Применение инновационных технологий в работе педагога ДО на уроках фортепиано
МАУ ДО МЭЦ
Педагог Стружинская Л.Н.
Применение
инновационных технологий
в работе педагога ДО
Каждый человек заботится о своем здоровье и о здоровье своих близких. Здоровый человек может добиться в жизни всего чего бы он не захотел. Ощущение сил, бодрости и энергии помогает ему быть активным творцом в окружающем мире. На сегодняшний день численность населения России составляет 146, 036 131 миллионов человек. К сожалению, смертность (437 308 чел. в этом году) все еще опережает рождаемость (401 023 чел. рожденных в этом году), поэтому, сохранение здоровья детей является первостепенной задачей нашего государства. Здоровые дети – это благополучие общества, это трудовые резервы, сильная экономика и перспективное развитие страны. Модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Опираясь на исследовательскую работу педагогов и врачей, занимающихся проблемами здоровья детей, все чаще приходиться сталкиваться с неутешительными выводами. К концу обучения в общеобразовательных школах лишь 13 – 15% учащихся имеют крепкое здоровье и хорошую физическую форму. Большинство детей школьного возраста имеют нежелательные отклонения в состоянии здоровья: невротические нарушения, болезни опорно-двигательного аппарата, ослабление зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей. Такие дети часто пропускают занятия в школе, что ведет к отставанию в учебе. Забота о здоровье детей, осуществляемая учреждениями дополнительного образования, является сегодня главной задачей каждого педагога, вовлеченного в учебно-воспитательный процесс. Педагоги ведут постоянный поиск эффективных мер по оздоровлению детей в условиях учебных заведений. Разрабатывая учебные программы в учреждении дополнительного образования, педагоги МЭЦ, основывались на здоровьесберегающих технологиях, целью которых является охрана и укрепление здоровья детей обучающихся в Межшкольном эстетическом центре. Однако, сохранение здоровья воспитанников центра лишь часть заботы каждого педагога. Важно сформировать у детей необходимые умения и навыки, обогатить их жизненный опыт знаниями по здоровому образу жизни и научить использовать эти знания в повседневно.
Педагогические технологии, используемые мною и моими коллегами в образовательном процессе, в широком смысле полностью являются здоровьесберегающими. Системно организованная совокупность программ, приемов и методов образовательного процесса, не наносит ущерба здоровью его участникам - детям и педагогам. Характеристика качества педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов достаточно высока. Она совершенствовалась многие годы и сегодня составляет основу здоровьесбеоегающей педагогики. В своей практике я использую следующие типы технологий: здоровьесберегающие, оздоровительные, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья. Для здоровьясберегающих технологий всегда важна личность ребенка. Исходя их этого, я воспитываю в учащемся самостоятельность и ответственность, создаю условия для развития у ребенка уверенности в своих силах и возможностях, пробуждаю инициативность и творческий подход к решению любой задачи. В процессе обучении всегда нужно думать о важности личности ребенка и не забывать, что все чего мы добиваемся в обучении мы, делаем для становления и развития будущего человека.
Как я применяю здоровьесберегающие технологии на своих занятиях по фортепиано. Во время занятий фортепиано, мне необходимо полностью устранить все факторы риска для сохранения здоровья своего ученика: ни в коем случае не применять стрессовое воздействие на ребенка, учитывать возрастные особенности, уровень его здоровья, темперамент, эмоциональное состояние, семейные ценности, национальность, особенности развития и мышления, способности и творческие навыки, использовать дифференцированный подход к обучению. Постоянно поддерживаю чистоту в помещении согласно санитарно-гигиеническим требованиям.
Я всегда придерживаюсь следующих правил: каждое занятие с учащимися должно быть проведено в соответствии с требованиями программы. Учебный процесс должен основываться на современной методике преподавания с применением здоровьесберегающих, информационно-компьютерных, игровых, личностно-ориентированных технологий. Технологий модульного обучения, проблемного обучения, коллективной творческой деятельности педагога и ученика, с использованием приемов, способствующих эффективности обучения предмету фортепиано.
