12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разумова Ирина Вениаминовна112
Люблю жизнь
Россия, Самарская обл., Тольятти

«Применение метода «листа-опросника» на уроках обществознания».

Автор: Разумова И.В., учитель истории и обществознания.

Самое главное - научить человека мыслить.

Бертольд Брехт.

Цель: формирование положительных мотивов к изучению обществознания.

Одна из основных задач - поиск форм сотрудничества, стимулирование любознательности и творчества в детях.

В настоящее время предъявляются повышенные требования к обучающимся.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт устанавливает требования к результатам, освоившим основную образовательную программу основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Кроме этого, повышается контроль качества знаний обучающихся через использование

ВПР, тестирования по функциональной грамотности, ОГЭ, ЕГЭ.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами разработанной мною методикой.

Она родилась из размышлений над тем, как заставить ученика дома или в классе прочесть параграф из учебника вдумчиво, обратив внимания на моменты, которые он чаще всего пролистывает?

Данную методику я бы назвала так: «Домашнее задание = глубокий анализ текста».

В конечном итоге появился лист - опросник, который содержит материал параграфа учебника.

Для того, чтобы это не было простым списыванием ответа, вопросы составляю так, чтобы заставить подумать, поразмышлять, вспомнить ранее изученный материал. Например, подберите антонимы к термину «заповедь».

В век гаджетов, потребность в грамотном изложении своих мыслей, практически сведена к 0.

Исходя из этого, задание «найти и сформулировать определение к термину», также выполняется в соответствии с критериями.

Вопросы составляю без вопросительного слова (как называется и т.д.) и они имеет законченную форму.

Например, вопрос звучит не «Что называют нравственностью?», а в утвердительной форме.

Вопрос:

Ответ:

1.сформулируйте определение к термину «нравственность».

1.совокупность людских нравов, часть жизни, которая связана с делами, практическим поведением; практические поступки.

Еще пример:

Вопрос: Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной.

Ответ: Произнесена на возвышенном месте, на горе, куда взошел Христос, чтобы поведать свое учение людям.

Данная методика ориентирована не на быстрый поиск ответа в Интернете, а на прочтение и глубокий анализ материала параграфа.

Для этого составляю критерии, в соответствии с которыми выполняется и проверяется работа.

Использование данного метода на уроке показало, ребята лучше запоминают материал, учатся грамотно формулировать вопросы, когда задают их одноклассникам в форме вопрос-ответ.

Обществознание. 8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Критерии.

1.Работа оформляется на двойном листе.

2. На листе записать «Лист-опросник по теме «Мораль» учащегося 8 «...» класса Ф.И.

3. Работа ТОЛЬКО по пар.7 учебника по обществознанию для учащихся 8 класса, авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.  2018г.(не Интернет).

4. Ответ оформляется в виде таблицы.

5. Цифра в конце вопроса – количество вариантов ответа.

6.Если ответ на вопрос содержит только одно слово, век, имя – записываете только их.

Переписывать параграф не нужно!!!

7. В содержание работы входят как тестовые задания, так и анализ текста параграфа и работа с терминами.


Вопрос

ответ

1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.:

а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.


2. Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной.


3. Смысл «золотого правила морали».


4. Значение морали.


5. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле.


6. Причины появления правил вообще.(3)


7. Перечислите особенности морали (3).


8. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание».


9. Сформулируйте определение к термину «самокритика».


10. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле.


11. Продолжительность периода формирования моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет).


12. Название священной книги у христиан; иудеев.


13. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.


14. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление, повеление, любовь.


15. Определите отличия морали от нравственности.


16. Сформулируйте основной смысл и последствие злой нравственности.


17. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, который в этом произведении ради спасения чести своей любимой, убивает ее.


18. Перечислите высшие моральные ценности:


19. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация»


20. Основной критерий (мерило) морали.1б


Итого:

32 б.

«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше.


Ключ!!! 8 класс. Пар.7

Лист - опросник по теме «Мораль».

Вопрос

Ответ

1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.:

а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.

1. в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты.

2.Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной.

2. Произнесена на возвышенном месте, на горе, куда взошел Христос, чтобы поведать свое учение людям.

3. Смысл «золотого правила морали».

3.И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

4. Значение морали.

4.научить нас, как относиться к людям.

5. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле.

5.Правила, которые регулируют поведение людей.

6. Причины появления правил вообще.(3)

6.регулировать (поведение), (направлять действия), советовать (как поступить).

7. Перечислите особенности морали (3).

7. а. регулирует отношение человека к человеку, б. отношение к природе, окружающей среде, в.отношение человека к самому себе.

8. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание».

8.Вырабатывание в себе моральных качеств: милосердия, ответственности, честности и т.д.

9. Сформулируйте определение к термину «самокритика».

9.Анализ (проверка, оценка) своих поступков с точки зрения морали.

10. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле.

10.Особые духовные правила, регулирующее поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде, к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

11. Продолжительность периода формирования моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет).

11. в. на протяжении жизни

12. Название священной книги у христиан; иудеев.

12. Библия, Тора.

13. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.

13.Конфуций.

14. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление, повеление, любовь.

14. Вражда, разлад, противодействие, противопоставление.

15.Определите отличия морали от нравственности.

15. Мораль - строгие духовные правила поведения (мысли, идеи, о том, как правильно поступать); нравственность – совокупность людских нравов, часть жизни, которая связана с делами, практическим поведением; практические поступки.

16. Сформулируйте основной смысл (1) и последствие (2) злой нравственности.

утверждение своей исключительности (Я (МЫ) – лучшие);

Толкает людей к вражде, разделяет людей.

17. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, один из героев которого в этом произведении, ради спасения чести своей любимой, убивает ее.

17.М. Ю. Лермонтов, драма «Испанцы».

18. Перечислите высшие моральные ценности (4):

18.Гуманизм, человечность, гражданственность, патриотизм.

19. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация»

19.Гражданственность - политическое и правовое положение человека, моральное поведение по отношению к своей стране;

патриотизм – любовь и преданность Отечеству, готовность отдать за него жизнь;

деградация – разрушение.

20. Основной критерий (мерило) морали.

20.Наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках.

Итого:

32 б.

«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.