Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы

0
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

УДК


Анна Евгеньевна Иванова,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»


Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы 


Using the technology of critical thinking at the literature lessons.


Аннотация. Предложенные задания и рекомендации направлены на общее ознакомление педагогов русского языка и литературы с технологией развития критического мышления (ТРКМ), которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.

Annotation. Critical thinking technology in teaching Russian language and literature learn different ways of thinking, to distinguish the difference between the information in order to explain their point of view, as well as their knowledge of not only his own opinion and will continue to influence the development of critical thinking skills. The idea of critical thinking development is quite new. The aim of this technology is the development of thinking skills of students, necessary, not only academically, but in everyday life. The ability to make informed decisions, to work with information, to analyze the various aspects of phenomena and so on. This technology is aimed at the development of a student, the main indicators of which are evaluation, openness to new ideas, their own opinion and reflection of their own judgment.  

Ключевые слова. Технология РКМЧП, осмысление, базовая модель, задание, приёмы, работа с текстом, письмо.

Keyword. Technology CT, understanding, basic model, tasks, methods, work with text, writing.

XXI век… Век интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет! На уроках литературы, работая с текстом, мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, но гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически. Особая роль при этом принадлежит педагогу – задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться. Именно по этой причине учителя используют различные современные технологии обучения.

Я, как учитель-словесник, столкнулась со следующими проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературе или не читают вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Как же помочь ученику успешно развивать его творческие способности? Как реализовать потенциал возможностей, побудить к созданию чего-то нового? С чего начинать? Для развития интереса к литературе и формирования коммуникативной компетенции обучающихся я выбрала технологию критического мышления. [1] Развитие мыслительных навыков, обучающихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Технологию развития критического мышления можно считать также уникальной и интегрирующей, так как в ней обобщены наработки многих инновационных методик, что позволяет развивать мышление, формировать коммуникативные способности, вырабатывать умения самостоятельной работы. Поэтому ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию.  

Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые уроки, начинает работать в режиме творческого сотрудничества и соавторства. Когда сам преподаватель готов к обоснованным изменениям, тогда и обучающийся принимает нестандартные и ответственные решения.

Данные задания разработаны на основе идей Жана Пиаже и Льва Выготского. В основу технологии положены «идеи великих психологов о творческом сотрудничестве ученика и учителя. Здесь пересекаются концепции развивающего обучения В. Давыдова, Д. Эльконина. Применив все наработки, американские педагоги Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, Д. Клустер разработали уникальную технологию РКМ». [2] Это современная надпредметная универсальная технология, которая позволяет осваивать базовую модель и легко интегрировать ее в уже существующие дидактические системы.  

В ее основе лежит трехзвенная цепочка: «вызов – осмысление – рефлексия» (рис. 1), базирующаяся на закономерности мыслительной деятельности человека: а) линейная логика разворачивания деятельности; б) циклическое развитие с возможностью многократного прорабатывания материала. [3]  

Первая стадия — вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома, способствует бесконфликтному обмену мнениями.

 Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия —  рефлексия —  предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы. [2]

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. [3]

Предлагаю рассмотреть задания для учащихся на стадии осмысления (реализации), когда дети работают с текстом на уроке. Чтобы проделать эту работу на уроке, необходимы разнообразные приёмы, способствующие мотивации на деятельность и развивающие критическое мышление. Учащиеся делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

 Представлю лишь некоторые из приемов, которые мною используются на уроках литературы.  Важно одно — если вы решились внедрять приемы ТРКМ, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.

Задание «Зигзаг». Довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачное задание, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации. Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала. [4]

1)         Текст изначально делится учителем на несколько частей.

2)         Класс делится на группы с равным количеством участников. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

3)         Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

4)         Каждый ученик работает со своей частью текста индивидуально — прорабатывает информацию, анализирует, составляет тезисный план или конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное.

5)         Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим одноклассникам. Составляются рабочие группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения и обработки информации. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Вопросы могут быть встречными или дополнительными.

6)         После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует или представляет свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено участниками уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

7)         Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста представляет один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты могут дополнить работу своими высказываниями.

На этапе рефлексии, учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Ребята самостоятельно выставляют отметки своим оппонентам.

