Применение активных методов профориентации на примере кейс–технологий в рамках предпрофильной и профильной подготовки обучающихся
Применение активных методов профориентации на примере кейс–т
PPT / 16.08 Мб
/data/files/k1578443914.ppt (Применение активных методов профориентации на примере кейс–т)
Кейс Безработица
DOCX / 15.81 Кб
/data/files/w1578443954.docx (Кейс Безработица)
Кейс РЖД
DOCX / 21.24 Кб
/data/files/x1578443979.docx (Кейс РЖД)
Кейс по экологии
DOCX / 21.97 Кб
/data/files/o1578444012.docx (Кейс по экологии)
Применение активных методов профориентации на примере кейс–т
PPT / 16.08 Мб
/data/files/z1578444078.ppt (Применение активных методов профориентации на примере кейс–т)« Применение активных методов профориентации на примере кейс–технологий в рамках предпрофильной и профильной подготовки обучающихся»
Кейс-метод является одной из самых эффективных педагогических технологий, так как синтезирует, совмещает в себе такие методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и другие. Применение этого метода является особенно эффективным на уроках предпрофильной подготовки, например, при решении профориентационных проблем, таких как: оптимальный вариант выбора профессии, пути поиска работы, развитие профессионально важных качеств. Кейс – метод помогает учащимся актуализировать процесспрофессионального самоопределения, стать учащимся не объектами, а субъектами, активными участниками обучения.
Понятие кейс-метода и его преимущества
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать проблемную ситуацию выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Кейс-метод – это обучение действием, так как кейс является хорошим инструментом для выработки навыков действий; усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при формировании основных компетенций учащихся и способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Источники кейсов
Источники кейса делятся на две группы:
1 - это базовые или первичные источники;
2 - вторичные, носящие производный характер формирования от первичных.
К первой группе источников формирования кейсов относятся:
1. Общественная жизнь во всем своём ее многообразии. Она выступает источником сюжета, проблемы.
2. Образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод, другие методы обучения и воспитания.
3. Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса.
Ко второй группе источников относятся:
1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса.
2. Местный материал о деятельности разных компаний, предприятий, организаций, учебных заведений, их товарах и услугах, имеющих определенное личное значение для студентов.
3. Статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п.
4. Научные статьи, отчеты, монографии, посвященные той или иной проблеме.
5. Интернет с его ресурсами.
Структура и содержание кейса
- описание проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно–методическое обеспечение:
- раздаточный, наглядный, иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- критерии оценки работы по этапам.
Этапы работы с кейсом на уроке
1. Подготовка учителем и учащимися:
Учитель проводит отбор учебного материала, формулирует проблемы. Учебный материал, должен быть систематизирован, что облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов, способствует эффективности запоминания.
2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:
Учащиеся анализируют предложенные ситуации, работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой.
3. Проверка усвоения изученного материала. (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)
4. Центральное место занимает работа в микрогруппах, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.
Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах: принцип сотрудничества. принцип коллективизма, принцип ролевого участия, принцип ответственности.
Правила работы в малых группах:
– количество человек в группе – не более пяти (для эффективной работы каждого);
– выделение лидера (формального или неформального);
– проблема одинакова для всех учащихся;
– общие требования ко всем членам группы;
– создание группы экспертов (контролирующей);
– коллективное обсуждение;
– учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).
Критерии оценок работы по этапам занятия:
- краткость и четкость изложения теоретической части;
- грамотное решение проблемы;
- новизна решения проблемы;
- качество оформления решения проблемы;
- этика ведения дискуссии;
- активность работы всех членов микрогруппы.
Пример кейса к уроку предпрофильной подготовки “Безработица”
Тема урока: Безработица.
Проблема. Причины безработицы. Как снизить уровень безработицы? Что делать при потере работы?
Источник кейса: информация Роструда, Центра занятости населенря, периодической печати.
Приложение
КЕЙС
Росстат зафиксировал заметный всплеск безработицы в октябре 2014 году. За один месяц работу потеряло около 151 тысячи человек. В сентябре безработица составляла 4,9%, а в октябре ее уровень поднялся до 5,1% от экономически активного населения.
Число безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом по стране, составила на 1 января 2015 года 885,6 тыс. человек, что больше на 7,8%, чем на 1 декабря 2014 года (821,8 тыс. человек), говорится в сообщении Роструда.
Постоянное развитие производства приводит к ситуации, когда отдельные профессии постепенно исчезают, меняется квалификация работников, возникают новые производства, основанные на современных технологиях. Это неизбежно приводит к тому, что часть занятых работников оказывается ненужной производству, их знания и опыт работы не могут быть использованы ни на одном предприятии. Для того чтобы снова стать полноправным претендентом на рабочее место, работник должен пройти переобучение - повысить квалификацию или совсем сменить специальность.
Как известно, общественное производство развивается циклически, поэтому наряду с периодами оживления и подъема могут быть и периоды спада производства. В этом случае практически во всех отраслях начинается сокращение производства, часть рабочих оказывается ненужными, пополняя армию безработных.
