Применение социальной сети «ВКонтакте» в образовательном процессе на примере объединений «Компьютерная анимация» и «Школа юного блогера»
Применение социальной сети «ВКонтакте»
в образовательном процессе на примере объединений
«Компьютерная анимация» и «Школа юного блогера»
Устьянцева Екатерина Владимировна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО
Современный мир невозможно представить без инновационных технологий. Сегодня они пронизывают различные сферы нашей жизни – работу, обучение, отдых и развлечения. Обучающиеся, как представители нового поколения, чутко реагируют на многие новинки в сфере компьютерных и интернет-технологий.
Являясь педагогом дополнительного образования МАУ ДО «Дом детского творчества» КГО, руководителем двух объединений «Компьютерная анимация и графика» и «Школа юного блогера», в своей работе часто пользуюсь интернет ресурсами, где подбираю интересные задания для обучающихся, дополнительную информацию по предметам и методическую литературу.
На занятиях в объединении «Школа юного блогера» мы знакомимся с разными интернет платформами и социальными сетями, учимся рационально использовать интернет ресурсы: пишем контент, ведем блоги, формулируем интересные хэштеги. Изучаем основы видео- и фотомонтажа, искусство фотографии, правила видеосъемки. Обучающиеся используют привычную для них среду не только в качестве развлечения, но и как элемент образования, что при грамотном использовании не может не отразиться на их воспитании и обучении.
С введением карантинных мероприятий дополнительное образование претерпело большие изменения, сменив очный характер образовательной деятельности на дистанционный. В связи с этим поднялся вопрос, как же выстроить дальнейшую работу с обучающимися, не прерывая учебный процесс и используя возможности Интернета.
По статистике самой популярной социальной сетью для родителей нашего учреждения является «ВКонтакте», поэтому было принято решение взять данную социальную сеть за основу организации учебного процесса.
К тому же, в «ВКонтакте», среди всех известных социальных сетей «Одноклассники», Instagram, Facebook, YouTube, Pinterest, Linkedin, на мой взгляд, обладает наибольшими возможностями для организации дистанционных занятий. Именно здесь были созданы отдельные группы объединений, в которых обучающиеся могут отслеживать задания, изменения в расписании и другую необходимую информацию.
Изначально группы создавались для своевременного информирования родителей о работе и предстоящих мероприятиях. Но в период самоизоляции выяснилось, что использовать группу можно и для проведения занятий. Данная социальная сеть оказалась гораздо удобнее при пересылке заданий, тестов, опросов, викторин и проведения занятий в качестве игры.
Педагог имеет возможность показывать и пояснять свои презентации, видеозанятия, открывать наглядные пособия и любые текстовые документы, которые сохраняются в беседе сети «ВКонтакте». Обучающиеся могут выполнять задания в любое свободное время и с помощью мгновенных сообщений отправлять его руководителю. Всё это делает образовательный процесс максимально приближенным к привычному обучению.
Занятия «ВКонтакте» начинаются с приветствия, что позволяет педагогу определить явку обучающихся и их эмоциональный настрой (многие высылают картинки, смайлики). Огромный плюс работы мессенджера этой социальной сети в том, что можно быстро отвечать на возникающие вопросы обучающихся, наладить индивидуальный контакт и обратную связь через голосовые и видеосообщения.
В «ВКонтакте» в специально созданной беседе можно эффективно организовать коллективную работу учебной группы. Задания несут в основном творческий характер и становятся своеобразными мини-конкурсами, что заметно влияет на качество образования.
Имеется возможность коллективной оценки результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в общее творчество, организации обсуждения, поддержки друг друга с помощью «лайков» за выполненную работу.
Данная форма работы позволяет обучающимся проанализировать представленный материал, произвести самопроверку и самооценку своего домашнего задания. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий, налаживанию позитивного, дружеского общения в неформальной обстановке.
