Проблемное обучение в преподавании обществознания в СПО в условиях реализации ФГОС СОО (из опыта работы)
Е. А. Сорокина ( Железногорск)
Проблемное обучение в преподавании обществознания в СПО в условиях реализации ФГОС СОО (из опыта работы)
Существенные изменения российского общества в экономике и политике привели к необходимости обновления социокультурной составляющей, в частности, преобразованию содержания и характера образовательного процесса.
В связи с указанными выше тенденциями, современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС СОО).
Изменения социокультурной и экономической составляющей жизни социума приводят к преобразованию характера и содержания образовательного процесса в системе СПО.
Целью реформы среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста через дуальное обучение, смысл которого заключается в тесной связи теории с практикой. Цикл общих гуманитарных и социальных учебных предметов и дисциплин, в свою очередь, реализует подготовку квалифицированного специалиста, обладающего целым комплексом компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и коммуникацию, в условиях меняющегося общества.
Новые преобразования требуют от выпускников среднего профессионального образовательного учреждения набор определённых компетенций, способных помочь бывшим студентам преодолеть затруднения, как в профессиональном, так и в социальном аспекте деятельности, что закреплено в ОК (общие компетенции) ППССЗ ФГОС СПО [1, c.5]:
OK 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физии ческой культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09.Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ;
ОК10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. [2].
В настоящее время особо актуальна проблема значительного обновления исторического и обществоведческого образования.
В свою очередь, требования ФГОС СОО и ППССЗ ФГОС СПО привели к изменениям методологии построения предметных курсов, использования иной концептуализации философских основ и других принципов отбора содержания; разработки новых учебников и т.д.
Особенностью ФГОС нового поколения и ППССЗ ФГОС СПО является деятельностный характер организации учебного процесса, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.
В полной мере соответствует реализации поставленных задач проблемное обучение. Проблемное обучение относится к активным технологиям, предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Теоретическое обоснование проблемного обучения представлено в работах отечественных и зарубежных ученых.
Эту идею выдвигал немецкий педагог А. Дистерверг: «Разумное воспитание должно строиться с учётом трёх принципов: природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка), культуросообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры), и самодеятельности (стремление развивать детскую активность)»[3, с.220] ( Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский считал, что в обучении особое внимание надо обращать на стимулирование самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам достоверного знания - истины. «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».[3, с.144].
Вопросы проблемного обучения освещаются в трудах таких известных дидактов и психологов, как М.А. Данилов( «Дидактика», 1957.), М.Н. Скаткин ( «Дидактика средней школы» 1975, «Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении», 1965), Т.В. Кудрявцев («Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы», 1991), , И.Я. Лернер( «Проблемное обучение» 1974 ), М.И. Махмутов ( «Вопросы проблемного обучения в школе», 1970 )и др. Широко известна книга польского дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения»,1968. Ряд значительных публикаций сделаны С.И. Мелешко и к.п.н. Д.В. Кухаревым.
В современном образовании под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается организация учебного процесса, предполагающая создание под руководством преподавателя проблемных учебных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. Результатом является творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей обучаемых.
Проблемное обучение базируется на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует соответствующего конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как последовательность проблемных ситуаций.
Уникальность проблемного обучения состоит в его многофункциональности, эффектном решении следующих задач:
стимулирование внутренней мотивации учения;
повышение познавательного интереса;
формирование самостоятельности;( ОК02, ОК03, ОК4, ОК05)
развитие творческих способностей, воображения;(ОК3)
создание условий для самоопределения в профессиональной образовательной среде; (ОК 01, ОК 02)
развитие коммуникативных навыков;(ОК 04, ОК 06)
формирование убеждений, мировоззрений; (ОК02, ОК 07, ОК08, ОК 09)
овладение привычными навыками исследовательской деятельности.(ОК02, ОК03, ОК04, ОК05).
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение материала
Поисковая беседа
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
При преподавании учебного предмета «Обществознание» я использую методы проблемного обучения.
Например, при изучении темы «Развитие общества» студентам было предложена поисковая беседа, с привлечением знаний из истории:
-вспомните этапы исторического развития общества (формационный подход: первобытно-общинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) и определите приблизительное количество времени, которое приходилось на эти этапы.
- студенты приходят к выводу, что времени на каждый этап приходится все меньше, на данном этапе преподаватель помогает формулировать закон ускорения истории.
-затем ставится перед студентами проблемный вопрос: если, по закону ускорения истории, время сокращается на каждый этап развития общества, как Вы думаете, может ли историческое время закончиться какие перспективы развития общества возможны, предложите варианты( студенты приходят к выводу о многовариантности развития общества. О новом витке , ступени развития общества. Один из вариантов – фатальный: гибель человеческой цивилизации). На данном этапе работы можно предложить поиск возможных путей решения данной проблемы. На мой взгляд, нужно студентов подвести к пониманию необходимости коллективного формирования гуманизма в сознании человечества, как, пожалуй, оптимального выхода из варианта самоуничтожения человечества).
- в качестве самостоятельной работы дома, студентам было предложено задание, с использованием самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности: Подготовить сообщение (по группам) :1. Роль исторической личности в развитии общества. Любой представитель науки. 2. Роль исторической личности в развитии общества. Любой политический деятель.3. Роль исторической личности в развитии общества. Любой представитель искусства. Необходимо было указать положительный и отрицательный вклад исторической личности, выбранной студентами для исследования.
В результате анализа данной работы студенты приходят к выводам:
- невозможно дать однозначную оценку исторической личности (только положительная или отрицательная);
- сравнивают участников исторического процесса и исторических личностей
- возможна мотивация на свершение «великих дел» (Очень показательной является ситуация, представленная в фильме «Учитель» по вопросу о сравнении исторической личности с обычным участником исторического процесса)
Так же провожу на уроках обществознания такой вид работы, как Информ дайджест (от англ. diges— краткое изложение, резюме; от лат. digerere— разделять) в СМИ— информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования.
Данный вид работы иллюстрирует такой метод проблемного изучения, как самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
Структура подготовки, разработанная мною, для реализации данного вида работы:
Всю информация делится на 3 блока:
События в мире.
События в стране.
События в регионе.
Делим информацию на 3 вида:
Политическая (государство, власть, парламент, президент и т. д);
Экономическая (производство, финансы, банки, рынки и т. д.);
Социальная и культурная ( социальные программы, реформы, наука, образование, музыка, спорт, исторические дат и т. д.)
Соответственно распределяем задание и указываем требования:
хронологичность (дата, последовательность);
выборка только важных событий(важные события охватывают большое количество людей, имеют широкий общественный резонанс, пролонгированы во времени)
где произошло (место);
что произошло (1-2 предложения).
Информ дайджест проводится каждый месяц. На первых отчетах по данному виду работы преподаватель сам дает анализ событий, произошедших за определенный период, постепенно вовлекая в данную работу студентов.
Таким образом, используя методы проблемного обучения, мы формируем общие компетенции, учим студентов поиску и отбору информации самостоятельному мышлению, выработке собственного, и, самое главное, аргументированного мнения, формируем активную гражданскую позицию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования( по специальностям) утвержден приказом Минобрнауки России от от 07 декабря 2017 г. № 1196).
3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1956. – 374 с.
4. Ушинский К.Д. Избр. Пер. соч. – М., 1949. – Т1.
5. Словарь терминов— Полиграфическая компания «Класс-М» ,2012 .
6. М.И. Махмутов Вопросы проблемного обучения в школе. – М., 1970.