В работе с учащимися руководствуюсь следующими принципами:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Как педагог, имеющий большой опыт, я знаю и всегда придерживаюсь основной точки зрения – надо любить каждого ученика, даже самого инертного или мало способного. Любить, в моем понимании, вовсе не означает прощать ему невыученный урок или ставить четверку вместо тройки или двойки. Любить ученика означает учить его самостоятельно работать, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, помочь ему искать причины затруднений и научить преодолевать их без паники и слез, вооружить психологическими приемами без стресса адаптироваться к любым жизненным ситуациям и создавать для себя комфортное общение с другими детьми и взрослыми.
Каждый учебный день я начинаю с уборки помещения. Особенно это стало актуально во время пандемии коронавируса. В соответствии с санитарными нормами во время перерыва между занятиями проветриваю помещение. Количество болезнетворных бактерий и вирусов уменьшается вдвое, если будет постоянный приток свежего воздуха.
Клавиатуру инструмента протираю салфеткой смоченной в спиртовом растворе или растворе дезинфицирующего средства. И я и учащиеся класса обязательно моем руки перед началом урока. Дети информированы о том, что болезнетворные бактерии и вирусы передаются через грязные руки и придерживаются установленного санитарного порядка. Учащиеся с проявлениями ВОРЗ на занятия не приходят до полного выздоровления. Я работаю в медицинской маске, а дети могут посещать занятия без нее. На мебели, на инструменте и на полу не должно быть пыли. Полы протираются в классе ежедневно с применением легкого хлорного раствора. Дети приходят в класс в сменной обуви. В соответствии с санитарными нормами во время перерыва между занятиями проветриваю помещение. Температура зимой в классе не должна быть ниже 15 градусов. Надо учитывать, что утомляемость учеников, обострение аллергических заболеваний во многом зависят от соблюдения этих условий.
В кабинете не должно быть неисправной мебели. Оконный и дверной замки всегда в полном порядке, т.к. любая техническая неисправность может случайно причинить вред здоровью ребенка. Рабочие в МЭЦ постоянно следят за состоянием учебных аудиторий.
Во время урока учащиеся часто пользуются планшетами, мобильными телефонами, компьютерами, переносными колонками и другими техническими средствами повышенной опасности. Всегда отношусь к использованию технических средств очень внимательно и осмотрительно. Никогда не оставляю учащихся в классе одних, особенно при использовании ими электрической аппаратуры. Считаю, что детей нужно учить пользоваться современными техническими средствами и всегда соблюдать правила технической безопасности при работе с ними. Обычно я всегда инструктирую учащихся, как пользоваться техникой дома и на занятии.
Время занятия 40 минут и 5 минут отводится на перемену, во время которой учащиеся переходит в другую аудиторию.
Всем известно, что обучение игре на фортепиано положительно сказывается на здоровье ребенка. Игра на инструменте развивает мелкие мышцы кистей рук учащегося (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузки на руки и даже улучшает подчерк. Дети с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения, прохлопывают ритмические рисунки. Занимаются специальными расслабляющими руки упражнениями.
Каждое занятие стараюсь рационально организовать. В нем обязательно должно быть отведено время на физическую гимнастику и гимнастику для глаз, т.к. учащийся не может 40 минут находиться в неподвижном состоянии, постоянно глядя в нотный текст. Под мелодию «Плясовой» ребенок выполняет ряд расслабляющих упражнений для корпуса и мышц, находящихся в постоянном напряжении: повороты корпуса влево и вправо, наклоны с расслаблением плечевого пояса, потряхивание кистями рук, свободные повороты головы и т.д. Обычно провожу физкультурную минутку после работы над гаммами и этюдами, т.к. быстрые темпы создают трудности в исполнении и учащийся непроизвольно может испытывать напряжение мышц. Стараюсь облегчить детям нагрузку на зрение, предлагая им 2 – 3 секунды смотреть то на удаленные объекты за окном, то на точку на стекле. Слежу за уровнем освещенности класса.
Занятие выстраиваю так, что активные формы работы чередую беседами с учащимися: объяснением нового материала, разъяснением недостатков исполнения, показом правильных пианистических движений или звукоизвлечения. В младших и средних классах использую в работе наглядные пособия, игровой и дидактический материал. Внимание ребенка переключается на другие, более простые, задания. Он легче запоминает и меньше устает.
