования. «Базовые требования к результатам обучения:

- овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры, массы и др. в различных видах домашней практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д).

- развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни».

Поэтому практическая направленность преподавания математики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития, подготовки обучающихся к овладению профессией и дальнейшей социализации в обществе.

Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении любого теоретического материала я стараюсь сразу же приводить примеры из жизни, задачи, где этот материал находит своё применение. Прикладная и практическая направленность неразрывно взаимосвязаны. Что же следует понимать под прикладной направленностью обучения и что под его практической направленностью?

Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку учащихся к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

Практическая направленность обучения математике – это формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности математического характера, умение применять полученные знания на практике.

Практическая и прикладная направленность уроков математики решает следующие задачи:

дать доступные знания, умения, навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;

учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;

учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы.

2. Пути реализации прикладной и практической направленности.

Пути реализации прикладной и практической направленности обучения математике чрезвычайно широкая методическая проблема. Остановлюсь лишь на отдельных из них, являющихся объектами многолетних исследований.

1. Задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера).

2. Применение межпредметных связей.

3. Выполнение вычислений и измерений.

4. Проведение внеклассной работы.

1) Одним из основных средств является решение с практическим содержанием (задачи прикладного характера). К задачам прикладного характера наряду с общими требованиями к математическим задачам предъявляются следующие дополнительные требования:

доступность школьникам используемого в задаче нематематического материала;

реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения;

познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;

Рассмотрим некоторые случаи использования задач с практическим содержанием при обучении математике в 5 - 9 классах.

Мы все знаем, какими знаниями по экономике обладают выпускники наших школ. Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, оплачивать услуги, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. Возникшее противоречие пытаюсь разрешить с помощью введения элементов экономики, решения задач экономического содержания, имеющих практическую направленность.

- Это задачи на вычисление стоимости покупки и получения сдачи.

Часто на уроках математики я создаю проблему, и с опорой на опыт учащихся мы вместе составляем задачу практического содержания. Например у вас есть 50 р. Что можно купить на 50 р? Посчитайте сколько будет стоить покупка, сколько сдачи получите. Дети любят решать такие задачи, так как в них идет опора на жизненный опыт учащихся. Задачи использую на уроках в зависимости от возраста, темы и особенностей класса. Такие задачи решаем с 5 по 11 класс. Изменяются лишь числовые данные и количество купленных предметов.

Большинство учебников математики, которыми мы пользуемся на уроках, были изданы несколько лет назад, и хотя они переиздавались, содержание их не изменилось, задачи с практическим содержанием уже не актуальны на сегодняшний момент. Поэтому содержание практических задач беру из Рабочих тетрадей для учащихся коррекционных школ 5-9 классов, дополнительной литературы или составляю сама. Мой опыт показывает, что для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой.

Большое значение имеет умение считать деньги, поэтому прежде, чем решать задачи на вычисление стоимости покупки даю задание посчитать деньги. Умение считать деньги формируются на протяжении всех лет обучения.

Для активизации учащихся использую деловые игры, которые учат учащихся применять знания в новых условиях. Игра может быть проведена на каком- то этапе урока или как урок практикум. Основная идея игры состоит в том, чтобы создать жизненную ситуацию, в которой, учащиеся смогли бы увидеть и оценить значение математических знаний в жизни, и применили полученные знания на практике.
  Игра «Магазин». Школьники с удовольствием на уроке участвуют в этой деловой игре. В процессе урока  учащиеся осваивают основы торгово-покупательских отношений и предложенные социальные роли, формируется понятие денежной единицы измерения – рубль. Также учащиеся развивают навыки работы с вычислительной техникой (калькулятором).

- Задачи на нахождение дроби от числа.

Пицца стоит 480 р. Сколько будет стоить 1/8 пиццы, 3/8 пиццы? К таким задачам мы делаем схематический чертёж, получаем дробь и в практической деятельности дети самостоятельно выбирают какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы найти одну или несколько частей от числа.

- Задачи на вычисление времени.

При окраске волос краску надо держать 40 мин. В какое время нужно смыть краску, если краску нанесли в 9 ч 30 мин?

Купили торт фруктов. Дата изготовления 02. 03. 15. Срок хранения 48 часов. До какого числа нужно употребить торт?

Уроки в школе начинаются в 9.00 . Мама привезла своего сына в школу к началу занятий. У него 4 урока по 40 мин, перемены длятся 15 мин. К какому времени маме нужно приехать, чтобы забрать сына?

- Задачи на нахождение одного и нескольких процентов от числа.

Банк выплачивает 7 % годовых по вкладам. Сколько денег будет на вашем счете через год, если вы положите  135 000 р?

Туфли стоили 2 970 р. При распродаже сделали скидку 25%. Сколько стали стоить туфли?

Набор мебели стоит 36 000 р. Семья купила его под беспроцентный кредит сроком на 2 года и заплатила при покупке 15 % от всей стоимости. Чему равна ежемесячная сумма оплаты кредита?

