Применение современных методов и ресурсов при обучении английскому языку
Применение современных методов и ресурсов при обучении английскому языку для повышения мотивации к предмету и качества образования.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся.
Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Возникает вопрос: что такое мотивация? Существует множество определений понятия “мотивация”, но нет общего, которое принимали бы все ученые. Мотивация – это основной элемент структуры учебной деятельности. Понятие “мотивация” также используют как совокупность мотивов поведения и деятельности. Так, например, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов считают, что мотивом учебной деятельности необходимо называть направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним к ней отношением.
Хамедова Г.Н. предполагает, что учебная мотивация – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей. Приступая к занятиям иностранным языком, у учащихся наблюдается высокая мотивация к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 7-8 классу он пропадает у 80 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Психологи выделяют внешнюю и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация – это широкая социальная мотивация, т.е. общепринятое в обществе мнение о том, что каждый образованный человек должен владеть английским языком, она нацеливает учащихся, студентов на достижение конечного результата учения.
Внутренняя мотивация подразделяется на несколько подвидов:
1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности – «язык пригодится в жизни»,
2) коммуникативная мотивация – «нравится общаться на иностранном языке», или «язык удовлетворяет мои интересы»,
3) учебная мотивация – это интерес учащихся к английскому языку как к учебному предмету, т.е. «интересно читать, выполнять упражнения».
Учебная деятельность идет более успешно, если у учащихся сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.
Одними из главных способов мотивации учащихся на уроках иностранного языка являются:
Создание благоприятной атмосферы на уроке
Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе доброжелательной атмосферы. На уроках необходимо создавать ситуации успеха. Важно воспитывать в детях чувство оптимизма и веры в собственные силы. Для этого учитель должен быть сам оптимистически настроенным к ученикам и коллегам человеком. Нужно обращать внимание на затраченные детьми усилия при выполнении задания, а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах.
Пересаживание учеников
То, каким образом дети сидят в классе, часто определяет динамику урока. В самом деле, простое изменение схемы рассадки может внести невероятные изменения в групповую согласованность учащихся, также существует много случаев, когда рассадка была решающим элементом успеха или неудачи урока. У каждого учителя свои предпочтения в рассадке класса.
Одним из самых лучших вариантов для больших классов является расположение парт в форме буквы «П». Но какую бы модель рассадки учитель ни выбрал, классу будет наиболее комфортно, если учитывать следующие принципы:
а) максимально увеличить зрительный контакт. Если отвечающий ученик не имеет зрительного контакта с остальными, то внимание к его выступлению, скорее всего, упадет.
б) убедиться, что студенты сидят на удобном расстоянии друг от друга. Учитель должен убедиться в том, что не осталось ни одного ученика, сидящего в одиночестве. Кроме того, старайтесь оставлять не такое большое пространство между учениками.
Использовать познавательные и социальные методы:
Использование специально разработанной, рациональной системы упражнений от простого к сложному, которая позволяет обучающимся достичь цели и ощутить успех .
Чередование различных видов деятельности, например, используя ИКТ, презентации или видеоматериалы;
Проведение нетрадиционных форм уроков (интегрированные уроки, уроки-экскурсии итд.). Например, после прохождения темы «Еда» можно провести урок-общение «В кафе». Сначала повторить изученные слова и выражения, затем просмотреть видеоролик с элементами новизны, отработать их и в заключении учащиеся смогут построить свои диалоги по теме. Изучая тему «Путешествия», можно уехать в другую страну, где пообщаться с сотрудниками аэропорта или местными жителями, чтобы узнать дорогу до ближайшего местоназначения.
Использование на уроках ролевых игр, различных учебных ситуаций с элементами занимательности, а также физкультминуток.
Связь с жизнью, анализ жизненных ситуаций, примеры, показ практических применений знаний иностранных языков. Изучая тему «Покупки», можно мотивировать учеников читать этикетки на продуктах питания, для того, чтобы понять безопасно ли для них употреблять этот продукт в пищу.
Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Песни на уроках английского языка вносят в процесс обучения не только креативность и разнообразие, но также это отличный способ снять напряжение, разграничить учебные блоки занятий и переключиться с одного вида работы на другой. Каковы же методические преимущества песен в обучении иностранному языку?
Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность.
