Технологическая карта урока математики в 5 классе «Площадь прямоугольного треугольника»

3
0
Материал опубликован 21 January 2019 в группе

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

Урок

математики

«Площадь прямоугольного треугольника»

5 класс

Разработчик: Харламова Татьяна Александровна,

учитель математики

 

г. Череповец

2019 год

 

Краткая аннотация. Разработка представляет собой урок по математике. Урок проводится в 5 классе, продолжительность 45 минут. Это урок открытия новых знаний. Урок посвящен изучению формулы нахождения площади прямоугольного треугольника и практическому применению этой формулы при решении задач. Приводятся примеры задач, на практике показывается, как рассчитать площадь различных фигур, которые можно разбить на прямоугольники и прямоугольные треугольники. Предлагаемый на уроке материал доступен учащимся, соответствует уровню их подготовки и позволяет на практике реализовать дифференцированный подход в процессе обучения, в том числе и к учащимся с ОВЗ. На уроке осуществляется индивидуальная помощь учащимся с задержками развития, для них разработаны карточки с вопросами, с формулами, образцами решения задач, краткими инструкциями выполнения заданий. В урок включены элементы занимательности, что позволяет повысить интерес к математике, развивать творческие способности учащихся. Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся. Учащиеся повторяют через свой опыт путь человечества в познании. Материал усваивается учащимися не только в процессе слушания или восприятия через органы чувств, а и через потребность в знаниях, через активную деятельность. Условиями успешности обучения являются в данном случае: – проблематизация материала; – активность учащихся; – связь с жизнью. Оптимальной структурой данного материала является сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.

План-конспект урока по курсу «Математика 5 класс»

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

Автор: Г. К. Муравин, О. В. Муравина

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»

(Технологическая карта изучения темы)

Цели:

- обучающие: научиться вычислять площадь прямоугольного треугольника, применять формулу для расчета площади фигур, которые можно разбить на части, в составе которых есть прямоугольные треугольники, научить применять полученные знания при решении практических задач;

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопонимание и взаимопомощь.

Задачи: .

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Авторы: Г. К. Муравин, О. В. Муравина Издательство «Дрофа», 2014 г., мультимедиа проектор, компьютер, заготовки для разрезания из картона, доска.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Деятельность учащихся с ОВЗ

1.Организационный момент

2 мин.

Личностные: самоопределение. мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

На экране показывает предметы, в которых есть фигура треугольник (слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6)

Сегодня мы вспомним какие виды геометрических фигур изучали ранее, подробнее узнаем о треугольниках.

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.

Смотрят слайды на мультимедиа.

Предполагают о

дальнейшем развитии событий,

настраиваются на работу

на уроке

ИКТ- презентация

Каждый учащийся с ОВЗ сидит за одной партой с наиболее успешным, подготовленным учеником без ОВЗ.

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.

Смотрят слайды на мультимедиа.

Предполагают о

дальнейшем развитии событий,

настраиваются на работу

на уроке

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3 мин.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Задает вопросы.

Какие виды треугольников существуют?

На доске нарисован квадрат.

Какие две фигуры мы получим, если проведем диагональ в этом квадрате?

Какие углы есть в этих треугольниках?

Сколько градусов составляет прямой угол?

Как называются стороны прямоугольного треугольника?(слайд 7)

Как найти периметр и площадь прямоугольного треугольника?

Что мы уже умеем находить?

Какую величину не можем найти?

Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

( слайд 8)

Отвечают на вопросы учителя.

- Существуют остроугольные, тупоугольные, равносторонние, равнобедренные, прямоугольные треугольники.

- Получим два треугольника. Эти треугольники прямоугольные.

- Прямой угол составляет 90 градусов.

- Стороны называются: катет, катет и гипотенуза.

- Мы знаем, как найти периметр. Чтобы найти периметр, нужно найти сумму все трёх сторон треугольника.

- Мы не можем найти площадь треугольника.