При прохождении темы «Проценты», я также использую в работе деловые игры: «Банк», «Магазин».

Задачи на проценты актуальны, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Это повышение цен; уровень инфляции, сведения о повышении процента банковского кредита. Задачи этого типа очень часто входят составной частью в решение других типовых задач.

- Задачи на вычисление периметра и площади геометрических фигур и объёма геометрических тел.

Длина рамки для фотографии 30 см, ширина 20 см. Сколько потребуется материала, чтобы сделать рамку для фотографии?

Такую задачу можно использовать во время устного счёта.

Длина дачного участка 55 м, а ширина 20 м. 1 метр штакетника стоит 250 р. Сколько денег потребуется хозяевам, чтобы установить штакетник по всему периметру участка?

На кухне решили сменить линолеум. Длина кухни 3 м, ширина 2, 30 м. Сколько м 2 линолеума нужно купить? Сколько будет стоить покупка, если 1 м 2 линолеума стоит 270 р?

Большую помощь в формировании бережного отношения к деньгам имеют деловые игры: «Магазин», «Ремонт», «Стройплощадка», и др., особенно в старших классах.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социализации обучающихся и их интеграции в общество. Подобные знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.

Решение экономических задач дает положительные результаты:

значительно увеличивается активность детей на уроке;

развивается мотивация к учению;

расширяется личный опыт учеников;

преодолевается оторванность математики от реальной жизни;

повышается качество и прочность знаний; повышается роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

приучает обучающихся к бережливости и предприимчивости.

2) Важным средством обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней межпредметных связей.

Большинство задач с практическим содержанием демонстрируют связь математики с другими школьными науками. В Рабочих тетрадях по математике для учащихся коррекционных школ предлагается много задач и заданий, связанных с географией, биологией, историей, СБО, с жизнью. Задания для укрепления межпредметных связей могут быть следующими:

Тема «Нумерация многозначных чисел»

Задание 1. Запиши числа цифрами. Как их можно назвать?

 Высота самого высокого водяного смерча тысяча пятьсот семьдесят шесть метров – 1 576 м.

Толщина самого толстого льда четыре тысячи семьсот семьдесят пять метров –

4 775 м.

Длина самой короткой реки в мире тринадцать тысяч четыреста сантиметров – 13 400 см.

Глубина озера Байкал тысяча девятьсот сорок метров – 1 940 м 

Задание 2. Напиши римскими цифрами века, к которым относятся следующие события:

Основание Москвы – 1147 год, - …. век (История)

Начало книгопечатания на Руси – 1564 год, … век

Крещение Руси – 988 год, …век

Куликовская битва - … год, ….. век

Ледовое побоище - год, … век

Битва под Полтавой – год, …. век

Бородинское сражение – год, … век

При изучении нумерации для получения многозначных чисел использую денежные купюры и монеты различного достоинства. Это наиболее эффективный способ получения новой счетной единицы, получения многозначных чисел.

Тема «Величины»

Задание 3. Выразите крупные меры измерения мелкими мерами.

Слон – 7 т = …. кг

Кенгуру - 1 ц 50 кг = ….. кг

Медведь - 7 ц = ….. кг

Лось - 5 ц 70 кг = …..кг

Зубр – 1 т = … кг (Биология)

Задача 4. Чтобы сварить варенье из 1 кг клубники, требуется 1 кг сахара и 0,1 кг воды. Сколько потребуется сахара и воды, чтобы сварить варенье из 5 кг клубники? (СБО)

3) Для учащихся 10-11 классов мной разработана адаптированная рабочая программа курса «Социально-ориентированная математика, сочетающая в себе интеграцию знаний по математике и социально-бытовой ориентировки, включающая в себя формирование элементарных экономических знаний.

Цель курса: - социально-экономическая подготовка;

- углубленная социально-бытовая ориентировка в обществе.

Курс построен в тесной связи с тематикой СБО и математики, а содержание задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. Такое построение курса социально- ориентированной математики можно назвать интегрированным с СБО.

Тематика задач:

«Бюджет», «Семья», «Жилище», «Культура и досуг», «Питание», «Торговля»,

«Медицинская помощь», «Трудоустройство».

Учащиеся учатся различать понятия «экономика», «заработная плата» и её виды, «бюджет», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «собствен­ность», налоги и их виды.

Содержание арифметических задач для использования математических знаний, умений, навыков в жизненной практике направлено на:

формирование экономических понятий на уроках математики;

развитие понятийного аппарата;

раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

формирование уважительное отношение к труду окружающих людей и его результатам;

успешную адаптацию в быту;

включение в производственную деятельность.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые игры, которые учат учащихся применять знания в новых условиях.

