Применение технологий «Обзор образовательного контента Интернет университета информационных технологий INTUIT.RU»
ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е.ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра информатики и вычислительной техники
Магистерская программа Информатика и информационные технологии
в образовании
РЕФЕРАТ
на тему:
Обзор образовательного контента Интернет университета информационных технологий INTUIT.RU
Выполнила: студентка группы МДИМ-116
Чадина Е. Г.
Проверила: канд. физ.- мат. наук, доцент
Кормилицына Т. В.
Саранск 2017
Постоянное увеличение объема информации, ограниченность учебного времени, невозможность или ограниченность посещения специализированных учебных заведений обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники и сетевых технологий. Ведь сейчас можно учиться, не проводя много времени в аудиториях, а иногда и вовсе не выходя из дома. В качестве современных технологий обучения выступают педагогические технологии, сетевые технологии, дистанционные технологии. Сегодня в образовательной системе России все более и более широко используются дистанционные образовательные технологии. Они применяются на всех уровнях профессионального образования: начального, среднего и высшего.
Рассмотрим возможность использования в условиях преподавания дисциплин блока «Информатика и информационные технологии» образовательного контента Интернет-портала Национального Открытого Университета «ИНТУИТ».
- Обзор образовательного контента
Как известно своей целью образовательный проект НОЧУ ДПО «Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ставит свободное распространение знаний во Всемирной Сети и предоставление услуг дистанционного обучения.
На сайте проекта представлены в открытом и бесплатном доступе более 800 учебных курсов по тематикам компьютерных наук, информационных технологий, математике, физике, экономике, менеджменту и другим областям современных знаний.
Книжные серии «ИНТУИТ» «Основы информационных технологий», «Основы информатики и математики» (совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова), «Основы экономики и менеджмента» (совместно с ВШБИ НИУ ВШЭ) объединяют несколько сотен книг и электронных учебников.
«ИНТУИТ» организует съемку видеокурсов и лекций в ведущих вузах и в телестудии. Видеотека проекта насчитывает несколько тысяч часов лекций известных профессоров и докладов ученых.
Проект сотрудничает с учебными заведениями, учебные материалы «ИНТУИТ» активно используются в учебном процессе более 500 вузов в Российской Федерации и других странах.
Его первым большим плюсом является то, что все программы дистанционного образования на портале (высшее образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, курсы, видеокурсы, сертификации, академия Intel, академия Microsoft) являются бесплатными и общедоступными.
Программы дистанционного обучения в НОУ «ИНТУИТ»:
Высшее образование;
Второе высшее образование;
Профессиональная переподготовка;
Повышение квалификации;
Курсы (всего: 575);
Видеокурсы (всего: 190);
Сертификации (всего: 58);
Академия Intel (всего: 30);
Академия Microsoft (всего: 103).
Курсы подразделены на несколько специальностей: администратор 1C, администратор баз данных, администратор информационных систем, администратор коммуникационных систем, архитектор программного обеспечения, бухгалтер, журналист, историк, математик, менеджер, переводчик, преподаватель, программист, психолог, разработчик аппаратуры, разработчик интернет-проектов, руководитель, системный архитектор, социолог, специалист по безопасности, тестировщик, физик, философ, фотограф, художник, художник-аниматор, эколог, экономист, энергетик, юрист.
Все курсы на портале разделены на разделы. Каждый из них включает в себя теоретическую часть и практическую – пример решения задач. После каждого раздела следует тест по пройденному материалу, за который ставится промежуточная оценка, причем, выполненных заданий должно быть более 55%, иначе тема считается не пройденной. По завершению всего курса каждый студент должен пройти экзамен, на получение итоговой оценки и сертификата о прохождении курса. Итоговая оценка за курс сочетает в себе помимо оценки за экзамен – промежуточные оценки за тесты, лабораторные работы, а также контрольные и курсовые работы. В некоторых курсах каждая тема состоит не из лекционного материала, а из нескольких видеоуроков, продолжительность которых колеблется от 15 до 30 минут. В каждом видео уроке демонстрируется соответствующий теме урока материал, подробное решение конкретных практических задач, а также даются задачи для самостоятельного решения. Этот обучающий подход позволяет с одной стороны овладеть основными теоретическими аспектами, с другой – научиться самостоятельно решать задачи.
