Методические рекомендации «Применение элементов арт-терапии как одного из методов здоровьесберегающей технологии на уроках образовательной области "Искусство"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
основная общеобразовательная школа
г. Зернограда
Методические рекомендации
«Применение элементов арт-терапии
как одного из методов
здоровьесберегающей технологии
на уроках образовательной области «Искусство»
Составитель:
учитель изобразительного искусства
высшей категории
Пустоветова Галина Николаевна
г. Зерноград 2021 год
Методические рекомендации «Применение элементов арт-терапии, как одного из методов здоровьесберегающей технологии на уроках образовательной области «Искусство» посвящены вопросам организации и проведения уроков изобразительного искусства, внеурочных занятий художественно-эстетической направленности. Разработаны для учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования. Использован материал из личного опыта. Применение элементов арт-терапии позволит учителю увлечь детей творчеством и разнообразить учебный процесс. Рекомендации помогут использовать возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии обучающихся.
Оглавление.
Пояснительная записка……………………………………………4
Содержание:
Значение применения элементов арт-терапии на практике …..6
Из опыта работы ….………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………...22
Литература…………………………………………………………23
Приложение 1……………………………………………………...24
Приложение 2……………………………………………………...27
Пояснительная записка
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Основная тенденция изменений в современной школе проявляется в направленности на гуманистические ценности, развитие общей и коммуникативной культуры, личностный рост и актуализацию каждого участника образовательного процесса. Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности. Применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, согласно мнению психологов, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности и ее силы.
Арт-терапия - это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу» говорил В. А. Сухомлинский.
Занятия изобразительным искусством решают проблему духовного и психофизического здоровья школьников. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Можно с помощью элементов арт-терапии повысить уровень мотивации учащихся. Арт-терапевтические техники и приёмы легко осваиваются, в дальнейшем учащиеся могут применять их самостоятельно.
Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.
И ребёнок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.
Многие еще в детстве говорят, что они не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.
Цель Арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.
Знакомясь с понятием «арт-терапия», передо мною были поставлены следующие этапы освоения методов арт-терапии:
Изучение литературы, подбор арт-терапевтических упражнений и методик правополушарного рисования, приемлемых к моей работе;
Применение методов арт-терапии на уроках изо, как средство мотивации, индивидуального подхода, творческой активности;
Наблюдение за творческим ростом, проведение диагностик, обобщение опыта.
Значение применения элементов арт-терапии на практике.
Как учитель – практик с 30 летним стажем могу сказать, что если ученик получил удовольствие от урока изобразительного искусства, то в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, научит управлять своими эмоциями, разовьет воображение и фантазию. Применение различных техник изображения на уроках, позволяют поддерживать постоянный интерес детей к занятиям изобразительной деятельностью. Как правило работа, с использованием методик арт-терапии вызывает интерес, повышает самооценку и придает уверенность детям, что стимулирует их дальнейшее творчество.
Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать поясняя, что плохо рисовать не хочется, а хорошо не получается. И только нетрадиционные виды творчества создают иллюзию, что у ребят может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги.
Я стараюсь поддерживать в ребенке чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я», не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества, поддерживать в ребенке, отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
С помощью элементов арт-терапии я решаю следующие педагогические задачи:
1. Учу детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Через работу над рисунками, картинами, что является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.
2. Корригирую психоэмоциональное состояние ребёнка процессом творчества.
3. Прорабатываю мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений).
4. Способствую формированию качеств позитивного общения. (Участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.)
5. Развиваю чувство внутреннего контроля (работа над рисунками, картинами или лепка предусматривает упорядочивание цвета и форм).
6. Концентрирую внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности.
7. Развиваю художественные способности.
8. Формирую положительную самооценку учащимся.
Различия между арт-терапией и ИЗО деятельностью.
Не совпадают приоритетные цели. На уроке ИЗО основная цель- научить рисовать, знания и умения оцениваются и должны соответствовать определенным нормам. На арт-терапевтических занятиях основная цель коррекционная и диагностическая, не допускаются оценочные суждения. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний представляют большую ценность.
