Применение технологии «Ролевая игра» на уроках иностранного языка в начальной школе
Применение технологии “Ролевая игра” на уроках иностранного языка в начальной школе.
Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?
Начиная преподавать иностранный язык в начальной школе, учитель часто сталкивается с проблемой снижения мотивации к изучению иностранного языка.
Чтобы решить эту проблему, важно с начального этапа изучения иностранного языка позволить учащимся почувствовать успешность в изучении предмета, сформировать основы коммуникативной компетенции, позволяющие в дальнейшем переходить на качественно новые ступени развития.
Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся необходимо с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. О ни должны учиться понимать иноязычную речь на слух, выражать свои мысли средствами изучаемого языка, читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, лексических единиц, речевых образцов, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
-созданию психологической готовности детей к речевому общению;
-обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
-тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под его руководством.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Рассмотрим несколько сюжетов ролевых игр, которые можно предложит учащимся в начальной школе:
«В твой класс приходит новый ученик. Ты хочешь с ним подружиться, приглашаешь его к себе домой. Он интересуется твоими родителями, братьями, сестрами. Вы вместе смотрите ваш семейный альбом»;
«Твой младший брат (сестра, малыш из соседней квартиры) – дошкольник – с нетерпением ждет, когда пойдет в школу. Особенно нравится ему твой портфель, в котором так много интересного. Покажи ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями»;
«Ты корреспондент школьной газеты. Тебе поручено провести опрос среди школьников. Необходимо узнать, какая еда в школьной столовой им больше всего нравиться, а какая нет»;
«У тебя день рождения. К тебе приходят в гости твои друзья. Ты хочешь показать им свою комнату».
Участники ролевой игры не только обмениваются репликами, но и действуют с реальными предметами, двигаются по классу.
В сюжетных ролевых играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, о режиме дня и т.д.
На своих уроках я очень часто обращаюсь к сказочным героям, учащиеся перевоплощаются и в Карабаса-Барабаса, и в Буратино, и в Мальвину и многих других персонажей(УМК Бим И.Л. Немецкий язык). При изучении лексики по теме “Животные” учащиеся приносят из дома свои любимые игрушки, затем на уроке у нас собирается целый театр, где каждый учащийся озвучивает своего героя в определённой сюжетной линии. Более того, мои ученики часто перевоплощаются в героев сюжетных линий УМК. Например, на уроке мы выбираем, кто будет Мистером Рулом, или Мисс Чаттер(УМК Биболетова М.З Английский с удовольствием 2-3 класс). При изучении лексики по теме “Классный кабинет” учащиеся проводят экскурсию по своему кабинету. Сюжетно-ролевые игры- незаменимые помощники на уроках иностанного языка. Благодаря им урок всегда проходит позитивно и очень увлекательно.
Список литературы
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.// Вопросы психологии. – 1966 - № 6
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.
Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.