Урок «Свойства и применение металлов» (Технология, 5 класс)

5
0
Материал опубликован 10 September 2017 в группе

Класс: 5

Раздел: Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов.

Тема урока: « Свойства и применение металлов»

Цели урока:

1. Профориентационные цели:

1.1. Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, связанных с производством и обработкой металлов: слесаря, металлурга, сталевара, кузнеца;

1.2 Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

1.3 Воспитывать уважение к работающему человеку.

2. Развивающие цели:

2.1 Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету,

2.2 Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений),

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности

2.4. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

3. Воспитательные цели:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности;

3.2. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

4. Образовательные цели:

4.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков по правке заготовок из тонколистового металла и проволоки, работе на верстаке со слесарными тисками , уметь организовать рабочее место для ручной обработки металлов; устанавливать и закреплять заготовки в тисках; проверять соответствие верстака своему росту; пользоваться инструментом при выполнении слесарных работ.;

4.2. Способствовать формированию представления о металлах, их свойствах и области применения

4.3. Способствовать запоминанию терминологии основных технологических свойств металлов и сплавов.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

- кабинет трудового обучения,

- образцы металлов и сплавов,

- заготовки для обработки.

2. Дидактическое обеспечение:

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- дополнительная литература (выставка);

- учебно-технологическая документация:

технологические карты;

информационные карты,

- образцы объектов труда;

- материалы для контроля знаний учащихся:

карточки-задания,

тесты;

- мультимедийная презентация «СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

МЕТАЛЛОВ».

Методы обучения:

словесный, наглядный, аудиовизуальный;

формирование, закрепление, применение ЗУН;

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;

объяснительно-побуждающий, исследовательский вне урока;

просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, показ, самостоятельная работа с раздаточным материалом по технологической карте, беседа.

Словарная работа: металлы: черные, цветные; свойства металлов: физические, механические, химические, технологические; сталь, чугун, сплавы.

Тип урока: урок – практикум.

Ход урока:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.

2. Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

Для чего служат двигатель, передаточный и исполнительный механизмы в машине?

Из каких звеньев состоит зубчатая передача?

Из каких звеньев состоит цепная передача?

Какие звенья называют ведущими и ведомыми?

Что такое передаточное отношение?

Какую деталь называют шпонкой?

Сообщение темы и цели урока.

1 2

3. Изложение программного материала. Приложение 1

Рассказ с элементами беседы.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, вы должны правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Как вы знаете, металлы в технике применяют не в чистом виде, а в виде сплавов.

Сплавы получают путём смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определённом соотношении. Правильный выбор подходящего для вашего изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства.

Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Рассмотрим их:

3 4

Отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой.

5

Способность материалов вызывать определенные зрительные ощущения

6 Способность металлов отражать свет

Вторая группа свойств:

К механическим свойствам относят прочность, твёрдость, упругость, вязкость, пластичность.

7

8 Прочность – способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь. Например, если сделанные вами подвески для стенда не разрушаются от его веса при закреплении на стене, значит, они обладают достаточной прочностью.

9 Твёрдость – свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого материала. Например, если на стальную и медную пластины нанести лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием, то в медной пластине глубина лунки будет больше, чем в стальной. Это свидетельствует о том, что сталь твёрже меди.

10 Упругость – свойство металла или справа восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил. Если положить на две опоры металлическую линейку и в центре её поместить небольшой груз, то она прогнётся на некоторую величину, а после снятия груза примет первоначальное положение. Это показывает, что материал линейки обладает упругостью.

Вязкость – свойство тел поглощать энергию при ударе.

Пластичность – способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь. Это свойство используют при правке, гибке, прокатке, штамповке заготовок.

К технологическим свойствам относят ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость и др.

11 Ковкость – свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. Это свойство основано на использовании механического свойства – пластичности.

Жидкотекучесть – свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.

Обрабатываемость резанием – свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами.

Свариваемость – свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.

Коррозионная стойкость – свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.

12 Все металлы и сплавы подразделяют на чёрные и цветные. К чёрным относят железо и сплавы на его основе – сталь и чугун. Все остальные металлы и сплавы – цветные.

Часто сплавы обладают лучшими свойствами, чем их составные части. Например, чистое железо имеет очень низкую прочность, а сплавы железа с углеродом – гораздо более высокую. Если углерода в сплаве меньше 2,14%, то такой сплав называют сталью. Если углерода от 2,14 до 6,7%, то это чугун.

13-14

Сталь не только прочный, но и пластичный материал, хорошо поддающийся механической обработке. Из конструкционной стали делают детали машин и конструкций, а, добавляя в сталь хром, вольфрам и другие металлы, получают очень твёрдые инструментальные стали, из которых изготавливают режущие инструменты для обработки металлов.

15-21

Чугун – хрупкий сплав, в связи с чем его используют для изделий, которые впоследствии не будут подвергаться ударам. Чугун обладает очень хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают качественные и сложные отливки: станины станков, радиаторы отопления и другие изделия.

22-25

26-27 Из цветных сплавов в наибольшее распространение в технике получили латунь, бронза, дюралюминий.

Латунь – сплав меди с цинком жёлтого цвета. Обладает высокой пластичностью, твёрдостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.

28 Бронза – сплав меди со свинцом, алюминием, оловом и другими элементами, жёлто-красного цвета. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления водопроводных кранов и зубчатых колёс, для отливки художественных изделий (скульптур, украшений и других элементов), в электротехнике.

