Конспет занятия в ДОУ «Путешествие в зимнем лесу»
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему: "Путешествие в зимнем лесу"
Цель – Активизация знаний детей по теме «Зима»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнять и закреплять знания детей о признаках зимы, закреплять названия зимних месяцев.
- Уточнять и расширять словарь детей о зиме. (зима, снег, снежинки, метель, сугробы, холодно, морозно; намело, замерзнуть, наступила, падает).
- Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Совершенствовать умения образовывать притяжательные прилагательные.
- Учить составлять предложения по схеме
Коррекционно-развивающие:
Развивать мышление (умение исключать предмет из ряда, объяснять свой выбор, умение отгадывать загадки, объяснять их смысл)
Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма, зрительное внимание, память.
Развивать пространственную ориентировку
Развивать творческое воображение, общую и тонкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.
Коррекционно-воспитательные:
Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности
2 Воспитывать эмоционально-радостного отношения к зимней природе.
Оборудование: Компьютер, экран, зеркало, листы бумаги, Сюжетная картина «Зима»., снежинки, разрезные картинки, наглядный материал по теме «Дикие звери», «Зима в лесу», зимняя арка, опорная схема для описания животного; поднос, магнитофон,танграм, подарочки от лесных жителей:, аудиозапись А.Евдотьевой «Падает снег».
Ход занятия:
1.Орг. Момент
Дел у меня немало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки одеваю,
Белю дома, поля
Зовут меня …
(ЗИМА)
Педагог. Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?
Дети. Нет. Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.
Педагог. Назовите зимние месяцы.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Педагог. Скажите, зима, - она какая?
Дети. Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, весёлая, нарядная, злая.
Педагог. Каким, словом можно ласково назвать зиму?
Дети. Зимушка.
Педагог. -Давайте вспомним поговорки о зиме:
1. Месяц январь – зимы государь
2.Снега надует – хлеба прибудет
3.Зимой солнце сквозь слезы смеется
4.Как зима не злится, а весне покорится
5.Любишь кататься – люби и саночки возить
6.Февраль строит мосты, а март их ломает
Дети, а вы любите путешествовать? Сегодня я Вам предлагаю отправится в зимний лес. Но это лес не простой, а сказочный. В нем очень дружно живут все звери и птицы, они весело играют и очень рады зиме. (музыка звуки зимнего леса)
Педагог. Ну что же, в путь. По какой дороге мы пойдём?
Дети. По зимней дороге.
Педагог. Чувствуете, какой мороз. Каким воздухом мы дышим?
Дети. Морозным воздухом
2. Упражнение «Заморозим ладошку»
- растянуть сомкнутые губы,
тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
3. Упражнение «Речевая зарядка»
- А чтобы в пути наши губы не замерзли, давайте их разомнем:
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Динамическое упражнение «Прогулка в лес»
1-2-3-4-5!
В лес отправимся гулять
По извилистым тропинкам,
Потихоньку мы пойдём.
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём,
По снежочку мы пройдём Обычная ходьба
Ходьба змейкой
Бег на носках
Ходьба на пятках
Педагог с детьми подходит к зимней арке.
Ой, ребята, посмотрите, волшебные ворота. Оказывается, в волшебный лес попасть не так-то просто. Но я знаю, что нужно делать. В волшебный лес мы попадем, если выполним следующее задание.
Упражнение «Доскажи словечко»:
досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…. (снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка (снегурка).
На снегу – то посмотри?-
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землюю всю украсил (снег).
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи? (снег)
Педагог: «Здравствуй, лес, дремучий, лес!
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!»
-Ребята, оглянитесь вокруг, сколько снегу намело! Давайте поймаем снежинки на ладошки, (дети поочередно левой и правой рукой ловят снежинки) Звучит музыка А.Евдотьевой «Падает снег»
6 Упражнение «Снежинки падают»
Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».
Педагог: Дети, а знаете кто самый лучший друг зимы? (Снеговик.)
Давайте, с вами слепим снеговика.
7. Упражнение «Лепим мы снеговика»
Раз – рука, два – рука,лепим мы снеговика:
Мы катаем снежный ком – вот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А наверх поставим ком – вот такой,
Вот и вышел снеговик – снеговичок!
Снег, ведерко и морковка, да уменье, да сноровка –
И готов снеговичок. Очень милый толстячок!
Педагог: Посмотрите, здесь пенёчки, присядем на них.
-Давайте вспомним тех, кто живёт в лесу.
8. Д/и «Сложи картинку»
У каждого ребенка картинка с диким животным, разрезанная на части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.
Педагог: Ребята, а как можно назвать этих лесных жителей?
Дети: Это дикие животные.
Педагог: Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут вдали от человека, в лесу.
Педагог: Каких ещё диких животных вы знаете?
Дети: (перечисляют
9. Д/и «Составление рассказа-описания»
Дети составляют рассказ о внешнем виде животного по плану.(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).
10. Д/и « Чей это хвост?»
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);
У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);
У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);
У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).
Педагог: — А сейчас на нашем пути встретятся вместе непримиримые враги — заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм».
Дети выкладывают изображения лисы и зайца. Причем на одном столе у одного ребенка – изображение зайца, у другого – изображение лисы. Воспитатель задает детям вопросы: из каких фигур состоит заяц, из каких изображение лисы, из скольки фигур состоит изображение лисы, зайца.
Педагог. Как хорошо вы все сегодня поработали и лесные жители приготовили вам вот такие подарочки( картинки с изображением животных.) Раскрасьте эти рисунки в свободное время.
Дети. Спасибо!
12. Итог занятия.
Педагог: Вот, ребята, закончилось наше путешествие по зимнему лесу, - пора возвращаться в детский сад. Понравилось Вам в лесу? Что вам больше всего запомнилось?
Поляков Александр Васильевич
Рощупкина Виктория Викторовна