На уроках содержание и порядок деятельности учащихся контролирует учитель, в арт-терапии наоборот, предоставляется высокая степень свободы и самостоятельности. Ребенок может самостоятельно выбрать материалы для изобразительной деятельности, работать в собственном темпе, вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и коллективного обсуждения и наконец, имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-то по желанию, если это не противоречит социальным нормам.
Отличается и стиль общения, арт-терапевт равноправный партнер, так как вмешательство в творческий процесс снижает терапевтический эффект, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия.
Арт-терапия вовсе не ставит перед собой задачу всех сделать художниками. Её цель - в другом, стать творцом своей жизни.
Применение элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства имеет различное воздействие на обучающихся:
Воспитательное. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционное. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтическое. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностическое. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающее. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Из опыта работы.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство в школе» определена одна из основных задач уроков искусства: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому, наряду с основными формами изобразительной деятельности с детьми на уроках использую технологии арт-терапии.
Творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности, а процесс и результаты художественной деятельности помогают ребёнку оказаться в ситуации успеха. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Я хочу представить вам некоторые техники, которые я использую на своих уроках:
• Музыкотерапия. На уроках изобразительного искусства в основном используется интегративная музыкотерапия. Это и веселые приветствия в начале урока, и рассказ - беседа под музыку, и движения, и рисование под музыку. Правильно подобранная музыка помогает глубже раскрыть тему урока, создать образы.
• Сказкотерапия - инновационный метод в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи, в том числе художественно- эстетического направления.
Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний
учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным. На уроке в 1 классе по теме «Разноцветные краски» цель которого
учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки, ребята украшают сказочный дом паука - паутинку разноцветными осенними листьями. (конспект урока в приложении). На этапе рефлексии прошу детей придумать сказку (историю) по своему рисунку. Во 2 классе на уроках по теме «О чем говорит искусство» учащиеся на основе сказок и сказочных героев узнают, как с помощью линий, цвета, элементов декора можно рассказать о добре и зле, показать характер и настроение.
|
|
«Разноцветные краски» 1 класс | «Образ человека и его характер» 2 класс |
| |
«Выражение намерений человека через конструкцию и декор» 2 класс |
• Цветотерапия. Цвет способен влиять на настроение, самочувствие и желания человека. Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветотерапия родилась в древности. Для того чтобы грамотно использовать цвет, следует понимать его характеристики.
Красный одаряет чувством защищенности, уверенностью в завтрашнем дне, может помочь проще справиться с проблемами. Благоприятно воздействует на отрицательные психологические состояния: безразличие, подавленность, боязнь, неуверенность в себе. Он способен преподнести удовольствие, активизировать и вызвать, поэтому его применение необходимо ограничить. А при гиперактивности детей рекомендуется вообще не применять красный цвет. Используется перед значимыми событиями, если необходимо быть в тонусе, пробуждает интеллектуальные возможности ребенка, для абсолютно всех видов контроля.
Жёлтый содействует релаксации и вселяет оптимистичность. Активизирует интеллектуальную динамичность, взбадривает и оживляет сознание и душу, несёт оптимальное расположение духа, может помочь справиться с состоянием подавленности, настраивает на оптимистичный лад. Помимо этого, содействует общению, однако при этом ребенок остается покорным и сконцентрированным. Положительно влияет на беспокойных, нервозных и возбужденных детях. Сокращает ощущение страха у ребенка во время выполнения диктантов по русскому языку.
Синий успокаивает сознание и имеет бодрящий результат. С его поддержкой, возможно, уравновесить волнение и ликвидировать нерешительность. Располагает к серьезности, строгости в поведении. Для того, чтобы заинтересовать либо направить интерес детей на определенный объект, достаточно применять немножко голубого цвета. Тонизирует интеллектуальную динамичность при проведении контрольных работ по русскому языку.
Зелёный оказывает успокаивающее, расслабляющее влияние. Благоприятно влияет на изменении и формировании характера у детей. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к постижению находящегося вокруг мира. Кроме того зеленый цвет наделяет детей уверенностью в себе и смелостью. Успокаивающе воздействует на абсолютно всех этапах урока.