29-32Дюралюминий – сплав алюминия с медью, магнием, цинком и другими элементами, серебристого цвета. Хорошо обрабатывается, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются лёгкие и прочные конструкции.

Физкультминутка. Упражнения для глаз по СанПиНу

5. Вопросы самоконтроля:

1) Что такое сплав?

2) Назовите механические свойства металлов и сплавов.

3) Назовите технологические свойства металлов и сплавов.

4) Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов?

5) Какие сплавы относятся к чёрным?

6) Чем отличается сталь от чугуна?

7) Чем отличается латунь от бронзы?

8) Почему металлы нужно экономно расходовать?

Практическая работа «Ознакомление со свойствами металлов и сплавов»

6.1.Вводный инструктаж

6.2.Выполняем практическую работу .

Задачи:

Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.

Положите справа от себя образцы из чёрных металлов и сплавов, а слева – из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.

Растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.

Положите на плиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.

Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.

6.3Самостоятельная работа учащихся.

6.4 Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы).

Заключительный инструктаж.

6.5 Презентация видов сплавов

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выучить термины. Ответить на вопросы по теме. Творческое задание: найти в интернете новые сплавы металлов и рассказать где применяются.

Подготовить (выбрать) материал (листовой металл) для изготовления подвесок для стенда и уголков для оконных рам

III. Итог урока.

- сообщение о достижении целей урока;

- оценка результатов труда; выставление отметок;

- сообщение о теме следующего урока;

- задание уч-ся на подготовку к следующему уроку.

Ход урока «Свойства и применение металлов»

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа:

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

приветствие

проверка явки учащихся

заполнение учителем классного журнала

проверка готовности учащихся к уроку

настрой учащихся на работу

доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

активное слушание

выдвижение предположений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выпол-нения домашнего задания

Цель этапа:

установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания

устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

выяснить степень усвоения заданного на дом материала

определить типичные недостатков в знаниях и их причины

ликвидировать обнаруженных недочётов

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок

Повторение пройденного материала

1.Беседа по вопросам:

1)Для чего служат двигатель, передаточный и исполнительный механизмы в машине?

2)Из каких звеньев состоит зубчатая передача?

3)Из каких звеньев состоит цепная передача?

4)Какие звенья называют ведущими и ведомыми?

5)Что такое передаточное отношение?

6)Какую деталь называют шпонкой?

2.Сообщение темы и цели урока

Слайды 1,2

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

повторение раннее изученного материала

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

контролирую правильность ответов следующим слайдом с правильными ответами

Формируемые способы деятельности:

оценивание результата по алгоритму

адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

умение полно и точно выражать свои мысли

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

эвристическая беседа

3. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, вы должны правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Как вы знаете, металлы в технике применяют не в чистом виде, а в виде сплавов….Приложение 1

заслушивание сообщения учащихся

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

активизация имевшихся ранее знаний

активное погружение в тему

высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой

принимать и сохранять учебную цель и задачу

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

слушают вопросы учителя

отвечают на вопро­сы учителя

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов

формирование умения обобщать и классифицировать по признакам

формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса

участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности:

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Практический этап

IV. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

сформулировать и согласовать цели урока

организовать уточнение и согласование темы урока

организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

организовать фиксацию преодоления затруднения

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся (Слайды 3- 32) Приложение 1

заслушивание сообщений учащихся

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

самостоятельное определение темы урока

осознание целей и задач обучения

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

формирование умения слушать и понимать других

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V.Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

зафиксировать алгоритм выполнения …

организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально)

использование вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала

Вопросы самоконтроля:

1) Что такое сплав?

2) Назовите механические свойства металлов и сплавов.

3)Назовите технологические свойства металлов и сплавов.

4)Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов?

5)Какие сплавы относятся к чёрным?

6)Чем отличается сталь от чугуна?

7)Чем отличается латунь от бронзы?

8)Почему металлы нужно экономно расходовать?

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Физкультминутка

Физкультминутка. Упражнения для глаз по СанПиНу

 

VII. Практическая работа «…» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:

тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

проверить умения работать учащихся по алгоритму

организовать самостоятельную работу учащихся

организовать самопроверку самостоятельной работы

организовать…..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

Вводный инструктаж

6.2.Выполняем практическую работу .Задачи:

Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.

Положите справа от себя образцы из чёрных металлов и сплавов, а слева – из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.

Растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.

Положите на плиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.

Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.

6.3.Самостоятельная работа учащихся.

6.4. Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы).

Заключительный инструктаж.

6.5 Презентация видов сплавов

Самостоятельная работа учащихся по исследованию свойств металлов.

проверка организованности начала работы учащихся;

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащихся;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

самоконтроль выполнения задания

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

умение структурировать знания

выбор наиболее эффективных способов решения задач

построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выучить термины. Ответить на вопросы по теме. Творческое задание: найти в интернете новые сплавы металлов и рассказать где они применяются.

Подготовить (выбрать) материал (листовой металл) для изготовления подвесок для стенда и уголков для оконных рам

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

отработка алгоритма по изученной теме …

творческая переработка изученной информации

поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

IX. Уборка рабочих мест

   

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Экспресс-выставка. Учащиеся выбирают и отмечают лучшие работы.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

формирование умений полно и точно выражать свои мысли

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.