Тесты проходят в онлайн режиме, в виде всплывающего диалогового экрана. Могут включать в себя теоретические вопросы, а могут содержать задачи, которые необходимо решить и вписать правильный ответ. По завершению теста можно будет просмотреть задания, на которые учащиеся дали правильные и неправильные ответы, что позволяет разобрать ошибки и вернуться к повторению материала.
С недавнего времени в магазинах мобильных приложений появилась мобильная версия портала НОУ «ИНТУИТ», которая предоставляет доступ ко всему функционалу сайта с экрана планшета или смартфона (рис. 1). Все достижения синхронизируются в режиме реального времени с данными на сайте.
Рисунок 1 – Скриншот мобильной версии портала НОУ «ИНТУИТ»
Применительно к студентам педагогического образования можно отметить особенность портала в качестве платформы для публикации авторских учебных курсов. Для работы над созданием новых курсов приглашаются авторов и методистов для разработки программ повышения квалификации по различным областям знаний для образовательных программ среднего, среднего специального, высшего и дополнительного образования.
В дополнение к публикации учебных курсов на сайте проекта, НОУ «ИНТУИТ» предлагает:
издание электронного учебника в различных форматах для электронных книг и других мобильных устройств;
издания учебника тиражом 1000-2000 экземпляров при наличии заказов или спроса на книгу;
издания учебника ограниченным тиражом (печать по требованию) для авторов и учебных заведений.
Всем изданиям обязательно присваиваются индивидуальные коды ISBN, УДК, ББК и другие необходимые для аттестации атрибуты.
- Пример образовательного курса
В качестве примера образовательного контента университета информационных технологий проекта НОУ «ИНТУИТ» рассмотрим курс специальности Программист «Введение в разработку приложений под ОС Android», разработанный преподавателями Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.
Курс ориентирован на людей, имеющих небольшой опыт программирования на современных языках и желающих научиться основам программирования для операционной системы Android.
В курсе рассматриваются следующие вопросы: предварительная подготовка компьютера для разработки под Android (установка и настройка программного обеспечения); проектирование и разработка приложений разного уровня сложности; использование возможностей смартфона (сенсорный экран, камера, звук, gps); подключение и использование готовых библиотек; разработка простых игровых приложений; основы разработки мобильных HTML5-приложений с использованием Intel XDK.
Продолжительность курса, включающего в себя теоретический материал и задания для самостоятельного выполнения, немногим более 14 часов, что составляет 10 з. е. при переводе в академические часы. В состав каждого блока курса входят:
лекция продолжительностью от 20 минут до 1,5 часов;
тест из 10 заданий, на выполнение которого отводится 30 минут;
одна или несколько самостоятельных работ с подробным описание совершаемых действий, скриншотами программ, исходным кодом и видеоразбором.
С кратким содержанием всех форм занятий можно ознакомится на странице курса. В таблице 1 приведено примерное тематическое планирования для курса «Введение в разработку приложений под ОС Android».
Таблица 1 – Тематическое планирование курса «Введение в разработку приложений под ОС Android»
Тематическое планирование курса |
|
Форма занятия Продолжительность Тема занятия |
Описание |
Лекция 1 час 16 минут Введение в разработку мобильных приложений |
Целью лекции является описание основных принципов разработки для ОС Android. В лекции рассказывается об устройстве платформы Android, приводится обзор сред программирования, описываются возможности отладки на эмуляторах и реальных устройствах. Имеется большое количество разнообразных примеров и иллюстраций. В конце приведен список дополнительных источников. Лекция является обязательной для понимания следующих тем курса. |
Тест 1 30 минут |
10 заданий |
Самостоятельная работа 1 25 минут |
Установка и настройка среды программирования ADT Bundle Установка и настройка среды программирования ADT Bundle. |
Лекция 2 1 час 3 минуты Виды приложений и их структура |
В данной теме обсуждаются вопросы, связанные непосредственно с разработкой мобильных приложений для устройств, работающих под управлением Android. Рассматривается еще несколько общих вопросов: во-первых, какие виды мобильных приложений существуют и каковы особенности каждого вида; во-вторых, как организовано исполнение приложений в ОС Android и каким образом обеспечивается безопасная среда их функционирования. Понимание этих вопросов позволяет вести более осознанную разработку приложений. В лекции рассматривается архитектура Android приложений, основанная на идее многократного использования компонентов, которые являются основными строительными блоками. Подробно описываются основные компоненты, а также такие важные понятия для мобильных приложений, работающих под управлением Android, как манифест приложения и ресурсы. |