Голубой регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение. На нервную систему ребёнка он способен проявить успокаивающее и расслабляющее действие. В завершении рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может убрать напряжённость, однако не нужно и выпускать из виду, что излишний голубой цвет в помещении может спровоцировать ощущение отчуждения и холода. Уменьшает кровяное давление, успокаивает. Успокаивающе воздействует на абсолютно всех этапах урока.
Фиолетовый возбуждает деятельность сердца и легких, повышает сопротивляемость организма к простудным болезням. Небольшая картина в сиреневых тонах на стене в комнате детей станет стимулировать его учебу. Применяется равно как профилактическое средство.
Наше сознание и подсознание постоянно реагирует на цвет, а у ребёнка эта особенность выражена наиболее сильно. Практика показывает, что для ребёнка вообще не свойственно смешивать цвета, он пользуется краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его более светлых оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого, она его удовлетворит для раскрашивания солнца. Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: «Какого цвета небо?» Отвечает «Голубое», а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: Задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. И чтобы исправить данную ситуацию, нужно научить ребёнка в первую очередь видеть и сравнивать цвета. Программа Б. М. Неменского даёт простор для формирования навыков у детей по цветоведению. Уже на первом уроке по программе Б. М. Неменского дети знакомятся с понятием цвета, узнают, что существуют три основных и три дополнительных цвета. Внимание детей заостряется на технике смешивания красок, на умении наблюдать за изменениями происходящими со стороны цвета. Дети наблюдают за процессом, который их поражает. Они приглашаются в удивительный, волшебный, полный чудес и превращений мир цвета, где они смогут почувствовать себя волшебниками. Всё это стимулирует к поиску, позволяет ребёнку делать открытия, удивляться.
Эксперименты с цветом
1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения.
2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера.
3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу.
4) Выбери два цвета привлекательный для вас и непривлекательный и создайте изображение; создайте два рисунка – один из приятных цветов, другой из неприятных вам.
5) Создайте рисунок из нейтрализующих ваши негативные переживания цветов.
6) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем то же самое, используя другой цвет.
7) Создайте серию рисунков на бумаге разных оттенков.
|
|
«Удивительный серый» 2 класс | «Три основные цвета и многообразие мира» 2 класс |
| |
«Цвет, основы цветоведения» 6 класс |
Если учащихся 1 – 5 классов результаты от своей изобразительной деятельности почти всегда удовлетворяют и радуют, то в 6 – 7 классах дело обстоит несколько иным образом. Появляется неудовлетворённость качеством своей работы, этому способствует повышенная самокритичность, характерная для начала возрастного переходного периода. Чтобы смягчить эти негативные моменты подросткового периода, необходимо к этому времени вооружить ребёнка различными изобразительными навыками ( и по цвету в том числе).
| «Когда дети заснут, Оле Лукойе присаживается к ним на постель… Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детьми; эти спят всю ночь, как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне!» И ваша задача – придумать зонтик Оле. |
«Реальность и фантазия в творчестве художника» Групповая работа 6 класс |
Изотерапия (правополушарное рисование, нетрадиционные методы: набрызг, по-сырому, трафарет, техника тычка, смешанные техники акварель-гуашь, восковые мелки-акварель, гуашь-аппликация);
Много положительных эмоций вызывает у детей использование нетрадиционных техник:
«Прижми и отпечатай». Отпечатывать можно всё, что захочется листья, цветы, и т.д.
|
|
|
|
«Монотипия» 6 класс | «Обои в твоем доме» 3 класс | «Сирень победы» |
Техника раздувания краски
Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.
Чтобы пробудить фантазию у детей провожу игру «Весёлые кляксы», важно, что бы от работы с красками дети испытывали радость. Для этого нужно поставить каплю красной краски на бумагу, взять трубочку, дуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка.
«Волшебные нитки» эта техника – вызывает бурный восторг детей. Ведь они, используют её в своих работах, становятся маленькими волшебниками. Для такой работы нужно взять №10 нитки и нарезать по 20 - 25 сантиметров. Развести акварель или взять цветную тушь, опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики. Уложить нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом кончик ниточки должен обязательно высовываться. Далее потянуть кончик ниточки, одновременно прижимая верхним листом. На каждый новый цвет использовать чистый лист бумаги. Посмотреть на свой рисунок, фломастером или красками и кистью дорисовать тот образ, который увидели на бумаге.