- Тема урока «Площадь прямоугольного треугольника.»

Учебник, доска, рабочие листы с текстами задач


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечает на вопросы учителя, вопросы продублированы на карточке, карточка находится на парте.

3.Целеполагание и мотивация

5 мин.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

логические - формулирование проблемы.

На партах выданы квадраты и прямоугольники разных размеров из яркого картона, ножницы.

Вы знаете, как найти площадь квадрата и прямоугольника.

Измерьте по линейке стороны и найдите площади выданных фигур.

Вы уже знаете, как получить два треугольника из квадрата.

Получите два треугольника из прямоугольника.

Что нужно сделать для этого? Проведите диагонали в квадратах и прямоугольниках, и разрежьте фигуры по этой линии.

Равны ли полученные треугольники? Наложите их друг на друга.

Совпадают ли треугольники?

Цель урока:

-Какая цель нашего урока?

Задачи:

Какие задачи нашего урока?

Вспоминают формулы площадей квадрата и прямоугольника.

S = a*b

S = a*a

Измеряют стороны, вычисляют площади.

Разрезают ножницами фигуры по диагонали.

Отвечают на вопросы .

- Треугольники совпадают при наложении.

Озвучивают цель урока.

Цель урока: научиться вычислять площади прямоугольных треугольников.

Задачи:

- узнать формулу площади,

- уметь находить катеты, измерять их,

- применять формулу для нахождения площади.

Создают собственные образы, осмысливают проблемные вопросы.

ИКТ – презентация, геометрические фигуры из картона, ножницы

Учащимся выданы карточки с формулами

S = a*b

S = a*a

( S – площадь, a, b – стороны)

Проводят диагонали в квадратах и прямоугольниках, разрезают с помощью учителя или соседа по парте.

Отвечают на вопросы учителя, создают собственные образы, осмысливают проблемные вопросы

Озвучивают цель урока, формулируют задачи

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

15 мин.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

самостоятельное

выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Личностные: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе.

Предлагает самим вывести формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника.( с помощью разрезанных фигур)

Чем являются стороны a и b в треугольнике?

Как сформулировать формулу для вычисления прямоугольного треугольника?

Запишите формулу и определение в тетрадь.

Формула на странице 138

(слайд 9)

Предлагает объединится в пары, чтобы вместе найти площади треугольников.

Измерьте катеты.

Вычислите площадь.

Занесите данные в таблицу:

 

a

b

a*b

S=(a*b)/2

1

       

2

       

3

       

 

Выводят формулу S = (a*b)/2

Отвечают на вопросы.

- Стороны a и b являются катетами.

- Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.

Записывают формулу и определение в тетрадь.

Находят формулу в учебнике стр. 138

Высказывают свои ассоциации.

Объединяются в пары, настраиваются на работу.

Обсуждают в парах, моделируют.

Ставят вопросы по задаче, думают, как найти необходимые величины, что для этого нужно.

Вспоминают формулы.

Составляют «кластер» - выписывание понятий, формул.

Предположения,

воображение,

создание образа,

формирование

собственного отношения, обсуждение, дискуссия.

 

Выводят формулу S = (a*b)/2

Отвечают на вопросы.

- Стороны a и b являются катетами.

- Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.

Записывают формулу и определение в тетрадь.

В заранее приготовленной учителем таблице смотрят образец заполнения. С помощью учителя или соседа по парте заполняют остальные строки.

Учитель помогает измерять стороны фигур.

5. Физкульт-

Минутка

2 мин.

Изменение вида деятельности, снятие утомления, восстановление умственной работоспособности.

Показывает упражнения.(слайд)

- Дружно встали, улыбнулись!

- Выше-выше потянулись.

- Ну-ка плечи распрямите,

- Поднимите, опустите

-И в ладоши 3 хлопка,

-Головою три кивка.

-Вправо, влево повернитесь,

- Рук коленями коснитесь.

-Сели, встали. Сели, встали.

- И на месте побежали.