Head, Shoulder, Knees and Toes — для отработки частей тела
If you’re happy and you know it — повелительные предложения
Old MacDonald Had a Farm — животные
He’s got the whole world in his hands — he’s got/to have
5 in the bed/10 little Monkeys — цифры
The Wheels on the Bus — действия
B-I-N-G-O – алфавит
There was an old lady who swallowed a fly — животные
Over the mountains — present continuous
Do you like Spaghetti Yogurt — еда
Отличные ресурсы с песнями для отработки грамматического и лексического материала:
SuperSimpleSongs (+ worksheets); ABCMouse; BritishCouncil.
Например, для отработки модального глагола «Can» — Animal song «Yes, I can!».
Для подростков и взрослых можно разработать или найти worksheets на сайтах busyteacher.org или en.islcollective.
Почти любую песню можно использовать для отработки антонимов и дефиниций.
Песни для развития навыка аудирования
1) Warm up
Перед тем как перейти к проработке текста песни, спросите студентов знают ли они данную группу, какие песни им известны. Разберите название песни, попросите студентов предсказать о чем она. С детьми проведите brainstorm лексики, связанной с темой песни. Например, перед прослушиванием песни «Old MacDonald had a farm» покажите карточки с животными, попросите студентов назвать всех животных, которых они знают, и какие звуки данные животные издают.
2) Listening for gist
Задание для первого прослушивания должно быть легче, поэтому попросите студентов послушать песню и ответить на вопрос — эта песня позитивная или грустная, про дружбу или любовь, где находится исполнитель. В таких песнях как «Tom’s dinner» by Suzanne Vega попросите студентов расставить картинки по порядку.
3) Listening for specific information
Для второго прослушивания можно использовать следующие типы заданий:
— Вставьте пропущенные слова (с подсказками в виде списка слов, картинок, первой буквы слова или без подсказок);
— Выберите правильное слово из нескольких вариантов;
— Unscramble the words;
— Вставьте глагол из списка в правильной форме;
— Соедините две части строки;
— Подпишите картинки;
— Вычеркните лишнее слово;
— Исправьте ошибку;
— Расставьте строки по порядку;
— Правда/неправда;
— часть речи.
4) Listening for detail
Вместо listening for specific information можно выполнить более сложное задание, которое требует более полного понимания текста песни.
Драматизация
Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.
В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языквой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать юным артистам, как правильно двиггаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке.
Использование аутентичных материалов. Аутентичные тексты — это тексты, которые написаны носителями языка, но не предназначены для изучения языка. К ним относятся рецепты, тексты песен, новости, посты в Instagram* ,новостная статья, песня, фильм или даже обсуждение актуальной темы. Ученики часто теряют интерес к изучению языка, если они видят его только на страницах учебника. Использование реальных текстов, аудиозаписей или видеоматериалов позволяет им понять, как язык используется на практике.
Вы можете убрать часть текста или переписать предложения, упростив лексику и грамматические конструкции. Например, I want to go home вместо I wish I could just go home или My parents don’t understand! вместо My parents don’t get it.
К тексту можно сделать глоссарий: добавить к словам дефиницию на английском и даже перевод на русский.
Добавьте иллюстрации к тексту или картинки к словам. Помните, что ученикам необходим challenge, поэтому не убирайте все незнакомые им слова и конструкции.
Работа с аутентичными текстами требует подготовки.
Выберите текст, интересный и полезный вашим студентам.
Прочтите его внимательно и определите уровень. Подумайте, подойдет ли материал ученикам в исходном виде или придется адаптировать.
Выберите лексику и/или грамматику, которую можно проработать с помощью текста.
Отредактируйте текст, если необходимо.
Спланируйте задания к тексту. Это могут быть True/False questions, специальные вопросы или таблица для заполнения информацией из текста.
Продумайте, как вы будете работать с лексикой и грамматикой. Некоторые аутентичные тексты будут отличной темой для обсуждения без работы с языком.
Подготовьте задание, которое ученики выполнят после чтения. Например, они могут принять участие в дебатах или ролевой игре, написать совет автору текста или рецепт, похожий на аутентичный, — все зависит от жанра текста.
QR-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. QR-коды (от Quick Response (англ.) «быстрая реакция», «быстрый отклик») были разработаны в 1994 году японской компанией Denso-Wave.