Рисуем лёгкими: техника «Мыльные пузырьки» берём гуашь, мыльный раствор, воду. Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги и осторожно прикасаться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку). Получаются удивительные отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать картину, открытку и т.д.
«Зентангл»— новая форма искусства (официально ей немногим больше 10 лет), которая сочетает в себе сразу несколько направлений: это и творчество, и медитация, и удовольствие, и способ создания оригинальных рисунков, ценных как самостоятельные произведения или способных украсить узором почти что угодно.
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, использую нетрадиционную технику рисования -«Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Не маловажным является и то, какого цвета пластилин выбирает ребенок. Этот параметр может много рассказать о его настроении и внутреннем эмоциональном состоянии. Так же пластилин служит для развития мелкой моторики и является увлекательным занятием, на которое ребята всегда откликаются с удовольствием и интересом.
|
|
«Для художника любой материал может быть выразительным» 2 класс | «Портрет в скульптуре» 6 класс |
Задача учителя научить детей пользоваться различными художественными материалами, применять разнообразные техники и приёмы. Один предмет мы можем нарисовать карандашом, при помощи акварельной краски, фломастером, вырезать из бумаги, вылепить из глины, пластилина. Когда учитель строит работу таким образом, что происходит чередование различных техник и приёмов рисования, то дети перестают замыкаться на любимом простом карандаше и выполняют разнообразные работы.
|
|
«Образ жилища донских казаков» 4 класс | «Образ художественной культуры Древней Греции» 4 класс |
К одному из методов арт-терапии относится правополушарное рисование.
«Без раздумываний рисуйте, щедро малюя красками свежесть первого впечатления. Не страшитесь, по своей простоте, быть разочарованными конечным результатом».
Камиль Писсарро
Существует теория, что полушария нашего мозга выполняют разные функции. Левое полушарие отвечает за логику, а правое за фантазию и эмоции. Такое разделение предложил американский нейропсихолог Рождер Сперри. Он считал, что у человека чаще всего задействованы функции левого полушария, что создает постоянное напряжение мозга. И чтобы его расслабить нужно чаще задействовать в работе правое полушарие.
У детей больше развито воображение, фантазия и эмоции, потому что их левое полушарие еще недостаточно сильно. Позже, на основании его теории, преподаватель искусства Бэтти Эдвардс разработала метод рисования, который назвала методом правополушарного рисования, призванного на время подавить активность работы левого полушария и позволить человеку расслабиться.
Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д. На мастер-классы могут приходить все вместе в одну группу. Например, мамы вместе с маленькими детьми. Ребенок развивает фантазию и моторику рук, а мама отключается от повседневдного стресса, депрессии. Либо рисуют те люди, которые уже имеют опыт в рисовании и те, у кого его нет. Потом интересно смотреть и сравнивать, у кого как получилось. В правополушарном рисовании нет правил, что рисовать и как. Рисуй, как можешь и что хочешь. Рисовать должно быть легко и должно заряжать позитивом.
Благодаря правополушарному рисованию ребенок сможет:
— проявить индивидуальность;
— самореализовать свои творческие способности;
— самовыражаться через рисунок;
— получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
— бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
— поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
— избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.
Из этого следует, что метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.
Многие из техник можно применять как индивидуально, так и в группах, в зависимости от поставленных задач и цели урока (занятия). Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства пользуется большой популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству учащихся, способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира. В своей работе чаще всего использую совместно-индивидуальную форму. Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Очень часто, в процессе создания композиции, некоторые дети недовольны своей работой. Но, когда изображение удачно вписывается в общую композицию, у него появляется уверенность в себе, в своих способностях, и на следующих занятиях ребенок работает уже с большим удовольствием. Примером такой работы является открытый урок на РМО по теме «Древнерусские воины-защитники» (приложение №2).
|
Коллективная работа учащихся на уроке по теме «Древнерусские воины-защитники» в 4 классе |
Обсуждение работ можно проводить несколькими способами:
Можно спросить всех по очереди, что они чувствуют, глядя на одну из нарисованных картин. При этом все должны внимательно слушать друг друга. Когда человек все сказал, его благодарят. Потом слушают следующего. Не разрешается спорить, перебивать, говорить долго, говорить не о том. В конце делается краткое заключение. (Например: какие мы все разные, неповторимые, как интересно узнать, что чувствует каждый. Или: как замечательно автор передал то, что хотел, все смогли это почувствовать).