Технология «Креативное письмо». Навыки письменной речи являются одними из основных компетенций современного человека. В письменную речь ребенок включается впервые ещё в начальной школе. [5] В среднем звене зависит успешность школьника в дальнейшем при составлении им письменного текста как художественного, так и информационного от учителя-филолога: какой подход использовал, на что обратил внимание? Пишет человек всю сознательную жизнь. Если целью обучения является избежать опасность развития страха (реально существующего у большинства выпускников школы) перед созданием письменного текста любого жанра, то следует ознакомиться с этой технологией.

Любой творческий процесс, в том числе и сочинение текстов, с трудом поддается формализации, но в нем можно выделить общие закономерности, характерные для всех авторов. В технологии креативного письма выделяются пять этапов (рис. 2) процесса создания текста, которые объективно отражают реальные стадии мыслительно-речевой деятельности человека:

  • инвентаризация;
  • составление черновика;
  • правка;
  • редактирование первичного текста;
  • издание.

На этапе инвентаризации происходит не только работа по сбору информации в рамках выбранной темы и ее осмысление, но также обдумывание формы и способа подачи материала. Это могут быть тексты-размышления, тексты-рассуждения, письма, тексты-монологи и т.д. На этой стадии возможно применение специальных приемов: свободное письмо, медитационное письмо под музыку, написание трех вариантов зачина, необычная концовка и т.д.

Правила заполнения черновика позволяют продуктивно работать с ним на дальнейших этапах. Требование писать через строчку и оставлять широкие поля обосновано необходимостью вписывать в свободные участки листа новые варианты текста и делать пометки при последующей правке и редактировании.

Задания «Креативное письмо». Подсказка 1. Упаковка и оформление текста – РАФТ (табл. 1).

Подсказка 2. Структура (эссе или доклада) – ТОПОР (табл. 2).

Задание «Бортовой журнал» (табл. 3).

Бортовой журнал – приём обучающего письма, согласно которому учащиеся записывают свои мысли в виде ответов в две колонки. [6] Приём применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на вопросы.

Встретив в тексте ключевые слова и предложения, учащиеся записывают их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют таблицу бортового журнала, связывая предложенную тему со своим представлением мира, исходя из личного опыта. [7] Подобная работа помогает не только структурировать знания, но и сохранить объёмный материал в сжатом виде. Бортовой журнал потом ученики могут использовать в дальнейшей работе.

Задание «Двухчастный дневник» (табл. 4).

Этот прием дает возможность читателю полно работать с текстом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

В левой части дневника учащиеся записывают цитаты и словосочетания из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то переживания и эмоции. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату, почему он считает важным данное словосочетание.

Задание «Трехчастный дневник» (таб. 5).

Это приём схож с двухчастным дневником, но имеет имеют третью графу – "письма к педагогу". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и вести диалог с педагогом по поводу прочитанного. Учащийся может задать вопрос или прокомментировать.

Содержание граф "дневников" может быть изменено.

Задание «Кубик Блума» (рис. 3). Для меня достаточно новый и интересный приём, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа и характера. [8]

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови. Это вопрос воспроизведение. Можно составить самые простые вопросы. Ученику предлагается назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. Это ряд вопросов, позволяющих сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопрос уточнение. Он помогает увидеть проблему с разных сторон и сфокусировать внимание на главном.

Предложи. Ученик должен предложить своё видение по данному вопросу, либо высказать свою идею. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла, фантазии. (Например, придумай свою концовку рассказа).

Поделись — вопросы этой грани предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Учащийся учится оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Учитель бросает кубик (Рис.3). Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать (Вопросы следует подготовить заранее). 

Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы урока.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. И все-таки, систематически применяя технологию развития критического мышления в своей педагогической практике, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся.

Король в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и, если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, мы часто игнорируем это правило.


Список литературы


  1. Васюта И., Махотина А. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы. – М., 2003.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 – 72.
  3. Загашев О., Заир С.И. – Бек, Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003. – с. 156.
  4. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  5. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 416 с.
  6. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». URL: www.ct-net.net/ru / http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения: 11.11.17).
  7. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 110.
  8. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.