Тест 2 30 минут |
10 заданий |
Самостоятельная работа 2 50 минут Основные этапы разработки приложения с использованием Android IDE |
Разработка простого приложения, помогающего понять структуру приложения, освоить основные операторы, привыкнуть к среде разработки. |
Лекция 3 47 минут Основы разработки интерфейсов мобильных приложений |
Большинство современных мобильных устройств имеют сенсорные дисплеи. Между традиционным оконным и тачевым интерфейсами существует огромная разница. Разработка удобного интерфейса для мобильных приложений является довольно сложной проблемой. Основной целью лекции является рассмотрение основ разработки интерфейсов мобильных приложений. В лекции рассказывается об особенностях визуального дизайна интерфейсов, строительных блоках и элементах управления. Приведены рекомендации по проектированию GUI под Android, а также имеется большое количество разнообразных примеров. В конце приведен список дополнительных источников. Описанные принципы помогут при разработке удобных пользовательских интерфейсов для мобильных приложений. Лекция может быть использована как часть курса или же отдельно от него для лучшего понимания особенностей интерфейса мобильных приложений. |
Тест 3 30 минут |
10 заданий |
Самостоятельная работа 3 44 минуты Основы разработки интерфейсов мобильных приложений |
Изучение основ разработки интерфейсов мобильных приложений. |
Лекция 4 19 минут Основы разработки многооконных приложений |
В прошлых лекциях мы рассмотрели особенности разработки приложений для ОС Android и настройки их интерфейсов. Однако все рассмотренные примеры вписывались в рамки экрана отдельно взятого устройства. Что делать в случаях, когда это условие не может быть соблюдено? В лекции рассказывается о работе с диалоговыми окнами, уведомлениями и всплывающими подсказками. Приведены особенности разработки приложений, содержащих несколько активностей, а так же способы перемещения между ними в запущенном приложении. Лекция может быть использована как часть курса, так и отдельно от него в целях углубления знаний по разработке многооконных Android-приложений. |
Тест 4 30 минут |
10 заданий |
Самостоятельная работа 4 32 минуты Создание многоэкранного приложения |
Научиться создавать приложения, состоящие из нескольких активностей, и диалоговые окна, а также познакомиться с элементами тач-интерфейса. |
Лекция 5 45 минут Использование возможностей смартфона в приложениях |
В данной теме предполагается рассмотрение вопросов разработки приложений, ориентированных на тач-интерфейс, работу со звуком, использование камеры и глобальных систем позиционирования. |
Тест 5 30 минут |
10 заданий |
Самостоятельная работа 5 18 минут |
Демонстрации распознавания стандартных жестов Разработать простейшие приложения для демонстрации распознавания стандартных жестов. |
Самостоятельная работа 6 17 минут Принципы работы c жестами вводимыми пользователями |
Разработка приложения, помогающего понять принципы работы c жестами вводимыми пользователями. |
Самостоятельная работа 7 46 минут Многооконное приложение |
Разработка многооконного приложения, предоставляющего возможности: воспроизведения аудио и видео файлов, создания и отображения фотоснимков. |
Самостоятельная работа 8 11 минут Геолокационные возможности |
Разработка приложения, демонстрирующего геолокационные возможности. |
Лекция 6 19 минут Использование библиотек |
Прежде чем браться за решение какой-то вспомогательной задачи, следует сначала выяснить, не была ли она решена кем-то ранее. Повторное использование кода позволяет сберечь ресурсы на выполнение проекта. Такие возможности предоставляют подключаемые библиотеки, рассмотрению возможностей которых посвящена данная тема. В лекции приведена классификация библиотек по их назначению и возможности их подключения. Рассматриваются некоторые популярные подключаемые библиотеки, как официальные, так и альтернативные. Затрагиваются вопросы безопасности использования библиотек. Лекция может быть использована как в рамках изучения данного курса, так и отдельно от него, если читатель желает подробнее ознакомиться с возможностью работы с подключаемыми библиотеками. |
Тест 6 30 минут |
10 заданий |
Самостоятельная работа 9 8 минут Использование сторонних библиотек |
Научиться писать приложения с использованием сторонних библиотек. |
Лекция 7 35 минут Работа с базами данных, графикой и анимацией. Разработка игр |
В данной лекции рассматриваются вопросы, связанные с разработкой приложений использующих систему управления базами данных SQLite. Также в лекции рассказывается о поддерживаемых системах анимации, основных классах, используемых для добавления анимации в приложения, приводятся способы изображения графических объектов в Android. Небольшой раздел лекции посвящен введению в разработку игр, рассмотрены основные принципы разработки игр для смартфонов. |