Можно просить каждого ребенка рассказать про свою картину, что он хотел на ней изобразить, дать маленький словесный рассказ-описание. Разрешается задавать вопросы рассказчику о том, что изображено в той или иной части картины, особенно если он затрудняется рассказывать сам. Надо поощрить неуверенного в себе ребенка, направить его внимание, ограничить чрезмерно словоохотливого ребенка, в конце поблагодарить.
Каждый отвечает на вопрос: что он сумел выразить наиболее удачно и почему. Например: «У меня получился дом, я его нарисовал аккуратно», или «У меня красивые яркие цвета», или «Машина вышла похожей на папину», или «Вышло, как мальчик бежит», — и т.д. Если ребенок затрудняется найти, что вышло хорошо, то ему помогают другие.
Если в группе есть застенчивые, неуверенные в себе дети, можно попросить их соседей ответить на вопрос «что тебе нравится в рисунке соседа?».
Можно сложить все картины вместе в ряд и попросить одного из детей сочинить по ним общую историю. Это можно делать, если картины рисовались на разные темы или на одну широкую тему. Педагог помогает ребенку. Рассказ должен иметь начало, середину и конец.
Можно рассказывать историю по очереди (каждый про свою или про очередную картину). Задача ребенка — связать в рассказе изображение на картине с изображением на предыдущем рисунке.
Можно вместе с детьми делать анализ и обсуждать: цвет (яркий или блеклый, многоцветная картина или одноцветная), размеры изображения (большие, маленькие, средние), границы изображения (размытые или четкие), пустая ли картина или загруженная изображением, тесно ли в картине или свободно главному герою и т.д.
Можно спросить ребят, что думает герой, изображенный на их картине. Каждый должен рассказать что-либо от лица героя. (Под героем имеется в виду главный персонаж картины. Это может быть не только живое существо, но и море, платье, чемодан и любой другой предмет.) В этом задании осуществляется возможность получить информацию от ребенка напрямую: то, что волнует ребенка, что он хотел бы сообщить вам, но не может, он легко произнесет от лица персонажа. Если ребенок произносит что-то тревожное, то рассказ не должен на этом закончиться. Педагог, обязательно, сразу после слов ребенка произносит одну-две фразы или вопрос, которые позволят ребенку присоединить к своему восприятию нечто новое, выводящее его из этого состояния или указывающее направление выхода.
Если предложить ребенку поговорить от лица героев картин других детей, то можно узнать о его проблемах во взаимоотношениях с другими людьми (обижает ли его кто-то, боится ли он кого-нибудь) и помочь ему правильно вести себя в этих ситуациях.
Заключение
Цель занятий с применением элементов арт-терапии, научить ребёнка освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Через развитие способности самовыражения и самопознания любой рисунок, художественное произведение может оказывать на человека положительное или отрицательное воздействие.
Я вижу результаты арт-терапевтических занятий, у детей вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности исследования педагогических основ арт-терапии в образовании как одного из методов здоровьесберегающей технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Я горжусь своими учениками, которые не останавливаются на достигнутом, продолжают обучение в центрах дополнительного образования, получают профессии, связанные с творчеством, защищают честь школы на различных конкурсах.
|
|
Данильченко Максим Персональная выставка рисунков. | Барчишина Виктория Победитель конкурса открыток ко дню города |
|
|
Барчишина Виктория Победитель муниципального конкурса плакатов ко Всемирному дню потребителя | Барчишина Виктория Победитель заочного этапа регионального конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» |
| |
Моя гордость | Виниченко Вероника призер регионального этапа конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» |
Список литературы
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5. Копытин А.И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.
