Технологическая карта урока математики в 5 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
Урок
математики
«Площадь прямоугольного треугольника»
5 класс
Разработчик: Харламова Татьяна Александровна,
учитель математики
г. Череповец
2019 год
Краткая аннотация. Разработка представляет собой урок по математике. Урок проводится в 5 классе, продолжительность 45 минут. Это урок открытия новых знаний. Урок посвящен изучению формулы нахождения площади прямоугольного треугольника и практическому применению этой формулы при решении задач. Приводятся примеры задач, на практике показывается, как рассчитать площадь различных фигур, которые можно разбить на прямоугольники и прямоугольные треугольники. Предлагаемый на уроке материал доступен учащимся, соответствует уровню их подготовки и позволяет на практике реализовать дифференцированный подход в процессе обучения, в том числе и к учащимся с ОВЗ. На уроке осуществляется индивидуальная помощь учащимся с задержками развития, для них разработаны карточки с вопросами, с формулами, образцами решения задач, краткими инструкциями выполнения заданий. В урок включены элементы занимательности, что позволяет повысить интерес к математике, развивать творческие способности учащихся. Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся. Учащиеся повторяют через свой опыт путь человечества в познании. Материал усваивается учащимися не только в процессе слушания или восприятия через органы чувств, а и через потребность в знаниях, через активную деятельность. Условиями успешности обучения являются в данном случае: – проблематизация материала; – активность учащихся; – связь с жизнью. Оптимальной структурой данного материала является сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
План-конспект урока по курсу «Математика 5 класс»
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
Автор: Г. К. Муравин, О. В. Муравина
Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»
(Технологическая карта изучения темы)
Цели:
- обучающие: научиться вычислять площадь прямоугольного треугольника, применять формулу для расчета площади фигур, которые можно разбить на части, в составе которых есть прямоугольные треугольники, научить применять полученные знания при решении практических задач;
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопонимание и взаимопомощь.
Задачи: .
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Учебник Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Авторы: Г. К. Муравин, О. В. Муравина Издательство «Дрофа», 2014 г., мультимедиа проектор, компьютер, заготовки для разрезания из картона, доска.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Универсальные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства обучения |
Деятельность учащихся с ОВЗ |
||||||||||||||||||||
1.Организационный момент 2 мин. |
Личностные: самоопределение. мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. На экране показывает предметы, в которых есть фигура треугольник (слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6) Сегодня мы вспомним какие виды геометрических фигур изучали ранее, подробнее узнаем о треугольниках. |
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока. Смотрят слайды на мультимедиа. Предполагают о дальнейшем развитии событий, настраиваются на работу на уроке |
ИКТ- презентация |
Каждый учащийся с ОВЗ сидит за одной партой с наиболее успешным, подготовленным учеником без ОВЗ. Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока. Смотрят слайды на мультимедиа. Предполагают о дальнейшем развитии событий, настраиваются на работу на уроке |
||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3 мин. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Задает вопросы. Какие виды треугольников существуют? На доске нарисован квадрат. Какие две фигуры мы получим, если проведем диагональ в этом квадрате? Какие углы есть в этих треугольниках? Сколько градусов составляет прямой угол? Как называются стороны прямоугольного треугольника?(слайд 7) Как найти периметр и площадь прямоугольного треугольника? Что мы уже умеем находить? Какую величину не можем найти? Предположите, какая тема сегодняшнего урока? ( слайд 8) |
Отвечают на вопросы учителя. - Существуют остроугольные, тупоугольные, равносторонние, равнобедренные, прямоугольные треугольники. - Получим два треугольника. Эти треугольники прямоугольные. - Прямой угол составляет 90 градусов. - Стороны называются: катет, катет и гипотенуза. - Мы знаем, как найти периметр. Чтобы найти периметр, нужно найти сумму все трёх сторон треугольника. - Мы не можем найти площадь треугольника. - Тема урока «Площадь прямоугольного треугольника.» |
Учебник, доска, рабочие листы с текстами задач
|
Отвечает на вопросы учителя, вопросы продублированы на карточке, карточка находится на парте. |
||||||||||||||||||||
3.Целеполагание и мотивация 5 мин. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; логические - формулирование проблемы. |
На партах выданы квадраты и прямоугольники разных размеров из яркого картона, ножницы. Вы знаете, как найти площадь квадрата и прямоугольника. Измерьте по линейке стороны и найдите площади выданных фигур. Вы уже знаете, как получить два треугольника из квадрата. Получите два треугольника из прямоугольника. Что нужно сделать для этого? Проведите диагонали в квадратах и прямоугольниках, и разрежьте фигуры по этой линии. Равны ли полученные треугольники? Наложите их друг на друга. Совпадают ли треугольники? Цель урока: -Какая цель нашего урока? Задачи: Какие задачи нашего урока? |
Вспоминают формулы площадей квадрата и прямоугольника. S = a*b S = a*a Измеряют стороны, вычисляют площади. Разрезают ножницами фигуры по диагонали. Отвечают на вопросы . - Треугольники совпадают при наложении. Озвучивают цель урока. Цель урока: научиться вычислять площади прямоугольных треугольников. Задачи: - узнать формулу площади, - уметь находить катеты, измерять их, - применять формулу для нахождения площади. Создают собственные образы, осмысливают проблемные вопросы. |
ИКТ – презентация, геометрические фигуры из картона, ножницы |
Учащимся выданы карточки с формулами S = a*b S = a*a ( S – площадь, a, b – стороны) Проводят диагонали в квадратах и прямоугольниках, разрезают с помощью учителя или соседа по парте. Отвечают на вопросы учителя, создают собственные образы, осмысливают проблемные вопросы Озвучивают цель урока, формулируют задачи |