Тест 7 30 минут |
10 заданий |
Самостоятельная работа 10 19 минут Работа с базами данных в Android |
Разработка Android приложения, демонстрирующего возможности работы с базой данных SQLite. |
Лекция 8 20 минут Новое поколение инструментальных средств разработки мобильных HTML5-приложений. Intel XDK |
Разработка нативных приложений для ОС Android довольно непростое занятие. Эти приложения работают практически напрямую с операционной системой, поэтому могут задействовать любые ресурсы. В некоторых случаях такие возможности не обязательны, и одновременно с этим хочется иметь возможности быстрой разработки мобильных приложений. Данная лекция посвящена особенностям разработки мобильных приложений для ОС Android при помощи среды разработки Intel XDK. Эта среда позволяет разрабатывать приложения на HTML5, которые фактически представляют собой web-страницу и специализированный браузер для ее отображения. Лекция содержит краткие сведения о среде разработки Intel XDK, а так же описания технологий, которые используются при написании HTML5-приложений. Следует отметить, что Intel XDK является кроссплатформенной средой разработки и позволяет создавать программные продукты для различных мобильных платформ. Поэтому данная лекция может быть изучена как в составе данного курса, так и отдельно от него. |
Тест 8 30 минут |
10 заданий |
Курс заканчивается экзаменационным тестированием продолжительностью 1 час 40 минут. При прохождении более 60% заданий студенту выдается электронный сертификат об обучении (рис. 2).
Рисунок 2 – Пример сертификата об успешном окончании курса
Получить официальный документ о краткосрочном повышении квалификации (рис. 3) в печатном виде можно при оплате в 500 р.
Рисунок 3 – Пример удостоверения о краткосрочном повышении квалификации
Данные документы об обучении имеют чисто формальный характер и не засчитываются в качестве основания для перезачета соответствующей дисциплины в ВУЗе. Однако, полученных в процессе изучения курса знаний вполне достаточно для успешной подготовки к зачету или экзамену по смежным программам.
Дополнительно курс поддержан глоссарием, списком дополнительной литературы и электронных ресурсов по тематике курса. Так же функционирует тематический форум, где слушатели курса могут общаться друг с другом и задавать вопросы тьюторам.
По итогам прохождения курса слушателю предоставляется информация о смежных курсах близких к тематике изученного: разработка приложений для ОС Android; Введение в разработку приложений для смартфонов на ОС Android, разработка приложений для Android 4.0.
ЗаключениеПроект НОУ «ИНТУТ» неоднократно отмечался наградами региональных и общенациональных конкурсов, в том числе и «Национальной премией Рунет». Проект является одним из самых популярных образовательных ресурсов и имеет большой потенциал роста.
Образовательный потенциал проекта НОУ «Интуит» возможно использовать на всех курсах профессионального образования. Достаточное количество тематик курса позволяет использовать портал в качестве площадки для реализации дистанционных образовательных технологий для множества дисциплин ОПОП бакалавриата, относящихся к информатике и информационным технологиям.
Во внеаудиторной работе образовательный портал можно использовать для самостоятельного изучения и повторения пройденных тем студентами, но преподавателю необходимо контролировать процесс обучения путем проверки оценок итоговых тестовых работ. Можно давать определенные курсы для домашнего обучения и вести контроль по экспресс опросам или тестовым работам на аудиторных занятиях. Так же для проверки прохождения курсов и выполнения заданий можно проверить наличием сертификата об окончании обучения.
Разработанные в рамках выпускных квалификационных работ бакалавров курсы можно предложить для бесплатной публикации на портале НОУ «ИНТУИТ» в соавторстве с научным руководителем студента.
Дьяконенко, Ю. Н. Использование открытых образовательных ресурсов в вузе / Ю. Н. Дьяконенко. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 37. – С. 44-50.
Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Ибрагимов; Под ред. А.Н. Ковшов. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 336 c.
Котельникова, Е. Н. Массовые открытые онлайн-курсы как инновационная тенденция в образовании / Е. Н. Котельникова, Т. Н. Варфоломеева. // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – 5. – С. 23-32.
Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Национальный открытый университет "Интуит" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.intuit.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://edu-top.ru/katalog/, свободный. – Загл. с экрана.