6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
(приложение №1)
Урок изобразительного искусства в 1 классе
по теме "Разноцветные краски. "
Цели:
• учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
• развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;
• воспитывать аккуратность, взаимопомощь, прививать бережное отношение к природе;
Оборудование: бумага, кисти, краски, баночка для воды, аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень" , мультимедийный проектор, осенние листья.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, вы слышали как осенние листья кружась в воздухе тихо падают на землю. Сядьте так же тихо, как листочки.
1. Введение в урок.
– Какое сейчас время года? (Осень.)
– По каким признакам вы можете определить, что сейчас осень? (Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов и т.д.)
– Молодцы! Вы назвали много признаков осени.
– Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Осень! Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу.
Как красива Осень
В пёстром сарафане!
В чистом небе – просинь,
Клён горит, как пламя.
Над водой – берёзка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
(Т.Шорыгина.)
2. Эмоциональная зарядка
– А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит запись пьесы П.И.Чайковского "Осень").
– Какое настроение создала у вас эта музыка ? (С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное. )
Вы правы ребята.
– Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость.
– Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту осенней природы. (Да)
– У композитора – звуки, у художника краски, у поэта – слово.
Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься!
– Вы видели, как падают листья с деревьев? (Да)
– Как называется это явление природы? (Листопад
Слайд 12.
– Что напоминает вам земля, устланная опавшими листьями? (Ковёр.)
II. Актуализация знаний учащихся.
– перед уроком я собрала много листьев. Посмотрите.
– Одинаковые ли они? (Нет)
– А чем они отличаются? (Цветом, формой, размером.)
– Какие листья бывают по форме? (Круглые, овальные, треугольные, с пальчиками, с зубчиками, с волнами.)
Правильно. Листья разные не только по цвету, но и по форме, они от разных деревьев.
Дидактическое упражнение “Сравни листья”.
III. Формирование новых знаний и практическое их применение.
– Ребята, пока мы с вами беседовали, на нашей доске появилось необычное произведение.
– Как вы думаете, кто творец? (Это паук.)
– Правильно. Это сотворил паук. Как только наступают холода, паук перебирается к нам в класс. Он давно живёт в нашем классе за доской.
– Нравятся ли вам домик паука? (Нет.)
– Почему? (Потому что он скушный.)
– Да, паучку так хочется сделать свой домик праздничным. Пока его нет, может быть, поможем ему? (Да!)
– Но как сделать паутинку "живой"?
2. Обсуждение вариантов.
– Можно вырезать листья из цветной бумаги, но тогда они не передадут всех оттенков осенней листвы.
– Можно раскрасить листья красками.
– Можно прикрепить высушенные листья, но они быстро осыпятся.
– Какой вариант нам больше всего подходит? (Второй вариант: раскрасим листья.)
3. Сообщение темы, прогнозирование учебной деятельности и целей урока.
– Мы сегодня поможем пауку украсить его жилище осенними листьями. Сделаем ему сюрприз.
Я раздам вам листья.
– Ребята, красивые листочки я вам раздаю? (Красивые по форме, но только белые.)
– А что нужно сделать, чтобы наши листики ожили? (Надо их раскрасить.)
–– Точно, праздничность помогут придать яркие красивые листья, выполненные в очень интересной технике. Она называется – работа красками "по – сырому". Может кто – то знаком с такой техникой? (Нет.)
– А хотите научиться? (Да.)
4. Практическая работа с красками.
– Итак, приступим к работе:
1. Смочим лист бумаги водой, начиная водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь вниз.
2. Обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду.
Наберём на кисть одну из осенних красок – жёлтую, красную, зелёную или коричневую – коснёмся бумаги.
– Что происходит ? (Краска расползается.)
– Такая техника называется "по – сырому". Цветное пятно сразу расползается и становится пушистым. И пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края сольются, один цвет смешается с другим, образуя плавный переход от одного к другому.
– Расскажите, как вы получили такие интересные цвета. (Жёлтый цвет при встрече с красным превратился в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превратился в коричневый и т.д..)
– Такой переход цветов мы наблюдаем и в природе на осенних листиках.
– Ребята, не забудьте нарисовать прожилки.
Физкультминутка.
– Посмотрите, какие получились листики, ну совсем как настоящие. Прикрепим наши листики на паутинку.
