Технологическая карта урока математики в 5 классе «Применение формул нахождения площадей в повседневной жизни»
Учитель математики: Ястребова Татьяна Ивановна
Технологическая карта урока.
Тема: «Применение формул нахождения площадей в повседневной жизни»
Класс: 5
Цели урока:
-обучающие: совершенствовать навыки вычисления площади геометрических фигур, применять знания на практике.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения. Тип урока: Урок - практикум Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: Учебник: Математика. 5: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, мультимедиа проектор, компьютер.Планируемый результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные: формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к себе и к своей работе.
Познавательные: работают над формированием логических умений применять формулы площади геометрических фигур в жизни, моделируют познавательную цель.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации применять формулы нахождения площади сложной фигуры.
Регулятивные:
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
Планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, развивают умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Используемые ЭОР: доска, проектор, задания для выполнения на уроке, задания для домашней работы.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя и учеников | УУД | |||||||||||||||
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Личностные: самоопределение. | |||||||||||||||
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | -Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке
3м -Как вы будете находить площадь заданной фигуры? (разбиение фигуры или достраивание до фигуры, площадь которой можно найти) - На какие фигуры можно разбить данную фигуру? (прямоугольники и квадрат) (после обсуждения, учитель демонстрирует слайд со способами предложенными учениками)
| Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. | |||||||||||||||
3. Этап целеполагания и мотивации | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | - Кому нужно знать формулы площади? Во всех ли профессиях необходимы знания площади? Необходимы ли знания формул площади в повседневной жизни? (необходимо знать всем) - Какова же цель нашего урока? (научиться применять формулы площади в повседневной жизни) | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. | |||||||||||||||
4. Этап решения поставленной задачи | | - У вас у всех в доме есть кухня. Кухня – это то помещение, ремонт в котором приходится делать чаще, чем в других местах квартиры. Такая особенность обусловлена спецификой помещения. Ведь на кухне постоянно меняются температура и влажность, что неминуемо сказывается на состоянии стен, потолка, пола и, конечно же, мебели. Именно поэтому многие предпочитают отделывать кухню кафельной плиткой. Керамический кухонный фартук является наиболее популярным способом оформления рабочей зоны. Он защищает стену от разрушительного воздействия пара, жирных брызг. Капель грязной воды в мойке. Прежде чем приступить к укладке фартука, требуется подсчитать количество материалов и определить размер занимаемой площади. Плитка имеет следующие размеры 20 см x20 cм. 220 см 60 см 70 см 50см 60 см В одной упаковке 8 штук. Сколько упаковок такой плитки понадобится купить, чтобы выложить фартук? - Что необходимо знать, чтобы определить количество плитки? (надо знать площадь плитки и площадь фартука) - Как найти площадь плитки? Какую форму имеет плитка? (плитка представляет форму квадрата, найдем площадь плитки как площадь квадрата) - Как найти площадь фартука? Какую форму имеет фартук? (фартук представляет форму сложной фигуры, площадь которой найдем способом разбиения фигуры)
Найдем площадь фартука Найдем площадь одной плитки Зная, что площадь одной плитки 400 квадратных сантиметров, а площадь фартука 14200 квадратных сантиметров, как найти необходимое количество плиток?( - Зная, что в одной упаковке 8 штук, сколько понадобится упаковок? ( -Верно! Представьте, что вы решили не затевать дорогостоящий ремонт с заменой покрытия и вместо укладки новой облицовки решили обойтись перекраской старой; достаточно покрасить плитку. Купить краску можно в одном из двух магазинов. Цена, характеристика краски и стоимость доставки заказа даны в таблице.
- Во сколько рублей обойдется самый дешевый вариант покупки плитки с доставкой? (надо узнать во сколько рублей обойдется покупка в каждом магазине и выбрать дешевый вариант) - Как посчитать во сколько рублей обойдется покупка? (необходимо выяснить сколько краски необходимо для покраски фартука, площадь которого равна 14200 квадратных сантиметров) - Зная, что расход краски приведен в таблице на 1 квадратный метр, что необходимо сделать? (перевести квадратные сантиметры в квадратные метры)
- Сколько необходимо краски, если на 1 квадратный метр приходится 0,8 кг? () - Сколько необходимо купить банок, вместимость которых составляет 1 кг и 0,5кг? банки по 1 кг или 3 банки по 0,5кг) - Учитывая стоимость одной банки и стоимость доставки в каждом магазине, найдем во сколько рублей обойдется покупка
- Выберите дешевый вариант покупки Так как 3100 <3200, то самый дешевый вариант покупки обойдется нам в 3100 руб. Ответ: необходимо 5 упаковок плитки; покупка краски обойдется в 3100 рублей | Познавательные: использование знаково-символических средств, анализ, синтез, сравнение, обобщение Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; постановка и формулирование проблемы Личностные: самоопределение. | |||||||||||||||
5. Этап подведения итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | - Что помогло нам в решении задач? (знание формул нахождения площадей фигур) - Какова их роль в повседневной жизни? (Зная формулы площади, мы можем решать практико-ориентированные задачи) - На примере задачи, по усовершенствованию фартука кухни, мы пришли к выводу, что знание и умение применять формулы площади, помогли нам справиться с задачей в повседневной жизни. - Дома решить аналогичные задачи для кухни с другими размерами. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |