Статья «Применение игровых технологий на уроках истории как способ мотивации учеников»
Применение игровых технологий на уроках истории как способ мотивации учеников.
Для каждого учителя важно не просто провести урок, объяснить материал, но еще и вызвать интерес учеников. На уроках истории это особенно ценно. Современные дети достаточно мобильны, активны, требуют частую смену деятельности, не просто слушать, выполнять разные виды работ, но еще и проявлять креативность, делать какие-то открытия. Особый интерес и в то же время радость вызывают разные игровые технологии, которые применяются на уроке. Кажется, что применение игр актуально только в младших классах. Опыт показывает, что игры популярны и в среднем звене. Старшие классы так же с удовольствием участвуют в играх.
Каждый класс имеет свои особенности. При планировании урока важно эти моменты учитывать. Игра, которая любима в одном классе, может быть не совсем интересна для другого класса. В то же время ученики, не совсем активные на уроке, порою показывают себя совершенно с другой стороны: максимальную вовлеченность в игру, воодушевленность. Еще присутствует какой-то азарт в учениках. А в конце урока они обязательно спросят: а мы будем еще играть?
Игр может быть множество. В 5-6 классах одной из любимых игр является «Исторический снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, учитель предлагает им определенную тему. Участникам игры необходимо называть слова или словосочетания, которые относятся к этой теме. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.
После изучения большой главы можно применить игру под названием «Герой, дата, событие». Учитель называет имя царя. Один ученик называет, чем знаменит этот царь, а другой ученик называет дату этого события.
Игра актуальна тем, что развивает внимание, быстроту реакции, еще и помогает закрепить пройденный материал.
Во всех классах, после изучения любой темы можно использовать игры «Покажи ответ на карте», «Словарный аукцион». В первом случае учитель задает вопросы, ученики показывают ответ на карте. Таким образом, можно проверить географические знания учеников. К тому же детям очень нравится находить на карте разные государства, города.
При проведении игры «Словарный аукцион» учащимся предлагается назвать слова, термины, имена по определённой проблеме. Побеждает тот, кто знает больше слов или же назовёт слово последним.
Во время игр происходит сплочение класса, ученики учатся поддерживать друг друга, оказывают взаимопомощь, лучше узнают друг друга, можно выявить лидеров в коллективе. Ребята становятся более смелыми, возникает ощущение – «я тоже могу». В данном случае даже самые робкие ученики начинают активно участвовать в игре.
В конце урока можно использовать игру «Сундучок», она актуальна в 5- 6 классах. Ученикам предлагается взять в руки сундучок, каждый по очереди должен рассказать, какие знания получил на уроке, что нового и интересного узнал.
В игре «Хронологическая дуэль» - учащиеся делятся на команды, которые обмениваются вопросами о значении дат. После проведения такой игры ученики более старательно изучают даты.
Из групповых игр также популярна игра «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна из команд высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует эти предположения. Такая игра особенно интересна ученикам 5-6 классов.
В 7-8 классах успешно проходят уроки – соревнования, когда класс делится на несколько групп. Такие игры можно проводить после прохождения объемных тем. Ученики приходят к уроку подготовленные по определенным темам, побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. Искать ответы во время игры не получится. Самое интересное, что после окончания игры создается атмосфера успеха. Ученики радуются победе, называют себя лучшими и как приятный бонус получают положительные оценки за участие в игре.
Ролевые игры так же вызывают интерес учеников. По сравнению с остальными играми они требуют более серьезной подготовки. В то же время не во всех классах можно проводить такого рода игры. Они успешно проходят в старших классах. Пример такой ролевой игры - урок – интервью. Таким урокам всегда предшествует тщательная подготовка. Нужно правильно сформулировать вопрос, он должен быть оригинальный, интересный, с долей хорошего юмора. Ученики хотят брать интервью у тех исторических личностей, кто вызывает у них особый интерес. Чаще всего это Ленин, Наполеон Бонапарт, Петр Первый, Екатерина Вторая и др.
При правильном подборе игровых технологий можно провести очень интересный и яркий урок. Очень важно учитывать и возрастные особенности учеников. Можно целый урок посвятить игре или какую-то часть урока (5-10 минут). В любом случае такой урок будет необычным.
Умелое использование игровых технологий позволяет добиваться высокой познавательной активности учащихся. В тоже время повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более продуманными, ученики легко запоминают сложные понятия, личностей. Атмосфера на уроке становится совершенно другой, появляется взаимопонимание. Ученики не уходят с урока: «Было скучно», благодарят учителя за оригинальный урок. Значит, к следующему уроку ученики обязательно придут подготовленными, с желанием заниматься, получать новые знания.