Применение медиаобразовательных технологий для повышения информационной культуры учащихся
Автор: Нарижная Ольга Викторовна
учитель информатики
ГБОУ СО КШИ ЕКК ВНГ РФ
Свердловская обл, Екатеринбург
Применение медиаобразовательных технологий для повышения информационной культуры учащихся
В современной жизни ученики и учитель постоянно сталкиваются с потоком информации, которую необходимо обрабатывать и усваивать. Мультимедийные технологии помогают и учителю и ученику обрабатывать и усваивать новую информацию. Для успешного применения информационных технологий, педагогу необходимо постоянно учиться, повышать свои профессиональные навыки. Так же очень важно умение педагога обращаться с техникой и современным программным обеспечением. Основное место в медаобразовательной технологии занимает интернет, и учитель должен научиться правильно использовать этот ресурс. Благодаря развитию компьютерных технологий, современному ученику и учителю стало доступно дистанционное обучение.
Дистанционное обучение – процесс передачи знаний от учителя к ученику на расстоянии, реализуемый при помощи ИКТ.В практике дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.
Дистанционный урок, как и очный урок, должен быть тщательно продуман. Форма подачи, изучения и контроля, при дистанционном обучении, будет немного иная, чем при очном обучении.
При подготовке материалов при мульмедийной образовательной технологии необходимо учесть очень много факторов. Педагог должен учесть возрастные особенности учащихся, психологические особенности восприятия электронной информации, качество и количество преподаваемого материала. Задача педагога – развить навыки информационной культуры учащихся и при этом развить и поддержать интерес к изучаемому предмету.
При применении дистанционного обучения, должна быть четкая постановка учебной цели. Ученику необходимо понимать, что в итоге своей работы он должен получить. Также необходимо уведомить ученика, в какие сроки он должен достичь поставленной учебной цели и какие критерии будет применять учитель при оценке работы. Также при подготовке к дистанционному уроку необходимо продумать вспомогательные материалы, которые помогут сориентироваться ученику в потоке информации.
Необходимо мотивировать учащегося на дистационное обучение. Мотивация должна быть, как и на уроке, и так и в процессе изучения всего курса предмета. Чтобы мотивация не снизилась и не пропала, необходимо распределять материал на небольшие блоки, и выдавать эти блоки от простого к сложному; нельзя делать большие перерывы между блоками; необходимо чтобы в каждом новом блоке повторялся материал из предыдущих уроков. Очень важно при изучении нового материала, часть материалов вынести на самостоятельное изучение.
Дистанционный урок имеет ряд преимуществ:
Можно обучаться, не выходя их дома,
Выполнять задания можно в любое время суток,
Можно изучать материал в удобном темпе.
При применении дистанционных технологий в обучении, учитель может организовать работу, как о с одаренными детьми, так и детьми ОВЗ.
Онлайн- урок может проходить в двух форматах - либо записанный заранее урок, либо урок в прямом эфире.
Очень важным элементом при дистанционном образовании, являются родители учеников. Необходима постоянная взаимосвязь учителя и родителей. Родители должны помочь как учителю, так и своему ребенку. Родитель поможет учителю мотивировать ребенка, научить пользоваться электронной почтой, правильно организовать свой день и учебный процесс. Основным средством взаимодействия учителя и родителя, может стать электронный журнал. При этом учителю необходимо вовремя оценивать учеников и выставлять оценки в электронный дневник. Однако бывают и неожиданные моменты, электронный журнал или почта могут не справиться с нагрузкой и дать сбой. Нужно понимать что сбой – явление временное и необходимо немного времени для устранения неполадок.
Насколько эффективным будет дистанционное обучение, зависит от эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием.
Список литературы:
Иванова Н.В «Применение медиаобразовательных технологий для повышения информационной культуры учащихся» ,URL:https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/03/17/avtorskie-stati-po-primeneniyu-mediaobrazovatelnyh-tehnologiy-v (дата обращения: 13.09.2021).
Котомина О.В«Современные технологии дистанционного обучения в школе», URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/02/20/sovremennye-tehnologii-distantsionnogo-obucheniya-v-shkole(дата обращения: 13.09.2021).
Поварницына Е. В "Методика дистанционного обучения"URL: https://www.art-talant.org/publikacii/26677-metodicheskaya-razrabotka-metodika-distancionnogo-obucheniya /130121 /15-30(дата обращения: 13.09.2021).
Поддубная И.А«Дистанционные образовательные технологии», URL:https://www.art-talant.org/publikacii/26256-distancionnye-obrazovatelynye-tehnologii (дата обращения: 13.09.2021).