Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики
Развитие познавательных способностей младших школьников
на уроках математики
Актуальность работы: В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма.
Одна из основных задач современной школы – развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребёнок занимается, пусть даже по одному или нескольким предметам, увлечённо, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется своё отношение к предмету и учению вообще – он развивается как личность.
Цель данной работы – показать эффективность применения развивающих заданий и упражнений для развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «познавательные способности», их сущность в младшем школьном возрасте;
2. Разработать задания и упражнения, способствующие развитию познавательных способностей младших школьников на уроках математики.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития.
Известно, что различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. Но которые сами к наличию этих знаний, навыков, умений не сводятся [3, с775]. Иначе бы ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях ребенка.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. С позиции рассмотрения этой проблемы А.В. Петровским [3, с.512], нельзя говорить о способностях ребенка к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, существенно важными для данной деятельности. [3, с.510].
Развитие познавательных способностей связано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Как показал опыт работы, развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
На уроках математики подбираю задания логически-поискового характера, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, закономерности, делать выводы. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания можно разделить на несколько направлений:
--- задания на развития внимания;
--- задания на развития памяти;
--- задания на совершенствования воображения;
--- задания на развития логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и расширения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В урок включаются упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, обучающиеся учатся пользоваться своей памятью и применять приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания, развивающие мышление.
Включаются упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмом.
Таким образом, включая в урок математики специально разработанные задания и упражнения создаю условия для развития познавательных интересов, формирования стремления ребёнка к размышлению и поиску. И это вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта
В результате решения этих заданий и упражнений обучающиеся достигают успехов в своём развитии, они многому учатся и эти умения применяются в учебной работе. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Наши наблюдения показали, что у учащихся возрос интерес к урокам математики и математической деятельности. Это связано с тем, что развивающие задачи и упражнения направлены на решение комплекса задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных. Они являются не только средством мотивации деятельности детей, но и позволяют организовать систематическое повторение и закрепление математических знаний и умений.
В своём педагогическом исследовании мы показали роль задач и упражнений при развитии познавательных способностей младших школьников действительно велика.
Проделанная работа позволяет выделить ряд рекомендаций:
Необходимо использовать развивающие задачи и упражнения на разных этапах урока математики при изучении материла различного математического характера.
Использовать задания в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, низким интересом к предмету для которых математика кажется скучной наукой.
Для развития воображения лучше использовать логические задачи творческого характера на уроках математики, труда, изобразительного искусства.
Учителю необходимо творчески относится к процессу обучения математике. Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования познавательных способностей у каждого ребенка и коллектива в целом.
Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих рекомендаций можно судить об эффективности использования специальных заданий и упражнений для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников.
Достаточно высокий уровень развития общих способностей – особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения – позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности. Признаком высоких способностей и одарённости является устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Все дети способны к обучению, но каждый ребёнок умён и талантлив по-своему.
Использованная литература:
Зайцева С. А., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Методика обучения математике в начальной школе / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
Логические игры и задачи на уроках математики: Попул. пособие для родителей и педагогов. / А.Л. Тонких, Т.П. Кравцова и др. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., Просвещение, 1973.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. М.: Издательство РОСТ, 2012 г.
7