Мастер-класса учителя биологии и химии «Применение метапредметных технологий в обучении» (5–9 класс)
Мастер-класса учителя биологии и химии
Иксановой Ларисы Александровны
«Применение метапредметных технологий в обучении»
применить метапредметный подход при изучении темы «Слуховой анализатор»
сформировать понятие о значении слуха в жизни человека;
рассмотреть строение и функции наружного, среднего уха;
познакомить с механической значимостью уха в животном мире.
Оборудование: презентация, ящик, радиатор.
1.Вступительное слово
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня.
Прием обратной связи «Ладошки».
Спасибо за поддержку.
Мотивация и целеполагание:
А вы хорошо меня слышите?
А с помощью чего вы меня слышите?
Правильно с помощью ушей.
Давайте теперь вместе сформируем название мастер класса. (ответы…)
Тема мастер-класса «Такие разные уши»
Работа с залом: Закройте одно ухо. Вы слышали звуки? Хорошо? (да)
Вопрос: для чего же нам тогда два уха?..(ответы)
Правильно, два уха нам нужны для того чтобы звук слышать равномерно т.е. одинаково со всех сторон.
Игровой момент: Для того чтобы подтвердить наш вывод предлагаю провести эксперимент. Приглашаю на сцену одного добровольца из членов жюри. С закрытыми глазами надо будет определить, с какой стороны идет звон колокольчика.
(Обсуждение проделанного эксперимента).
Рассказ учителя с элементами беседы
Мы с вами знаем, что уши есть у всех животных, а ушные раковины только у млекопитающих.
– Зачем нам нужны ушные раковины? (Ушные раковины нам нужны, чтобы слышать.)
– Благодаря воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и конденсировать звуковые волны.
У кого самые большие уши? (Самые большие уши конечно у слона.)
Черный ящик
Раз уж мы заговорили про слона. В этой коробке лежит прибор, идея устройства которого связана с устройством уха слона. А какой именно мы узнаем в конце мастер-класса.
Задания
1.Задание для математиков: (на рисунках показано 2 вида животных Слон – длина тела 6 м, длина ушей 1,5, тушканчик – длина тела 36см, длина ушей 12см.)
Для того чтобы узнать у кого самые большие уши надо рассчитать отношение длинны ушей пропорционально длине тела.
Ответ: у слона уши занимают 25% от площади всего тела, у тушканчика 33% от площади всего тела.
Вопрос залу: У кого самые большие уши? У тушканчика.
2. Как отличить африканского слона от индийского?
Ответ: уши африканского слона по форме напоминают материк Африки, а уши индийского слона по форме напоминают полуостров Индостан.
3. Для чего слонам нужны такие большие уши в условиях их обитания.
Ответ: Слону нужны большие уши в жарком климате для большей теплоотдачи.
Провокационный вопрос: Как же мамонт жил с большими ушами на севере?
Ответ из зала: У мамонта были маленькие уши.
Учитель: Давайте теперь подумаем что же лежит в ящике?
Этот предмет необходим в работе любого прибора в частности компьютера, компьютер будет работать без него, но недолго. Идея его устройства связана с устройством уха слона.
Ну что кто-нибудь угадает? Хорошо – этот прибор называется радиатор, здесь мы видим, что за счет увеличения площади увеличивается возможность охлаждения. Очень многие предметы которые мы вносим в нашу повседневную жизнь носят идеи природного характера.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!