(Появляется паук.)
– А вот и паучек. Он не может узнать своё жилище. Какое оно стало уютным, праздничным. И ещё он ожидал встретить у себя дома гостей. Ребята, паучек благодарит вас за такой приятный сюрприз.
– Красивая получилась у нас паутина. (Да.)
Наша паутина единственная и неповторимая.
IV. Рефлексия.
Мне понравилось …..
Я узнал…….
(приложение №2)
Предмет | «Изобразительное искусство» |
Учитель | Пустоветова Галина Николаевна |
Образовательное учреждение | МБОУ ООШ города Зернограда , Ростовской области |
Класс | 4 |
Тема II четверти: | «Древние города нашей земли» |
Тема урока | «Древнерусские воины – защитники» |
Место данного урока в учебном плане | 5-й урок по теме четверти |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Цель: Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
развивать навыки композиционного мышления;
закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно, гармония;
развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства
Личностные:
создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Васнецова и Корина;
создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные:
научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;
развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;
развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;
развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;
научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям
Коммуникативные:
научить формулировать собственное мнение и позицию;
научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные:
развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Мотивационный этап (пролог)
Учитель читает стих:
Широка ты, Русь, по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-Почему мы Русь называем матерью?
-Почему именно этим стихотворением мы начали урок?
3. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о неотъемлемых составляющих мира народной художественной культуры – древнерусских городах. Русь состояла прежде всего из городов – крепостей. Прекрасна наша земля, великолепны и древнерусские города, как свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по - прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.
Как выбирали место для строительства города?
Из каких частей состоял древнерусский город?
От какого слова произошло слово «Город»?
Для чего город обносился крепостной стеной?
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
(открывается коллективная работа учащихся «Древний город»)
Как вы думаете, о чем рассказывает данная композиция?
-Докажите, что изображен именно древнерусский город – крепость. (Город построен на холме, рядом есть ров с водой, город защищён вокруг крепостной стеной со сторожевыми башнями, внутри города есть жилые постройки людей, в центре крепости находится храм, красивые расписные терема, амбары. Вокруг очень красивая природа.)
-Есть ли у вас замечания по построению данной композиции?( Композиция кажется незавершенной. Нет людей и передний план выглядит пустым – это нарушение в построении композиции.)
- Можно ли утверждать, что она закончена? (Композиция неуравновешенна, не закончена.)
- Как бы вы решили данную проблему? (Можно добавить элементы на передний план: людей, животных, растения)
- Правильно, ведь композиция это организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Согласна с вами, что для равновесия в композицию можно добавить изображение людей.
-Кто составлял основное население в древнерусских городах? Мы узнаем, поработав в парах.
Прочитайте текст, напишите пропущенное слово. Подберите картинку, которая подходит под описание.
Задание 1: вставить пропущенное слово
В каждом древнерусском городе жили мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. Это были __________________________________________________
Задание 2: вставить пропущенное слово
В древнерусских городах было много богатых людей, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. Это были __________________________________________________________________
- А почему не взяли остальные картинки?
- Кто же это? Какова роль этих людей в жизни города? Отличались ли они внешне от мирного населения, чем? (Да, военные носили доспехи, у них было оружие) на доске появляются новые слова и картинки «Князь», «дружина».
4. Формулирование проблемы. Поиск решения проблем.
Для чего князю нужна была дружина? Мог ли он без неё обойтись?
- Правильно, князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов.
Князь содержит дружину на доходы, которые он получает с волости; кроме того, дружина получает часть военной добычи.
- Что делает дружина когда враг поступает к стенам города? Все, как один встают на защиту княжества.
Учитель перед учениками ставит проблемный вопрос. В ходе беседы подводит детей к определению ими цели и задачи урока
Смогла бы малочисленная дружина отразить натиск врага?
- Что делать? Сдаваться? Или искать другой выход из сложной ситуации? Какой?
-Кем на время войны становился ремесленник? Купец?
Правильно, каждый житель города готов встать на защиту своей земли, своей Родины.
