Применение технологии веб-квест на занятиях информатики

3
0
Материал опубликован 9 September 2021 в группе

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ


Н.Л. Антипова

Преподаватель информатики


В современных условиях, когда информация является одним из главных ресурсов общества, к обучающимся образовательных организаций предъявляются кардинально новые требования и перед профессиональным образованием ставятся новые задачи.

Обучающиеся должны быть способны осуществлять поиск нужной информации, легко ориентироваться в нарастающем потоке данных, оперативно извлекать из различных источников нужную информацию и максимально эффективно ее использовать.

Для современных студентов образовательных организаций использование информационных технологий – часть их повседневной жизни: они повсеместно используют компьютер и компьютерные технологии в житейских условиях: играют в компьютерные игры, занимаются творчеством, читают, общаются с друзьями. В связи этим, задача преподавателя состоит в максимально эффективном  использовании этого увлечения подростков  для формирования единой системы универсальных знаний, навыков и умений, для приобретения опыта самостоятельной практической деятельности и личной ответственности, другими словами, для формирования общих и профессиональных компетенций, которые определяют качество содержания современного образования.

Информатика это метадисциплина, в которой формируются многие виды деятельности, имеющие метапредметный характер, способность к которым образует ИКТ-компетентность, которая в свою очередь формируется через системно-деятельностный подход, являющийся ключевым условием и основой реализации ФГОС.

В связи с этим, преподаватель, в свою очередь, должен применять современные образовательные технологии деятельностного типа, к которым относят и образовательные веб-квесты.

Веб-квест является образовательная технологией [2], в рамках которой преподаватель формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний и навыков, задает условия и параметры данной деятельности, определяет временные пределы ее выполнения и производит контроль.

Веб-квест технология позволяет обучающимся работать в группах [2], развивает у них коммуникативность, лидерские качества, повышает мотивацию к процессу получения знаний, ответственность за результаты собственной деятельности, способствует  развитию их учебно-познавательного интереса, что соответствует требованиям ФГОС.

Различают два типа веб-квестов:

- кратковременный веб-квест, целью которого является углубление знаний и их интеграция, рассчитан на 1-3 занятия;

- длительный веб-квест, целью которого является углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитан на длительный срок примерно на семестр, учебный год.

Особенность веб-квестов заключается в том, что информация, представленная на сайте для работы обучающихся, находится на самом сайте или на других веб-сайтах, которые обучающиеся посещают благодаря гиперссылкам. Таким образом, работа заключается в едином информационном пространстве, не ощущая разрозненности в информации и сложности в практическом исполнении.

Суть веб-квеста такова, что обучающему предлагается установленное задание, для выполнения которого ему нужно собрать информацию в сети Интернет на ту или иную тему. Ссылки на какие-то источники даются в самом задании веб-квеста, некоторую информацию они должны найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.[1]

По завершении веб-квеста, в зависимости от задания, обучающиеся либо представляют собственные веб-страницы по заданной теме, либо какие-то творческие работы в электронной, печатной или прочей форме.

Предлагаем вашему вниманию краткий экскурс по веб-квесту «Занимательная информатика», который включает несколько этапов. В данном веб-квесте предполагается командное участие.

Пример задания «Разминка». В данном задании представлена презентация с современными пословицами и поговорками на компьютерную тематику, в которых зашифрованы оригинальные русские народные пословицы. В презентацию можно войти по гиперссылке.

Тут же, в качестве помощи, как на дополнительный источник информации дается гиперссылка на словарь русских пословиц и поговорок.

Записать расшифрованную пословицу необходимо с помощью блок-схемы или ребуса, что предполагает творческое выполнение задания.

Обучающиеся по ссылкам заходят в бланк форму, заносят ответы, и получают баллы за каждый правильный ответ, который заносится в итоговую таблицу.

Второе задание под названием «Карантин» предполагает отсылку к внешним ресурсам, пройти на которые обучающиеся могут по гиперссылке: попробуй найти ответ на поставленный вопрос, путь к ответу указан в закодированной картинке Таблица 1. Используется сервис http://foxtools.ru


Таблица 1-QR- кодов

Название первой эпидемии вирусов?

Назовите самый распространенный канал заражения вирусами в 1980-1990 годах?

Классификация программ, применяющих только сигнатурный метод детектирования?

image-20210909104859-1.png

image-20210909104910-2.png

image-20210909104922-3.png


Данный квест имеет многоуровневые задания, предполагающие пошаговое их выполнение. Например, задание «Устройство персонального компьютера», состоит из трех заданий, только выполнив первое, обучающиеся могут перейти ко второму заданию. Выполнение заданий этого этапа предполагает поиск ответа в сети Интернет.

Как видим, из представленного веб-квеста, обучающиеся во время его прохождения не только проверяют свои знания по той или иной теме предмета информатика, но и показывают свои навыки пользоваться ресурсами сети Интернет, свое умение работать в команде.

К достоинствам обучения с использованием веб-квестов отнесем:

- разнообразие видов источников информации: текст, графика, видео, анимация и пр.;

- разнообразие видов выполнения заданий: ответы на вопросы, разгадывание ребусов, графические задания, расшифровка кодов и т.д.;

- игровые моменты, обеспечивающие мотивацию к изучению учебного материала;

- наличие сюжетной линии, связывающей воедино задания и результаты их выполнения;

- формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

- наличие обратной связи при выполнении заданий для обеспечения самоконтроля.

При самостоятельном выполнении заданий и поиске ответов на вопросы среди большого количества информации у обучающихся вырабатываются: критическое мышление на стадии анализа, умение сравнивать и анализировать, навыки классификации объектов и явлений, умение мыслить абстрактно, расширяется кругозор.

Творческий процесс преобразования информации, взятой из разных источников, способствует развитию логического мышления и дает основу прочных знаний.


Список литературы

  1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
  2. Бондаренко Т.Н. Использование веб-квест технологии в процессе организации самостоятельной деятельности студентов. // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Екатеринбург, 2014. 
  3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 192 с.

























3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.