12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мананникова Татьяна Васильевна63

Применение арт-терапии на логопедических занятиях

                            Теоретические основы арт-терапии

Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них.

Что такое арт-терапия?

Сущность арт-терапии заключается в терапевтическом, коррекционном воздействии на субъекты методами искусства и проявляется в реконструировании и выходе из психотравмирующей ситуации. Все это происходит с помощью создания произведений искусства, вывода внутренних переживаний во внешнюю форму, а затем создания новых положительных эмоций и чувств.

Виды арт-терапии

Выделяют активную и пассивную арт-терапию. Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, пассивная — основана на использовании уже существующих произведений искусства. Также она может быть групповой и индивидуальной.

Технологии арт-терапии

В ходе занятий используются: рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т. д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т. п., так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.).

Применение, возможности и функции арт-терапии.

Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы. В последнее время функции арт-терапии широко используются для оказания психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами; имеющим замедленное развитие.

Основные направления и виды арттерапии

Арт-терапия включает множество направлений и видов, основные из них:

- изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д. ;

- библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

- драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;

- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

- куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.

Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Итак, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, - произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях. В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств. В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит психолог: - использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются. Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические.

Танцевально-двигательная терапия - терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Задачи арт-терапии

Арт-терапия имеет как наиболее общие задачи, так и личностные.

Общие задачи арт-терапии включают в себя:

• разработку научных основ терапевтической и коррекционной основы психологической помощи детям с отклонениями в развитии;

• научное обоснование терапевтической помощи детям с различными нарушениями развития;

• обобщение всего накопленного опыта арт-терапевтических исследований и внедрение его в систему специального образования с целью его гуманизации и совершенствования;

• совершенствование системы организации обучения в специальных образовательных учреждениях средствами искусства и подготовки соответствующих специалистов.

Частные задачи арт-терапии:

• осуществление средствами искусства коррекции и профилактики нарушений развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развития и формирования личности;

• создание условий для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями;

• адаптация арт-терапевтических методик и использование их при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики;

• выявление особенностей и определение уровня эффективности арт-терапии в специальном образовательном учреждении;

• разработка арт-терапевтических технологий, необходимых для коррекции нарушений у детей-инвалидов;

• коррекция вторичных нарушений в развитии ребенка, помощь в адаптации в обществе средствами культуры и искусства;

• обеспечение средствами искусства познавательных потребностей детей с нарушенным развитием.

Таким образом, основная задача арт-терапии средствами искусства — произвести терапевтическое воздействие на ребенка с отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.

Конспект логопедического занятия по дифференциации фонемимеющих акустико-артикуляторное сходство [В][В’] и [Ф][Ф’]

 

Цель: выделять звуки [В][ В’]и [Ф][Ф’] в речи, дифференцировать эти звуки в словах, в предложениях, в тексте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- различать звуки[В][В’]и [Ф]Ф’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;

-закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;

-дифференцировать звуки по твердости- мягкости, звонкости-глухости;

-закреплять навык звукового анализа и синтеза;

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую моторику, согласованность движений и речь;

-развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;

-развивать фонематические процессы;

Коррекционно-воспитательные:

-создавать ситуацию успеха;

-стимулировать речевую активность;

Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии

Гимнастика для глаз

Арт-терапия (библиотерапия, музыкотерапия)

Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

-учить детей приемам сохранения здоровья;

-восстановления сил;

-развития переключаемости;

-стимуляции работоспособности и мышления;

-укрепление зрения

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с буквами «в», «ф», 3 конверта, карточки с заданиями, мяч, музыкальное сопровождение)

Ход занятия:

I.1. Организационный момент

-Сядьте те, у кого в имени и фамилии нет звуков [В и Ф].

-Какой по счету звук [В,Ф] в вашем имени или фамилии?

2. Представление героев

-Как зовут этих литературных героев?

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

с и л а В и а с е р д а Ф о

Василиса , Федора

-Назовите 1 звук в именах.

3. Давайте представим как они выглядят, опишите, пожалуйста. (включаем музыку)

II. Основная часть.

1. Обьявление темы занятия.

-Будем учиться выделять [ В-Ф ] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

2. Сравнительная характеристика звуков:

[В]-согласный, парный, звонкий., бывает тв., мягк.

[Ф]-согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк

- Что общего у этих звуков?

- Чем отличаются?