Объедините одним словом или словосочетанием эти изображения? (на доске картинки с изображением ремесленника, купца, князя и дружины)
Учитель вывешивает на доску словосочетание - ВОИНЫ ЗАЩИТНИКИ
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Что нового можем узнать на уроке? Какую цель мы сегодня перед собой поставим? Что предстоит нам сделать?
-Можем ли мы сразу нарисовать воинов – защитников. Почему?
- Что нам для этого нужно? нам надо сначала узнать, как выглядели воины, с каким оружием сражались в бою с врагом. Как защищали себя от ранений.
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Звучит фрагмент из «Богатырской симфонии» композитора Бородина.
Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». -Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
- Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов.
Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.
Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.
Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.
-Рассмотрите эту картину. Кто изображён на ней? Что вы можете сказать про этого героя?
Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает всё полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развивается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд – неколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передаёт все детали воинского убора.
Знакомство с воинским снаряжением.
- А как называют все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи).
Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь? Русским воинам нужны были лёгкие доспехи (непохожие на тяжёлые доспехи рыцарей), т.к. им приходилось в основном вести быстрый и манёвренный бой со степными легковооружёнными всадниками.
Вам надо вспомнить предметы снаряжения и функциональное назначение доспехов воина, свойства предмета защиты воина: материал для его изготовления и цвет. Впишите нужные слова.
Предмет снаряжения воина | Назначение предмета. Защита: | Свойства предмета: | Оценка: «+», «+ -», «-» | |
материал |
цвет | |||
1. Кольчуга |
|
|
|
|
2. Бармица | | | | |
3. Шлем |
|
|
|
|
4. Щит |
|
|
|
|
Ключевые слова: | туловище голова шея рука и тело
| кольца металлические металл дерево и железо
| жёлтый серый красный |
|
--Самым распространённым на Руси доспехом была кольчуга. Это длинная рубаха, сплетённая из металлических колец, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Кольчуги составлялись не менее чем из двадцати тысяч металлических колец и требовалось 600 м проволоки для её изготовления.
- Шлем – головной убор воина, защищал его голову. Их было несколько видов. У трёх богатырей на картине Васнецова шлемы разные. Шлем мог быть украшен специально процарапанным рисунком, в котором забивалась золотая проволока.
- Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.
- Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря.
- Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.
-А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копьё, щит).
Оружием были меч, копьё. Меч был для воина священным и считался символом княжеской власти. Часто в древности в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых. Отсюда пошёл обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему даёт особый оберег владельцу.
Древнейшим оружием был и боевой топор, или секира.
Большое значение в ратном деле имел лук со стрелами.
Оружие изготавливалось мастерами с величайшей тщательностью, его украшали и хранили в специальных футлярах.
-Теперь мы сможем изобразить воина-защитника?
6) Физминутка
Дружно встали – раз, два, три
– Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
7). Самостоятельная индивидуальная работа
Выполняют творческое задание: изображение древнерусского воина княжеской дружины.
Расскажите этапы своей работы. Какие цвета подбираем при изображении доспехов, одежды воина, плаща, оружия, щита. Заполненные вами таблицы помогут вам не допустить ошибок в работе. Памятка по ТБ.
По завершению работы учащиеся прикрепляют свою работу на коллективную.
8.Рефлексия.
Алгоритм оценивания своей работы обучающиеся видят на экране и в таблице, которая лежит перед ними на парте
Оцени вклад своей работы в коллективное дело?
Ты придумал образ самостоятельно или воспользовался образцом?
Что бы ты хотел изменить в своей работе?
Придумай название коллективной работе.
Придумай применение нашей творческой работе.
Молодцы, у вас получилась очень хорошая композиция. Это творческий проект, где отражена работа каждого из вас.
- Дайте название своей композиции. Придумайте применение нашей творческой работе.
- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Где их можно встретить? ( Пограничники, пожарники, космонавты, врачи и т.д.)
- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
В заключение урока послушайте следующие строки:
Прошли века. Богатырей тех нет,
Но дух свободы в душах наших вечен.
И богатырский мужественный свет –
Неколебим, свободен, бесконечен.
В тайге, в горах, во льдах, среди морей,
На всех постах у мира и свободы,
Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,
И рать их нерушимей год от года!