Статья «Применение интерактивной презентации в учебно-воспитательном процессе»
Визуализация присутствует во всех сферах деятельности человека. Образование она тоже не обошла стороной. Визуализация в образовательном процессе присутствовала всегда, но на протяжении времени менялась ее роль и функции. В прошлом веке педагоги изготавливали самостоятельно раздаточные материалы, демонстрационные плакаты с целью визуализации учебного материала, что способствовало более успешному усвоению обучающимися полученных знаний. С появлением персональных компьютеров и других гаджетов начали активно развиваться мультимедийные технологии, которые педагоги начали активно внедрять в образовательный процесс и сегодня мы уже не представляем себе образование без взаимосвязи с информационно-коммуникационными технологиями. Компьютеризация вошла во все сферы человеческой жизнедеятельности. В современном мире уже невозможно представить урок без презентации на компьютере или же без просмотра небольшого познавательного фильма. Презентации, выполненные в программе Power Point, позволяют объединить в себе несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты. В своей практике я активно использую интерактивные презентации, выполненные в программе Power Point, как на занятиях, так и в организации воспитательной работы с детьми.
Презентация означает представление для общественности чего-либо нового. В наше время главной целью «презентации» является информация об объекте, которую нужно донести до обучающихся в простой и удобной мультимедийной форме.
Мультимедийные презентации - это эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.
Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения. Обычные мультимедийные презентации чаще всего представляют обучающимся какой-либо информационно-наглядный материал. В своей работе я использую не только обычные презентации, но и интерактивные.
Что же такое интерактивная презентация и в чем ее отличие от обычной?
Интерактивная презентация - совокупность оригинальной дизайнерской концепции вместе с интуитивно понятным навигационным блоком. Основное отличие интерактивной от обычной видеопрезентации - это добавление механизма навигации, возможность взаимодействия с изображением.
Интерактивные презентации я использую:
- Как сопровождение при изучении нового материала.
- На обобщающих занятиях в форме игры.
- Как информационно-обучающее пособие.
- Как тренажёр для отработки полученных навыков.
- Как инструмент организации воспитательного мероприятия.
Интерактивные презентации играют важную роль в обучении: Обучающихся привлекает новизна, занимательный характер и элементы неожиданности; повышается познавательный интерес и мотивация к изучения нового материала; формируются навыки самоконтроля.
Применение интерактивной презентации для самостоятельной работы обучающихся требует специальных условий организации. Так как интерактивная презентация создается для самостоятельной индивидуальной работы или работы в малых группах, ее применение на уроках возможно только при полной компьютеризации класса. Тогда каждый ребенок, находясь за персональным компьютером, работает с интерактивной презентацией под непосредственным руководством и контролем педагога. В таких условиях интерактивные презентации могут использоваться как на занятиях, так и на воспитательных мероприятиях. Так же эффективно использовать интерактивную презентацию в работе фронтально для всей учебной группы.
Область применения интерактивных презентаций практически не имеет границ, просто нужно сначала поставить цель, а под неё уже искать решения.
В качестве примера применения интерактивной презентации в образовательном процессе представлю вашему вниманию Викторину по робототехнике: Кто прав?
Данная интерактивная презентация может применяться на занятии по робототехнике в дополнительном образовании в качестве закрепления и повторения пройденного материала на тему «Знакомство с Lego EV3: электронные компоненты и блоки движения». Работа в учебной группе предполагает фронтальную форму организации учебной деятельности. Время, отведенное на занятии, для применения данной презентации 7 минут.
Примером применения в воспитательном процессе интерактивной презентации представляю вам «Интеллектуально-развлекательную игру по финансовой грамотности «Сражение валют», данная презентация используется как инструмент организации воспитательного мероприятия по финансовой грамотности обучающихся. В данном случае применяется групповая форма работы с детьми.
Интеллектуальная игра «Сражение валют» (далее - Игра) содействует финансовому просвещению и воспитанию обучающихся, активизирует имеющиеся у детей знания по финансовой грамотности, развивает логическое мышление, быстроту реакции.
Задачи:
- способствовать развитию предвидения (прогнозирования) последствий своего выбора;
- способствовать развитию логического и экономического мышления;
- способствовать умению работать в команде.
Возраст: 11-13 лет
Количество обучающихся: 16 человек.
Время проведения: 35-40 минут.
- Организационный момент (5 минут)
- Основная часть: проведение игры (25 минут)
- Подведение итогов (5 минут)
Методическое оснащение: компьютер, проектор.
Игра построена на известной логической игре «Крестики, нолики».
Перед началом игры обучающиеся делятся на две команды по 8 человек.
Далее педагог предлагает выбрать название команды из предложенных валютных единиц: рубль (нолик), доллар (крестик) и др.
После чего ребята выбирают из команды 3 человека, которые будут играть в основном составе, а остальные находятся в резервном составе.
Далее педагог объясняет правила игры:
Суть заключается в том, что игроки основного состава выбирают номер вопроса из игрового поля и им дается 1 минута для ответа, если у игроков основного состава нет ответа, то играет резервный состав команды. В случае верного ответа на поле ставится знак, соответствующий команде и ход игры переходит к оппонентам. Кто быстрее выстроит свои знаки (крестик, нолик) подряд по диагонали, горизонтали или вертикали тот и выиграл.
Вопросы можно составлять из любой области финансовой грамотности. В данном случае выбрана тематика по истории возникновения двух валют: доллар и рубль и соответственно команды называются либо Доллар, либо Рубль. После подведения итогов определяем, какая из валют выиграла в сражении.
Вывод: Применение презентации в образовательном и воспитательном процессе удобный и эффективный способ представления информации. Интерактивная презентация оживляет занятия, мероприятия, воспринимается обучающимися как некая игровая форма. Новые знания усваиваются ребятами легко, они с интересом вникают в учебный материал, что очень важно в дополнительном образовании, где ребенку всегда должно быть интересно!
Интеллектуальная игра по финансовой грамотности "Сражение валют"