Урок «Магазин» по теме: Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач на вычисление стоимости продуктов для приготовления блюда по рецепту». (9 класс)

Урок «Банк» по теме: Проценты. Решение задач на вычисление доходов по различным вкладам в банк».(10 класс)

Урок «Магазин» по теме: Замена чисел, полученных при измерении стоимости и массы десятичной дробью. Работа с кассовыми чеками, калькулятором. Решение задач на вычисление стоимости покупки и получения сдачи. (11 класс)

Считаю, что такие уроки способствуют социализации воспитанников, повышают учебную мотивацию, учат применять математические знания в конкретной жизненной ситуации.

Курс социально–ориентированная математика способствует более глубокому усвоению экономических знаний, развитию социального опыта учащихся старших классов.

4) Изучение любого геометрического материала имеет практическую направленность. Занятия по геометрии сопровождаются практическими работами с привлечением всех учащихся. Это задания на:

- построение геометрических фигур;

- измерения длины ширины, высоты;

- работа с чертёжными и измерительными приборами и инструментами (линейка, рулетка, циркуль, транспортир, уровень, отвес);

- вычисление периметра, площади, объёма;

- исследование свойств геометрических фигур и тел;

- конструирование, моделирование из геометрических фигур и тел;

- решение прикладных и практических задач.

Вычислительные и измерительные задания формируют у учащихся навыки, необходимые в их будущей трудовой деятельности. Такая работа осуществляется на практических занятиях по математике, работах по измерению геометрических величин, решению задач и примеров, работа с калькуляторами.

В процессе обучения проводятся самостоятельные, контрольные работы дифференцированного характера. Задачи практической направленности используются как при проведении устного счета, так и при выполнении письменных, контрольных работ, тестовых заданий.

5) Проектная деятельность пока относится к новым методам обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с умственной отсталостью не могут самостоятельно создать свой проект. Поэтому на каждом этапе работы над проектом учащимся необходима направляющая помощь учителя.

С учащимися старших классов совместно с учителем математики был подготовлен проект «Математика в различных профессиях».

Цель данного проекта: Обоснование необходимости изучения математики для овладения знаниями при выборе профессии.

В ходе создания проекта учащиеся выяснили, какие математические знания используются в профессиях: швея, повар, слесарь – сантехник, озеленитель, обувщик, парикмахер, штукатур – маляр.

В работе над проектом были использованы следующие методы: опрос, беседа с людьми различных профессий, анкетирование, статистическая обработка данных, составление таблиц и диаграмм, анализ задач из школьного курса математики по профессиям, и как результат - создание презентации.

Исследование, проведенное обучающимися, показало, что математика проникает во все сферы человеческой деятельности. Трудно назвать хотя бы один раздел науки или какую-либо профессиональную область, где не присутствовала бы математика или её методы.

6) Хорошим резервом служит проведение внеклассной работы по математике.

Мною были разработаны Рабочие программы факультативных курсов «Социально- ориентированная математика» (6,8,9 классы), «Математика в жизни человека» (7 класс) основная цель которых - познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни; связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; предоставить ученику возможность расширить свой кругозор в раз­личных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету.

На факультативах учащиеся знакомятся с историй возникновения чисел и вычислений, с историей возникновения денег, выполняют измерения длины, массы, времени, учатся считать деньги, решают практические задачи на вычисление стоимости покупки и получения сдачи,  изготавливают модель циферблата часов, учатся определять время по часам и т.д.

Внеклассная работа по математике способствует формированию у учащихся с ОВЗ умения логически мыслить, развитию памяти, устойчивого внимания. Полученные на уроках математики и закрепленные во внеклассной работе умения и навыки оказывают неоценимое влияние на более успешное и осознанное овладение трудовой деятельностью, подготавливая учащихся к самостоятельной жизни.

Исходя из всего сказанного, считаю, что моя работа в этом направлении, в условиях коррекционной школы, помогает в решении ряда актуальных задач:

повышение качества образования по предмету;

умение решать задачи социально – значимые для учащихся с интеллектуальным недоразвитием;

повышение мотивации к обучению;

повышение уровня социальной адаптации учащихся.

В заключение хочется пожелать всем педагогам здоровья и творческих успехов в деле обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 
             

                Каждое учебное заведение, каждый педагог может двигаться своей

тропинкой и со своей скоростью. Важно идти к нашей общей цели.

Эта цель – человек. Его развитие. Его счастье. Его совершенствование.

Доброго нам пути!

 

 

Используемая литература

1.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 2013.

2. Перова М.Н.. Рабочая тетрадь по математике 5 класс - М.: Просвещение, 2006

3. И.М. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике 6 класс.. М.: Просвещение.2009

4. Т.В. Алышева . Рабочая тетрадь по математике 7 класс - М.: Просвещение.2010

5.Т.В. Алышева Математика. Рабочая тетрадь по математике 8 класс - М.: Просвещение, 2010.

6 И.М. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике 9 класс. М.: Просвещение.2006.

7. Степурина С.Е. коррекционно-развивающие задания и упражнения. Математика. 5-9 классы - Волгоград, 2007.

8. Степурина С. Е. Математика 7 - 8 классы Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. (Коррекционное обучение)- Волгоград, 2008

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации