Статья «Применение на занятиях внеурочной деятельности разнообразия средств для поддержки интереса и мотивации у учащихся художественно – творческих способностей»
Титульный лист
Организация: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» города Элисты Республики Калмыкия
Тема опыта: «Применение на занятиях внеурочной деятельности разнообразия средств для поддержки интереса и мотивации у учащихся художественно – творческих способностей.»
Автор опыта: Блохина Маргарита Владимировна Учитель начальных классов
Календарный год: 2018 год
1.Введение.
Тема: «Применение на занятиях внеурочной деятельности разнообразия средств для поддержки интереса и мотивации у учащихся художественно – творческих способностей.»
Актуальной проблемой современного образования является развитие творческих способностей. Структура творческих способностей довольно сложна, но все авторы, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что ведущими в ней являются воображение, образное мышление. Изобразительная деятельность способствует решению данной задачи. На уроках рисования в начальной школе используют различные художественные материалы: карандаш, фломастеры, акварельные и гуашевые краски. Но возможно использование и нетрадиционных материалов и техник рисования. Именно работа в этих техниках будит фантазию, развивает воображение, ассоциативное, образное мышление, память. Ученики младшего школьного возраста очень любят заниматься рисованием. В своих рисунках они отражают интересы, настроение, желание. У учащихся возникают разные замыслы: им хочется нарисовать звездную ночь, сверкающий снег, золотую осень, любимую игрушку. Но нередко они испытывают трудности и разочарование оттого, что многие их желания оказываются нереализованными из-за недостатка изобразительных умений. Тогда свое желание рисовать ребенок может осуществить с помощью нетрадиционных техник, которые демонстрируют необычное сочетание материалов и инструментов. Рисование нетрадиционными способами снимает противоречие между замыслами, желаниями и возможностями детей. Художественная деятельность становится привлекательной для детей с любыми способностями: дети становятся более уверенными, раскрепощенными, эмоциональными, уверенными, активно фантазируют. Они переживают удовольствие оттого, что решать изобразительную задачу можно разными способами. Таким образом повышается интерес к художественной деятельности вообще. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию уроков и занятий, которые позволяют решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Особое место в воспитании духовно-нравственного развития и образовании ребенка занимает искусство, которое развивает художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии. В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. В возрасте от 7 до 11 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенную восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое.
2.Основная часть.
На творческих занятиях изобразительного искусства внимание школьников нуждается в постоянной поддержке со стороны учителя, поэтому учитель в процессе преподавания должен использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также приобщать детей к этнокультурному наследию. Поэтому в основе моей работы, которую я реализую во внеурочной деятельности «Веселый карандаш», лежит не только предметно-практическая деятельность, которая развивает обучающихся, но и духовно-нравственное воспитание школьников основанное на культуре, традициях, обычаях своего народа. Это еще одна проблема, которая повлияла на необходимость разработки данного проекта, тем более что, в условиях введения ФГОС, когда внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе. Развитие духовно-нравственной и творческой личности ребенка, а заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения. Обучение изобразительному искусству с учетом регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Изучение регионального содержания позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремеслам, распространенным в Республике Калмыкия. (Приложение 1)
Организация моей работы носит инновационный характер:
- использование современных технологий: технология деятельностного метода, проектная технология, коммуникативно-мыслительная техника «развитие воображения», коммуникативная рефлексия, технология учебного диалога; - нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника «по-сырому», рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками; - новые образовательные формы работы: творческая мастерская, образовательное событие, организационно-деятельностная игра, проектная задача, творческая практика.
Занятия в студии «Веселый карандаш» способствуют разностороннему и гармоничному развитию духовно-нравственной личности ребенка, раскрытию творческих способностей и творческого воображения, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Большое внимание на занятиях отводится эстетическому воспитанию и развитию воображения. Основной творческой задачей – создание оригинальных вещей, предметов, для этого необходим творческий поиск. Творческий поиск - это наиболее интересное решение художественного образа, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать еще лучше. Поэтому я стараюсь выбрать такую форму занятия, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Так же необходимо постоянно поощрять смелость в поисках новых форм и средств выражения художественного образа, проявление фантазии и изобретательности. Предоставляя самостоятельность в творческом поиске, я тактично помогаю им в выполнении поставленной задачи. В содержании каждой техники предусмотрены несколько заданий, которые ребенок может выбрать сам, по-своему усмотрению, либо с помощью педагога. (Приложение 2)
Основной моей целью как педагога для успешной организации работы внеурочной деятельности «Веселый карандаш» является: Создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся.
Для этого мною решаются следующие задачи:
разработка и реализация программы по формированию духовно-нравственного развития и художественно-творческих способностей;
организация работы на внеурочных занятиях «Веселый карандаш»;
создание условий для реализации творческих практик: по созданию проектов, по передаче способов художественной деятельности;
вовлечение родителей для оказания помощи детям при создании различных художественных проектов;
разработка диагностического инструментария по отслеживанию метапредметных, личностных результатов и художественно-творческих способностей;
разработка технологической карты учета индивидуальных достижений ученика;
составление методических разработок к внеурочным занятиям с целью деления опытом с коллегами и молодыми учителями.
Разнообразие форм и особый режим занятий. Каждое занятие, которое я провожу, направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством учителя дает возможность коллективной деятельности, в результате чего появляется интерес к творчеству. Использование комбинированного вида занятий позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, так как включенность в процесс способствует повышению интереса к занятиям.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников мною предусмотрено:
предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно я совмещаю правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания я даю на самых первых занятиях, а затем уже закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе, которая составляется в начале учебного года. Применяю на занятиях такие методы, как учебная дискуссия, игры, конкурсы, выставки, коммуникативная рефлексия, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отвожу теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
3.Заключение.
Демонстрируя доверие к ребенку, я исключаю излишнюю опеку. Все это способствует максимальной активизации деятельности ребёнка, заставляя его использовать свой опыт, умения и навыки. Осуществляя руководство художественной деятельностью, необходимо помнить о её специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что–то узнают, это художественно – творческая деятельность, требующая от ребенка положительно эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен! Чем активнее ребенок участвует во внеклассной творческой работе, тем более успешным он себя ощущает в учебной деятельности, т.к. именно через творчество формируется положительная мотивация к познанию. Обобщая все вышесказанное, могу отметить, что постоянное соприкосновение с искусством способствует эмоциональному развитию учащихся; развитию художественного вкуса; включению учащихся в творческую деятельность, результат которой – рисунки, аппликации, и т.д.; изменению уровня интеллектуальной деятельности; формирование высокой мотивации к обучению. Итогом работы по художественно-эстетическому направлению является участие ребят во многих конкурсах рисунков как школьной, так и внешкольной деятельности. Ребята принимают участие в Республиканских региональных конкурсах рисунков и Всероссийских, где занимают призовые места:
Республиканский конкурс творческих работ «Экологическая мозаика», где была представлена работа «Аппликация из бросового материала» ( 1 место Максимова Катя), Мальченко Кристина 1 место с работой «Сбережем сайгаков» и другие.
Республиканский конкурс графического и живописного творчества в номинации «Портрет», где был победитель с рисунком «Женский портрет» 2 место рисунок «Портрет моей мамочки».
Участие в Республиканском конкурсе «Новогоднее вдохновение, где дети принимают активное участие.
Участие в конкурсах творческих работ на Всероссийском уровне: «Рыжий кот», «Продленка» и другие.