Применение метода «листа-опросника» на уроках обществознания
«Применение метода «листа-опросника» на уроках обществознания».
Автор: Разумова И.В., учитель истории и обществознания.
Самое главное - научить человека мыслить.
Бертольд Брехт.
Цель: формирование положительных мотивов к изучению обществознания.
Одна из основных задач - поиск форм сотрудничества, стимулирование любознательности и творчества в детях.
В настоящее время предъявляются повышенные требования к обучающимся.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт устанавливает требования к результатам, освоившим основную образовательную программу основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Кроме этого, повышается контроль качества знаний обучающихся через использование
ВПР, тестирования по функциональной грамотности, ОГЭ, ЕГЭ.
Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами разработанной мною методикой.
Она родилась из размышлений над тем, как заставить ученика дома или в классе прочесть параграф из учебника вдумчиво, обратив внимания на моменты, которые он чаще всего пролистывает?
Данную методику я бы назвала так: «Домашнее задание = глубокий анализ текста».
В конечном итоге появился лист - опросник, который содержит материал параграфа учебника.
Для того, чтобы это не было простым списыванием ответа, вопросы составляю так, чтобы заставить подумать, поразмышлять, вспомнить ранее изученный материал. Например, подберите антонимы к термину «заповедь».
В век гаджетов, потребность в грамотном изложении своих мыслей, практически сведена к 0.
Исходя из этого, задание «найти и сформулировать определение к термину», также выполняется в соответствии с критериями.
Вопросы составляю без вопросительного слова (как называется и т.д.) и они имеет законченную форму.
Например, вопрос звучит не «Что называют нравственностью?», а в утвердительной форме.
Вопрос: | Ответ: |
1.сформулируйте определение к термину «нравственность». | 1.совокупность людских нравов, часть жизни, которая связана с делами, практическим поведением; практические поступки. |
Еще пример:
Вопрос: Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной.
Ответ: Произнесена на возвышенном месте, на горе, куда взошел Христос, чтобы поведать свое учение людям.
Данная методика ориентирована не на быстрый поиск ответа в Интернете, а на прочтение и глубокий анализ материала параграфа.
Для этого составляю критерии, в соответствии с которыми выполняется и проверяется работа.
Использование данного метода на уроке показало, ребята лучше запоминают материал, учатся грамотно формулировать вопросы, когда задают их одноклассникам в форме вопрос-ответ.
Обществознание. 8 класс. Пар.7
Лист - опросник по теме «Мораль».
Критерии.
1.Работа оформляется на двойном листе.
2. На листе записать «Лист-опросник по теме «Мораль» учащегося 8 «...» класса Ф.И.
3. Работа ТОЛЬКО по пар.7 учебника по обществознанию для учащихся 8 класса, авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2018г.(не Интернет).
4. Ответ оформляется в виде таблицы.
5. Цифра в конце вопроса – количество вариантов ответа.
6.Если ответ на вопрос содержит только одно слово, век, имя – записываете только их.
Переписывать параграф не нужно!!!
7. В содержание работы входят как тестовые задания, так и анализ текста параграфа и работа с терминами.
Вопрос | ответ |
1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.: а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты. 1б | |
2. Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной. 1б | |
3. Смысл «золотого правила морали». 1б | |
4. Значение морали. 1б | |
5. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле. 1б | |
6. Причины появления правил вообще.(3) 2б | |
7. Перечислите особенности морали (3). 3б | |
8. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание».1б | |
9. Сформулируйте определение к термину «самокритика».1б | |
10. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле. 1б | |
11. Продолжительность периода формирования моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет). 1б | |
12. Название священной книги у христиан; иудеев. 2б | |
13. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.1б | |
14. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление, повеление, любовь. 3б | |
15. Определите отличия морали от нравственности. 2б | |
16. Сформулируйте основной смысл и последствие злой нравственности.2б | |
17. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, который в этом произведении ради спасения чести своей любимой, убивает ее. 2б | |
18. Перечислите высшие моральные ценности: 2б | |
19. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация» 3б | |
20. Основной критерий (мерило) морали.1б | |
Итого: | 32 б. |
«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше. |
Ключ!!! 8 класс. Пар.7
Лист - опросник по теме «Мораль».
Вопрос | Ответ |
1. По какому принципу образован ряд: Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.: а. известные фантасты, б. известные писатели, в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты. 1б | 1. в. учителя человечества, общепризнанные моральные авторитеты. |
2.Причина названия одной из проповедей в Библии - Нагорной. 1б | 2. Произнесена на возвышенном месте, на горе, куда взошел Христос, чтобы поведать свое учение людям. |
3. Смысл «золотого правила морали». 1б | 3.И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. |
4. Значение морали. 1б | 4.научить нас, как относиться к людям. |
5. Сформулируйте определение к термину «мораль» в узком смысле. 1б | 5.Правила, которые регулируют поведение людей. |
6. Причины появления правил вообще.(3) 2б | 6.регулировать (поведение), (направлять действия), советовать (как поступить). |
7. Перечислите особенности морали (3). 3б | 7. а. регулирует отношение человека к человеку, б. отношение к природе, окружающей среде, в.отношение человека к самому себе. |
8. Сформулируйте определение к термину «самовоспитание».1б | 8.Вырабатывание в себе моральных качеств: милосердия, ответственности, честности и т.д. |
9. Сформулируйте определение к термину «самокритика».1б | 9.Анализ (проверка, оценка) своих поступков с точки зрения морали. |
10. Сформулируйте определение к термину «мораль» в широком смысле. 1б | 10.Особые духовные правила, регулирующее поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде, к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. |
11. Продолжительность периода формирования моральных качеств: а. в детстве, б. в подростковом возрасте, в. на протяжении жизни, г. с наступлением совершеннолетия (18 лет). 1б | 11. в. на протяжении жизни |
12. Название священной книги у христиан; иудеев. 2б | 12. Библия, Тора. |
13. Китайский мудрец, одним из первых определивший принцип человеческого отношения друг к другу.1б | 13.Конфуций. |
14. Подберите антонимы к термину «заповедь»: любовь, вражда, разлад, наказ, противодействие, наставление, противопоставление, повеление, любовь. 3б | 14. Вражда, разлад, противодействие, противопоставление. |
15.Определите отличия морали от нравственности. 2б | 15. Мораль - строгие духовные правила поведения (мысли, идеи, о том, как правильно поступать); нравственность – совокупность людских нравов, часть жизни, которая связана с делами, практическим поведением; практические поступки. |
16. Сформулируйте основной смысл (1) и последствие (2) злой нравственности.2б | утверждение своей исключительности (Я (МЫ) – лучшие); Толкает людей к вражде, разделяет людей. |
17. Название произведения и имя русского поэта, драматурга, один из героев которого в этом произведении, ради спасения чести своей любимой, убивает ее. 2б | 17.М. Ю. Лермонтов, драма «Испанцы». |
18. Перечислите высшие моральные ценности (4): 2б | 18.Гуманизм, человечность, гражданственность, патриотизм. |
19. Раскройте значение «гражданственность, патриотизм, деградация» 3б | 19.Гражданственность - политическое и правовое положение человека, моральное поведение по отношению к своей стране; патриотизм – любовь и преданность Отечеству, готовность отдать за него жизнь; деградация – разрушение. |
20. Основной критерий (мерило) морали. 1б | 20.Наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках. |
Итого: | 32 б. |
«5»-29-32 «4» -22-28 «3» -16-21 «2» -15 и меньше. |