Применение дифференциации в обучении школьников с разным уровнем развития познавательных способностей на уроках физики в условиях реали-зации ФГОС (из опыта работы)
Полякова Татьяна Алексеевна
Учитель физики, МБОУ «СОШ № 3»
г.Ангарск
Применение дифференциации в обучении школьников с разным уровнем развития познавательных способностей на уроках физики в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема - проблема успешного обучения детей с разной мотивацией. Обобщается практический опыт учителя физики – создание оптимальных условий для развития интересов и способностей школьников.
Автор приходит к выводу, что можно решить назревшую проблему путем системы дифференцированного обучения. При этом решается ряд педагогических задач, которые формируют личностные качества обучающихся. Итогом работы являются повышение мотивации учащихся к обучению, их успешность и социализация. Статья представляет интерес для учителей.
Ключевые слова: дифференциация, уровень развития познавательных способностей, мотивация к обучению, личностные качества.
Application of differentiation in teaching students with different levels of cognitive abilities on lessons of physics under conditions of realization of GEF (from work experience)
This article addresses the currently relevant problem - problem of successful learning of children with different motivation. Summarizes the practical experience of a physics teacher - the creation of optimal conditions for the development of interests and abilities of students. The author comes to the conclusion that it is possible to solve the urgent problem through a system of differentiated learning. At the same time, a number of pedagogical tasks are solved, which form the personal qualities of students. The result of the work is an increase in the motivation of students to learn, their success and socialization. The article is of interest to teachers.
Keywords: differentiation, level of development of cognitive abilities, motivation to learn, personal qualities.
Познавательные способности – естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека. К ним относятся: восприятие, память, воображение, аналогия, анализ, синтез.
Индивидуальность личности, характеризующая возможности ученика в учебной деятельности, предопределяет разный темп продвижения школьников в обучении.
Учащиеся очень редко дифференцируются по уровню работоспособности и, как правило, с низким уровнем работоспособности чаще других попадают в группу неуспевающих.
В современной трактовке «дифференциация» рассматривается в основном как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально- личностных особенностей обучающихся и особой организации коммуникации учителя и учеников.
Цель дифференциации, с психологической точки зрения, – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников; с социальной точки зрения, – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, востребованного на современном этапе развития общества; с дидактической точки зрения, – решение назревших проблем в школе путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Новые государственные стандарты устанавливают требования к ЛИЧНОСТНЫМ качествам выпускников образовательных учреждений. Предполагается, что ученики будут обладать качествами: готовностью и способностью к саморазвитию и личностному определению, сформированной мотивацией к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, социальными компетенциями, правосознанием, способностью ставить цели и строить жизненные планы, способностью к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Следовательно, дифференцированное обучение необходимо рассматривать с точки зрения развития личностных качеств ребенка, поскольку его успешность как в учении, так и в дальнейшей жизни напрямую зависит от желания самосовершенствоваться всю свою жизнь
Необходимо акцентировать внимание на таком аспекте формирования личностных качеств, как сформированность мотивации к обучению и целенаправленность познавательной деятельности. Конечно, рассматривать их вне всего развития личностных качеств невозможно, но мотивация ведет к успешности во многих видах деятельности.
При внедрении дифференцированного обучения на уроках физики можно выделить ряд педагогических задач, которые решаются в процессе формирования личностных качеств обучающихся, используя учебный материал как средство обучения:
научить критически относится к собственным познаниям;
научить самоанализу успехов и неудач;
научить самостоятельно работать над своим образованием;
научить анализировать собственные возможности в достижении цели;
научить целеполаганию как на долгий срок, так и на короткий период;
воспитать культуру общения: помогать и принимать помощь, руководить процессом, работать в группах, адекватно относиться к замечаниям.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся, способствующая формированию и развитию личностных качеств.
К критериям дифференциации относятся обученность – определенный итог предыдущего обучения и обучаемость – характеристика потенциального развития ребенка, то есть «зона ближайшего развития». В общеобразовательной непрофильной школе можно выделить следующие уровни обученности: первый уровень – хороший уровень межпредметных знаний, высокая степень обученности, осознанная мотивация, высокий темп усвоения учебного материала (10%); второй уровень – освоение материала на базовом уровне, средний темп усвоения (70%); третий уровень – слабо усваивают материал, отсутствует мотивация к обучению (20%).
Дифференцированная работа на уроке физике с применением задач-тренажеров, 8 класс. На доске написана тема урока и план урока.
Тема: «Сила тока. Амперметр»
Демонстрационный эксперимент.
Работа с учебником «План силы тока», §37 стр.107.