||||||||||||||||||||
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. 15 мин. |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Личностные: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе. |
Предлагает самим вывести формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника.( с помощью разрезанных фигур) Чем являются стороны a и b в треугольнике? Как сформулировать формулу для вычисления прямоугольного треугольника? Запишите формулу и определение в тетрадь. Формула на странице 138 (слайд 9) Предлагает объединится в пары, чтобы вместе найти площади треугольников. Измерьте катеты. Вычислите площадь. Занесите данные в таблицу:
|
Выводят формулу S = (a*b)/2 Отвечают на вопросы. - Стороны a и b являются катетами. - Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов. Записывают формулу и определение в тетрадь. Находят формулу в учебнике стр. 138 Высказывают свои ассоциации. Объединяются в пары, настраиваются на работу. Обсуждают в парах, моделируют. Ставят вопросы по задаче, думают, как найти необходимые величины, что для этого нужно. Вспоминают формулы. Составляют «кластер» - выписывание понятий, формул. Предположения, воображение, создание образа, формирование собственного отношения, обсуждение, дискуссия. |
Выводят формулу S = (a*b)/2 Отвечают на вопросы. - Стороны a и b являются катетами. - Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов. Записывают формулу и определение в тетрадь. В заранее приготовленной учителем таблице смотрят образец заполнения. С помощью учителя или соседа по парте заполняют остальные строки. Учитель помогает измерять стороны фигур. |
|||||||||||||||||||||
5. Физкульт- Минутка 2 мин. |
Изменение вида деятельности, снятие утомления, восстановление умственной работоспособности. |
Показывает упражнения.(слайд) - Дружно встали, улыбнулись! - Выше-выше потянулись. - Ну-ка плечи распрямите, - Поднимите, опустите -И в ладоши 3 хлопка, -Головою три кивка. -Вправо, влево повернитесь, - Рук коленями коснитесь. -Сели, встали. Сели, встали. - И на месте побежали. - Мы колени поднимаем - Шаг на месте выполняем - От души мы потянулись -И на место вновь вернулись!!! (слайд 10) |
Выполняют зарядку, повторяют упражнения за учителем, встав около парт. |
ИКТ - презентация |
По желанию выполняют упражнения, некоторые сидя за партами. |
||||||||||||||||||||
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений. 10 мин. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, концентрация внимания, объем словаря; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Предлагает закрепить изученную формулу при решении задач из учебника по готовым рисункам: прямоугольные треугольники, произвольные треугольники, трапеции. ( № 425 в учебнике) 5 фигур уже разбиты на части. (слайд 11) Необходимо применить знания формул площадей прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника. Как найти площадь прямоугольной трапеции, трапеции, произвольного треугольника? После вычислений предлагает сверить ответы с верными.(слайд 12) Предлагает задачу из жизни: как наполнить сосуд, чтобы жидкости было ровно половина объёма?(слайд 14) |
Находят в учебнике страницу 139 ( №425) Отвечают на вопросы. - Прямоугольная трапеция состоит из 2 частей, трапеция состоит из 3 частей, произвольный треугольник можно разбить на 2 прямоугольных. - Чтобы найти площадь этих фигур, нужно вычислить сумму частей, на которые она разбита. Вычисляют площади. Сравнивают свои ответы с верными. Формируют собственное отношение. Находят ответ для задачи про жидкость. |
Учебник, карточка с верными ответами для учащихся с ОВЗ |
С помощью учителя или соседа находит в учебнике нужную страницу, рассматривает фигуры. Учитель помогает вычислить площади фигур. Сверяет ответы с верными, записанными на карточке. |
||||||||||||||||||||
6. Организация контроля 2 мин. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
Предлагает оценить себя каждому учащемуся. Критерии оценивания записаны на слайде. 5 заданий – оценка «5» 4 задания – оценка «4» 2, 3 задания – оценка «3» (слайд 13) |
Оценивают себя , обосновывают оценки. Всё ли удалось сделать, что не получилось Собственное осознание того, что усвоено, собственное отношение к оценке |
Тетради, Карточка с критериями оценивания учащихся с ОВЗ |
Учитель помогает оценить по критериям 5 заданий – оценка «5» 3, 4 задания – оценка «4» 1, 2 задания – оценка «3» |
||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока. 2 мин. |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
-Что узнали сегодня на уроке? -Кто желает высказать своё мнение? Что ещё не получилось? Над чем необходимо работать? |
Всё ли удалось сделать, что не получилось? Ответы учащихся. Собственное осознание того, что усвоено |
Всё ли удалось сделать, что не получилось? Ответы учащихся |
|||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании 2 мин. |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Обращает внимание на дом. задание.(№424, 429) Задания дифференцированы. (№443 - дополнительные задания сложного уровня по желанию) |
Записывают д/з |
Доска, памятки с формулами для учащихся с ОВЗ |
Забирает памятку с домашним заданием, вкладывает её в тетрадь. ( обязательное выполнение №424, остальное по желанию) |
||||||||||||||||||||
9. Рефлексия 2 мин. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Инициирует рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.(слайд 15) Показывает слайд 16 Цитаты: «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, начните делать то, что никогда не делали и доделайте это до конца!» «Иногда только шаг отделяет от цели и можно не узнать этого, если остановиться!» |
Смотрят слайды на проекторе, сообщают учителю, что на уроке было интересно, что поняли хорошо, что не поняли, с чем возникли трудности. Собственное осознание того, что усвоено, формирование собственного отношения, проблемные вопросы. Собственное осознание того, что усвоено, формирование собственного отношения, проблемные вопросы. |
ИКТ - презентация |
Смотрят слайды на проекторе, сообщают учителю, что на уроке было интересно, что поняли хорошо, что не поняли, с чем возникли трудности. Собственное осознание того, что усвоено, формирование собственного отношения, проблемные вопросы. |