Так, АвтоВАЗ в 2014 году сократил число сотрудников на 20,4% - до 55,057 тыс. человек, затраты на НИОКР выросли на 30%, до 4,265 млрд рублей, а на модернизацию производства было выделено 15,962 млрд рублей, что на 11% больше, чем годом ранее, говорится в отчете компании.
“На старейшем заводе Волгограда “Красном октябре” с 04.12.2014 г. законсервирован первый электросталеплавильный цех (ЭСПЦ). В ближайшие несколько месяцев руководство предприятия планирует остановить производство еще в двух цехах, пишет газета “КоммерсантЪ. Нижняя Волга” 4 декабря.
Так, до конца декабря после выполнения имеющихся контрактов может быть закрыт термокалибровочный цех. По словам исполнительного директора металлургического завода Вадима Лебензона, продукция цеха “всегда была убыточной” и настало время “прекратить заниматься благотворительностью”.
Руководство комбината называет остановку производств в некоторых цехах вынужденной оптимизацией, вызванной общей экономической ситуацией в стране. Однако в результате такой “оптимизации” без работы могут остаться порядка 500 рабочих”.
Многие предприятия закрываются или работают на неполную мощность. Эта проблема волнует многих людей. По решению проблемы безработицы нет единого мнения. Мы видим в многообразии взглядов три подхода, которые и формируют данное обсуждение.
Подходы к решению проблемы безработицы
Подход 1. Управление: выработка законов, помогающих созданию новых рабочих
Мест. Подход 1 основан на том, что главной причиной роста безработицы является отсутствие законодательных актов по данному вопросу. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления. Именно они могут в короткие сроки, выработать новые законы, остановить безработицу, так как только у них в руках реальная власть.
Подход 2. Образование: создание системы профилактики безработицы и
переподготовки. Подход 2 говорит, что жизнь изменяется быстрее, и законы будут всегда отставать, поэтому безработица будет сохраняться. Сторонники этого подхода считают, что основной формой защиты должна стать профилактика. Обладая знаниями и умениями по нескольким специальностям, люди будут уверены, что в любой ситуации смогут найти себе работу.
Подход 3. Кооперация: объединившись, безработные сами решают проблему
Подход 3, отмечая, что органы власти не смогут решить проблему окончательно, а профилактика и курсы переподготовки стоят дорого при отсутствии денег в местном бюджете, утверждают, что проблему в состоянии решить сами безработные. Для этого им необходимо объединиться в ассоциации, и тогда за короткие сроки они смогут найти лучший путь создания новых рабочих мест.
Подготовка учащихся к решению проблемы
Перед началом обсуждения (а также по окончании) учащиеся заполняют анкету, что позволяет знать первоначальную позицию участников форума и проследить его результат.
Предварительно учитель может предложить учащимся ряд вопросов, ответы на которые должны ввести ребят в тему дискуссии.
Вопросы для рассмотрения в начале обсуждения:
* Как вы понимаете понятие “безработица”?
* Что способствует се росту?
* Какой слой населения больше всего волнует (затрагивает) данная проблема?
* Какие формы борьбы с ростом безработицы из мировой истории вы знаете?
* Чем, на ваш взгляд, обусловлен рост безработицы в Брянской области?
Вопросы для обсуждения
Управление
* Какие действия должны предпринимать органы власти по снижению безработицы и созданию новых рабочих мест?
* Являются ли эти меры эффективными в нынешней ситуации в стране?
* Считаете ли вы, что только органы власти могут остановить рост безработицы?
*Не кажется ли вам, что люди при передаче инициативы полностью в руки государства самоустраняются от власти и делают ее бесконтрольной?
* Не будет ли сокращение рабочего дня и снижение пенсионного возраста нарушать права людей?
Образование
* Какие преимущества дает людям овладение несколькими профессиями?
* Где человек сможет их полнить?
* Отсутствие широкого выбора профессий не будет ли вести к ущемлению прав людей?
* Является ли создание центров переподготовки эффективным методом в сдерживании безработицы?
* Что, на ваш взгляд, эффективнее: профилактика безработицы или переквалификация людей, уже ставших безработными?
* Не кажется ли вам, что создание краткосрочных курсов не даст того уровня профессионализма, который необходим для успешного выполнения своих обязанностей на работе?
Кооперация
* В чем, на ваш взгляд, эффективность создания ассоциаций безработных?
* Не приведет ли их создание к дестабилизации положения в регионе?
* Смогут ли люди за короткий период научиться новой культуре общения?
* Не сделает ли отсутствие властных полномочий деятельность этих ассоциаций неэффективной?
* Согласны ли вы с утверждением, что только безработные смогут найти правильный путь решения проблемы
Вывод: кейс-технологии имеют ряд особенностей:
создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (профессиональной деятельности);
акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотрудничество педагога с учащимися;
способствует обогащению социально-правового опыта школьников путем включения и переживания тех или иных проблемных ситуаций.
Почему мы говорим «да» интерактивным методам? При таком подходе формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность учащихся, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.
PPT / 16.08 Мб
Болдина Ольга Геннадьевна