Решение задач (тренажеры).
Домашняя работа §37, 38 упр.24, выучить план «Сила тока».
Ход урока:
Приветствие, учитель выбирает ученика, который читает план урока (Как правило, это ребенок, которому трудно сразу сосредоточиться на уроке, «войти в режим урока», или он требует повышенного к себе внимания). Выясняем, всем ли понятно, что и как нужно делать на каждом этапе урока. Оговаривается оценка за работу на уроке – при выполнении всего плана «5», но оценка идет в журнал, если также выполнена домашняя письменная работа.
Переходим к первому этапу урока – на демонстрационном столе приборы для сборки электрической цепи (источник тока, выключатель, сопротивление, провода, амперметр). Учитель вызывает двух ребят (по желанию) к доске: один собирает электрическую цепь, второй рисует на доске схему, класс открывает тетради, записывает тему урока и рисует электрическую схему. Возникает вопрос: зачем нужен амперметр и как его включать в цепь? И изображать на схеме?
Пока один из учеников собирает электрическую цепь, второй на доске рисует электрическую схему (учащиеся второго и третьего уровня), учитель проводит фронтальный опрос: «Что называется электрическим током? Каково направление электрического тока в цепи? Как узнать, есть ли ток в цепи?» Учащиеся первого уровня включаются в опрос. Возникает проблема: если нет в цепи лампочки, то мы не можем определить, есть ли ток в цепи?
Учитель вводит элемент новой темы – показывает амперметр, подключает в цепь и показывает на схеме, как он условно изображается и как правильно подключается. Записываем рядом со схемой, чему равна сила тока в собранной цепи. (Опережающее обучение, ребята не знают, какой буквой обозначается и в чем измеряется, это объясняется как само собой разумеющееся).
По завершении первого этапа на слайде показана схема «обозначение и правильное включение амперметра».
Второй этап урок: Открываем учебник, находим ответы по плану физической величины: «Силы тока» – отмечаем карандашом. Первый уровень – нашли, учитель работает с ними. Второй уровень – нашли, читаем вслух, проверяем правильность составления плана физической величины «Силе тока», учащиеся второго уровня оформляют план в тетрадь. Учитель работает с ребятами третьего уровня, помогает найти, что выписать из учебника, т.е. третий уровень новый материал прослушивает три раза.
По завершении работы второго этапа на слайде показан план «Сила тока» для самопроверки и самооценки.
Третий этап урока: Решение задач-тренажеров, которые составлены по упр.24 на четыре варианта. Ответы перепутаны. Решив задачу, ученик находит свой ответ и сам себя оценивает.
Тема: «Сила тока. Амперметр»
1.Выразите в амперах силу тока, равную
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сила тока | 3000мА 430мА 45мА 4кА | 200мА 520мА 64мА 3кА | 7000мА 780мА 56мА 5кА | 9000 мА 880мА 49мА 2кА |
2.Сила тока в цепи электрической плитки равна I. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение спирали за t мин?
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сила тока, А | 1.2 | 1.6 | 1.8 | 2.4 |
Время, мин | 6 | 20 | 15 | 8 |
Ответ, Кл | 1920 | 1152 | 1620 | 432 |
3.Сила тока в электрической лампе равна I. Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали за t мин?
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сила тока, А | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,5 |
Время, мин | 3 | 2 | 6 | 7 |
Ответ | 15·1019 | 90·1019 | 11·1019 | 131·1019 |
Учитель проговаривает решение первой задачи со школьниками первого уровня, затем второй задачи, затем третьей по мере необходимости.
Первый уровень – решают самостоятельно, второй уровень – консультация учителя или консультация ребят первого уровня. Учитель контролирует работу учащихся третьего уровня.
В конце урока выставляется самооценка: план урока выполнен полностью – 5 за работу на уроке.
Если остается время, первый уровень и частично учащиеся второго уровня выполняют домашнюю работу и получают оценку в журнал. Как правило, очень много положительных оценок за урок. Возрастает процент выполнения домашних работ. Планы проучиваем хором на уроке.
Для успешного освоения учебного материала на уроке, ученик должен на всех этапах урока быть в «потоке», то есть чувствовать удовлетворение от выполненной работы, завершенность, не испытывать эмоциональных перегрузок, но и не отдыхать.
Используемая литература:
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240с.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Как преодолеть интеллектуальную пассивности/Народное образование. -1998. №2. - С. 145-146.
Занков Л.В. Обучение и развитие М.: Педагогика, 1975. - 440с.
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика-6, Физика-7. // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980. - С. 175-191.