Наши гости Василиса Премудрая и Федора принесли много интересных заданий.

3. Развитие фонематического слуха в словах. Василиса Премудрая хочет поиграть с ребятами. Игра «Cлышим звуки [В,Ф]?»

Работа с карточками В Ф

Ваня, Федя, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг, туфли, фиалка, вишня, сова

4. Развитие фонематического слуха.

-Сосчитайте сколько звуков [Ф] прозвучит в тексте.

В цирке.

Федя с папой были в цирке. Там выступали гимнасты, клоуны, факиры, фокусники. Больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя очень удивлялся и не мог понять, как это происходит. «Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке»- решил Федя.

-Сосчитайте сколько звуков [В] прозвучит в тексте.

Волки.

Вова видел по телевизору фильм о волках. У волков были два маленьких волчонка. Вначале волки приносили волчатам разных зверьков. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться. Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.

5. Покажем гостям, как вы умеете быстро читать слоги.

Развитие фонематического восприятия на уровне слога.

Чтение слоговых таблиц.

фа-ва-фа фи-фи-ви-ви

фо-во-фо вы-фы-фы-вы

фы-вы-вы ве-фе-фе-ве

6. Федора хочет поиграть с ребятами.

Дифференциация [В-В’] в словах

Если [В]-то поднимаем руку прямо,

Если [В’]-то рука изображает волну.

Ветер, ваза, ворона, веер, волк, волна, Вадик, великан, винт

Дифференциация [Ф-Ф’] в словах

Если [Ф]-то поднимаем руку прямо,

Если [Ф’]-то рука изображает волну.

Фары, конфета, фикус, фен, фото, фасоль, Федя, финиш, фанера.

7. Прочитайте слова.

– Что одинаковое во всех словах?

Преобразуйте слова, заменяя звуки [В,В’] парными звуками. Обьясните смысл слов.

сова- вон- ворс-

винт- вата- Ваня-

ваза- вены- враки-

8. Закончите предложения, выбрав подходящее слово.

На домах развиваются ….

На полях много … влаги, флаги

В лесу живет …. софа, сова

В комнате стоит ….

Кровь брали из …. фены, вены

Продаются ….

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Федора расстроилась, что посуда убежала и при письме перепутала буквы

В,Ф. Прочитайте слова. Исправьте ошибки. Запишите слова в тетрадь.

авиша влаг

врукты пофар

вен феник

верма офощи

время тувли

- Сколько слов Федоре удалось написать верно?

10. Гимнастика для глаз. Музыка. Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение.

- Следите взглядом за движением предметов.

11. - Помоги определить чьи это вещи, Василисы или Федоры.

Рассмотрите и назовите картинки. Разложите их в 3 конверта.

В Ф В, Ф

Алфавит, вафли, васильки, туфли, клюква,сливы,картофель,клевер, вишня, телефон, рукавицы, светофор.

12. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Василиса Премудрая дает задание.

Расшифруйте слова.

Добавьте буквы (ф, в). Запишите слова в тетрадь. Подчеркните буквы В и Ф.

Шар, па…лин, кон. еты, …олк, ту…ли, по…ар.

-Назовите слова ласково.

13. Физкульминутка.(Игра на внимание «Повтори-услышь)

14. Дифференциация В –Ф в словосочетаниях.

Прочитайте слова.

Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова.

Словосочетания запишите в тетрадь. Подчеркните буквы В и Ф.

Слова-предметы слова-действия

алфавит завязать

веер выучить

лифт зацвела

шарф купить

фонтан бьет

фиалка вызвать

15. Дифференциация В-Ф в тексте. Прочитайте текст.

Добавьте пропущенные буквы Ф, В.

Василиса Премудрая гуляла в краси…ом саду. В саду бьет …онтан. Около

…онтана ц…етут …иалки, …локсы, …асильки и …ысокой стеной растет тра…а. По тра. е гуляют …азаны. Сад украшают …онари. За …асилисой …нимательно наблюдал …олк.

Взаимопроверка. Ученик проверяет работу рядом сидящего ученика.

 

III. Итог занятия.

- Чему учились на занятии? Учитель подводит итоги занятия.

-Учились выделять звуки [В] [В’] и [Ф] [Ф’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.

Давайте закрепим наши успехи и сочиним небольшую сказку о Василисе и Федоре ( по желанию добавить иллюстрацию)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.