Урок не должен быть перегружен обилием нового материала. Всегда регулирую плотность занятия. Учебный процесс должен составлять не менее 60% времени урока, но не более 75 – 80%. Постоянно придерживаюсь этого. Нарушение этого правила приводит к быстрой утомляемости учащегося. Учебная нагрузка должна быть строго дозирована. Нельзя заставлять ученика выполнять продолжительное время одно и то же задание. Он скоро начнет отвлекаться и работать над ним некачественно. Применяю в работе различные методы и приемы обучения. Их количество обязательно строго дозирую, чтобы у учащегося не возникло путаницы при выполнении домашнего задания. Отмечаю в тексте недочеты исполнения цветными карандашами или знаками на полях. Так ребенку легче вспомнить над какими трудностями ему следует работать дома. В своей практике мне довольно часто приходится использовать методы однозначно влияющие на сохранение здоровья моих воспитанников. К ним относятся: практический метод, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод и метод познавательной игры. Эти методы стимулируют учащегося, повышают мотивацию к обучению, воспитывают самостоятельность, ответственность, целеустремленность, самопознание. Позволяют учащемуся верить в свои силы, повышать свою самооценку и получать прочные знания.
Во взаимодействии с учеником всегда нужно опираться на его индивидуальность: темперамент, скорость и гибкость мыслительных реакций, уровень развитости музыкальных способностей, двигательных рефлексов, особенностях здоровья. Занятие обязательно конструирую и провожу с учетом работоспособности ребенка. Всегда учитываю его личностные возможности.
Очень важен темп урока. Нельзя торопиться со сменой работы, но и слишком задерживаться над исправлением ошибок тоже не стоит. Если ученик понял мое объяснение, услышал необходимое замечание, понял недочеты своего исполнения и исправил ошибку, позже он более плодотворно поработает над трудным местом дома.
Если вижу, что учащийся начинает уставать, рассказываю ему что-нибудь интересное, порой, даже смешное. Предлагаю ему поиграть со мной в игру соответствующую его возрасту. Главное доставить ребенку удовольствие. А иногда просто обниму ребенка и вместе с ним мечтаю его о счастливом будущем. Создание ситуации эмоциональной разрядки благотворно сказывается на психическом состоянии ученика. Всегда забочусь о создании доброжелательного психологического климата на уроке. Ребенку нужно расслабиться отдохнуть, сменить позу, подвигаться, рассказать мне о том, что его волнует или какие неудобства он испытывает в данный момент. Для маленьких детей устраиваю «пятиминутку» отдыха. В это время они знакомят меня со своими любимыми игрушками, которые часто приносят на занятия. А после мы удобно рассаживаем их на инструменте и малыш играет для них красивые пьесы.
На каждом занятии я стараюсь находить время для профилактики стресса. На своем опыте я знаю, если на сцене исполнителя охватывает волнение, то удачного выступления не будет. Дети способные, с хорошем слухом, прекрасной беглостью пальцев, выйдя на сцену теряют почти все. Боязнь сцены – это тяжелое психологическое состояние. Для преодоления стресса существует много упражнений, правил и даже советов. Готовить ребенка к концертному выступлению надо сразу, как он перешагнул порог класса. Разыгрывать с ним ситуацию выступления. Научить его думать во время исполнения, а не идти на поводу у волнения. Чаще выступать перед аудиторией: родителями, гостями, друзьями, школьными товарищакомлю ми и посторонними слушателями. Слушать свое исполнение, анализировать его в процессе и исправлять недостатки. Знакомлю учащегося со специальными упражнениями, снимающими стресс. Отрабатываю их в классе и учу применять их в стрессовой ситуации.
Большое значение для обучающегося имеет его внутренняя мотивация. Ее всегда нужно чувствовать в отношении ребенка к учебе и окружающим. Осторожно, бережно воспитывать и поддерживать ее положительные проявления. Стимулировать ее проявления создавая нужные ситуации. Для развития внутренней мотивации часто прибегаю к созданию внешней мотивации. Например: подготовленное удачное выступление учащегося положительно скажется на его внутренней мотивации. А если специально пригласить на концерт его друзей или одноклассников? Их восторг поднимет самооценку моего воспитанника очень высоко. Разбудит в нем желание серьезно занимать инструментом.
В заключении хочется добавить. Применение на занятиях фортепиано здоровьесберегающих технологий, формирование необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни сохранит здоровье многим учащимся. Сделает их учебу более активной, осмысленной и поможет полюбить с еще большей силой занятия музыкой.