- Мы колени поднимаем

- Шаг на месте выполняем

- От души мы потянулись

-И на место вновь вернулись!!!

(слайд 10)

Выполняют зарядку, повторяют упражнения за учителем, встав около парт.

ИКТ - презентация

По желанию выполняют упражнения, некоторые сидя за партами.

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

10 мин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, концентрация внимания, объем словаря;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Предлагает закрепить изученную формулу при решении задач из учебника по готовым рисункам: прямоугольные треугольники, произвольные треугольники, трапеции. ( № 425 в учебнике)

5 фигур уже разбиты на части. (слайд 11)

Необходимо применить знания формул площадей прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.

Как найти площадь прямоугольной трапеции, трапеции, произвольного треугольника?

После вычислений предлагает сверить ответы с верными.(слайд 12)

Предлагает задачу из жизни: как наполнить сосуд, чтобы жидкости было ровно половина объёма?(слайд 14)

Находят в учебнике страницу 139 ( №425)

Отвечают на вопросы.

- Прямоугольная трапеция состоит из 2 частей, трапеция состоит из 3 частей, произвольный треугольник можно разбить на 2 прямоугольных.

- Чтобы найти площадь этих фигур, нужно вычислить сумму частей, на которые она разбита.

Вычисляют площади.

Сравнивают свои ответы с верными.

Формируют собственное отношение.

Находят ответ для задачи про жидкость.

Учебник, карточка с верными ответами для учащихся с ОВЗ

С помощью учителя или соседа находит в учебнике нужную страницу, рассматривает фигуры.

Учитель помогает вычислить площади фигур.

Сверяет ответы с верными, записанными на карточке.

6. Организация контроля

2 мин.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

Предлагает оценить себя каждому учащемуся.

Критерии оценивания записаны на слайде.

5 заданий – оценка «5»

4 задания – оценка «4»

2, 3 задания – оценка «3»

(слайд 13)

Оценивают себя , обосновывают оценки.

Всё ли удалось сделать, что не получилось Собственное осознание

того, что усвоено,

собственное

отношение к оценке

Тетради,

Карточка с критериями оценивания учащихся с ОВЗ

Учитель помогает оценить по критериям

5 заданий – оценка «5»

3, 4 задания – оценка «4»

1, 2 задания – оценка «3»

7. Подведение итогов урока.

2 мин.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

-Что узнали сегодня на уроке?

-Кто желает высказать своё мнение?

Что ещё не получилось?

Над чем необходимо работать?

Всё ли удалось сделать, что не получилось?

Ответы учащихся.

Собственное осознание

того, что усвоено

 

Всё ли удалось сделать, что не получилось?

Ответы учащихся

8. Информация о домашнем задании

2 мин.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Обращает внимание на дом. задание.(№424, 429)

Задания дифференцированы.

(№443 - дополнительные задания сложного уровня по желанию)

Записывают д/з

Доска, памятки с формулами для учащихся с ОВЗ

Забирает памятку с домашним заданием, вкладывает её в тетрадь.

( обязательное выполнение №424, остальное по желанию)

9. Рефлексия

2 мин.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Инициирует рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.(слайд 15)

Показывает слайд 16

Цитаты: «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, начните делать то, что никогда не делали и доделайте это до конца!»

«Иногда только шаг отделяет от цели и можно не узнать этого, если остановиться!»

Смотрят слайды на проекторе,

сообщают учителю, что на уроке было интересно, что поняли хорошо, что не поняли, с чем возникли трудности.

Собственное осознание

того, что усвоено, формирование собственного отношения, проблемные вопросы. Собственное осознание

того, что усвоено, формирование собственного отношения, проблемные вопросы.

ИКТ - презентация

Смотрят слайды на проекторе,

сообщают учителю, что на уроке было интересно, что поняли хорошо, что не поняли, с чем возникли трудности.

Собственное осознание

того, что усвоено, формирование собственного отношения, проблемные вопросы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.