Использование QR-кодов в образовательном процессе позволит:
- усилить мотивацию обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и др. плана;
- внедрить в учебный процесс дополнительных (электронных) образовательных ресурсов;
- использовать при обучении новые виды учебных поисково-познавательных заданий, активизирующих учебную деятельность учащихся;
- придать работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для школьников.
Сетевое общение
Общаться с другими людьми и заводить новых друзей - одна из особенностей человека. В нашем цифровом мире теперь это не является большой проблемой. Можно с легкостью общаться с людьми по всему миру, не вставая со своего дивана. Приведенный выше список лучших приложений для общения с незнакомыми людьми поможет вам найти друзей по всему миру и общаться с ними без ущерба для вашей безопасности и конфиденциальности. Необходимо активизировать учащихся по привлечению к работе в учебных блогах, сетевых конкурсах и дистанционных олимпиадах и проектах. Такая работа будет способствовать активизации познавательного интереса, развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве.
Omegle - одно из лучших приложений для общения с незнакомцами, которое позволяет общаться с новыми людьми и находить друзей по всему миру. Этой платформой пользуются миллионы пользователей по всему миру. Она содержит несколько функций, которые делают ее одним из лучших приложений. Приложение позволяет пользователям фильтровать контакты на основе их интересов.
MeetMe - это приложение для Android и iOS, которое позволяет знакомиться с разными людьми по всему миру за считанные секунды. Оно также позволяет пользователям применять фильтр, который обеспечивает возможность общения с людьми в своей стране.
Anonymous Chat - это одно из простых и удобных приложений для общения с незнакомцами. Оно имеет простой и удобный интерфейс. Приложение позволяет фильтровать пользователей по возрасту, местоположению и предпочтениям.
Speaky – приложение как и многие имеет фильтры, заливку личного контента, можно обмениваться голосовыми сообщениями и фото.
Interpall – плюс этого приложения: работает быстрее, есть возможность разнообразить свой личный профайл
Встречи и дискуссии с носителями языка
Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Во время дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень языка, что заставляет многих к углублению своих знаний иностранного языка. Для тех учащихся, которые уже владеют устной речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения своей мысли и аргументированного отстаивания своей точки зрения в дискуссии. В ходе дискуссии учащиеся не только приобретают опыт общения с носителями языка, но и преодолевают психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами.
Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах.
Мультимедийные ресурсы , помогающие в развитии навыков:
SPEAK – сервис для прокачки аудирования на основе диалогов.
Quizlet (https://quizlet.com) - бесплатный онлайн-сервис для создания и применения флеш-карточек и обучающих игр различных видов и категорий (языки, культура, математика, география и др.). Основой данного приложения являются сэты (sets) - списки слов, перечни различных понятий, картинок или фотографий с описанием.
Quizlet предлагает шесть способов изучения слов. Четыре из них являются учебными ("Flashcards", "Learn", "Speller", "Test"), два - игровыми ("Scatter", "Gravity"). Кратко рассмотрим каждый из них.
Flashcards - способ ознакомления и заучивания слов. В данном режиме электронные карточки можно листать, переворачивать, перемешивать, прослушивать; отмечать трудные слова (звездочкой); выбирать уровень сложности и т. д.
Learn - способ закрепления изученных слов. В данном режиме система предлагает, например, определение, а пользователю необходимо вписать термин. Слова, в которых делаются ошибки, появляются чаще. Здесь также имеется функция прослушивания фраз.
Speller - способ закрепления слов, развития аудирования и правописания. Прослушав диктора, необходимо набрать услышанное слово/фразу. Нажав на "Replay audio", можно еще раз прослушать.
Test - способ проверки степени усвоения изученных слов, который включает в себя четыре варианта заданий: written, marching, multiple choice, true/false. Тест можно распечатывать, а также изменять, отмечая/убирая пункты в панели настроек справа.
Одним из немаловажных факторов следует назвать индивидуализацию процесса обучения. Например, усвоение грамматических структур у всех учащихся происходит по-разному — с разной скоростью и результативностью. Использование компьютера позволяет каждому обучающемуся индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.
Интернет-ресурсы позволяют сделать образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ способно решить все проблемы в обучении английского языка, но, можно смело утверждать, что это эффективное средство против однообразия.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.