В виду отсутствия компьютеров у некоторых обучающихся приходится перестраиваться с групповых форм на индивидуальные или совмещать их. Такой подход организует детей с низкой мотивацией, помогает адаптироваться в сложившейся ситуации, заменив компьютерные программы на возможности современного телефона.
При проверке заданий индивидуально обсуждаются не только технические вопросы и термины, но и уделяется особое внимание грамотности в формулировке вопросов и ответов, а также правописанию слов.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и Wiki позволяет всем участникам индивидуально или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося.
Возможности данной социальной сети позволяют организовывать не только учебную, но и внеучебную деятельность.
В декабре для обучающихся объединений был запланирован и проведен «Новогодний марафон». По условиям марафона, в течение недели на стене каждой учебной группы ежедневно в 19.00 публиковались вопрос и задание на новогоднюю тему. В комментариях к вопросу необходимо было дать ответ, а также прислать фото, аудио или видео выполненного задания. Для того, чтобы стать победителем марафона, нужно ответить правильно на максимальное количество вопросов и набрать максимальное количество баллов за выполненные задания.
В процесс игры активно включились не только обучающиеся, но и родители, которые каждый день ждали новых вопросов и заданий, интересовались результатами, поддерживали друг друга в победе и проигрыше. Данная форма помогла организовать совместную досуговую деятельность детей и родителей, а также объединения в целом.
Один из важных моментов образовательного процесса – связь педагога, обучающегося и родителей. В условиях современного жизненного ритма не все имеют возможность быть в курсе событий, касающихся образовательного процесса. Социальные сети дают возможность непосредственного участия родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, контроле своего ребенка при выполнении задания, обсуждении предлагаемых тем, а также в оценке качества образования.
Благодаря удобному интерфейсу социальной сети «ВКонтакте», родители становятся активными участниками учебного процесса, осваивая вместе с детьми новые темы, компьютерные программы и их возможности. Это отражается на повышении уровня компьютерной грамотности, соблюдения сетевого этикета и основных правил безопасности в Интернете не только у обучающихся, но их родителей.
Таким образом, при дистанционном обучении использование социальной сети «ВКонтакте» в качестве своеобразной учебной платформы является неплохой альтернативой, которая позволяет организовать продолжительное и эффективное взаимодействие педагогов, обучающихся и родителей в рамках образовательного процесса в удобное для них время.
Приложение
Игра «Новогодний марафон»
Вопрос № 1: В какой стране выбрасывают старые вещи в канун Нового года? (Италия)
Задание № 1: Посмотреть мультфильм «Фиксики», серию «Гирлянда». Ответить на вопрос: чем заменили перегоревшую лампочку в гирлянде? (Папус)
Вопрос № 2: В какой стране празднуют новый год позже всех? (Китай)
Задание № 2: Сделать фотографию с часами.
Вопрос № 3: Назовите место рождения Снегурочки. (Кострома)
Задание № 3: Напеть строчки любой новогодней песни, отправив голосовое сообщение.
Вопрос № 4: Как называется самая легкая и объемная разновидность снежных кристаллов, чье составляющее никогда не бывает одинаковым? (Снежинка)
Задание № 4: Найти в сети Интернет название и автора произведения, откуда взяты эти строчки:
«…Спать залез он в холодильник или к белочке в дупло... Или в старенький будильник Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо: На часах двенадцать бьет... И неведомо откуда к нам приходит Новый год!»
Прислать текстовое сообщение с ответом. (Андрей Усачев «Откуда приходит новый год»)
Вопрос № 5: В какой стране у Деда Мороза забавное имя Йоулупукки? (Финляндия)
Задание № 5: Собрать елку из макарон, прислав фото.
Дополнительные вопросы:
Старинный ритуальный танец у елки. (Хоровод)
Существо женского пола, развлекающее елочку песенками. (Метель)
Новогодняя «скульптура», созданная из природного материала. (Снеговик)
Панов Егор Игоревич
Куликова Ирина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна