12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Таукешова Майра александровна16
1

Статья «Эффективное применение квест технологии на уроках русской литературы»

Применение Квест-технологии на уроках русской литературы.

Преподаватель русского языка и литературы Таукешова Майра Александровна.

Павлодарский технологический колледж

Г. Павлодар Республика Казахстан

Интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности и развития профессионально значимых компетенций.

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм. Одной из них является технология образовательных квестов.

Квест - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

Выделяют 3 этапа работы над квестом:

Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта. Задачи: 1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Все квесты можно разделить на 2 вида: «живые» квесты и «виртуальные».

Предлагаем урок по изучению творчества Николая Гумилева.

В фойе висят листки с записями слов: поэт, судьба, запрещенный, Тифлис, Царское село, делал себя, памятливая гордость, «Путь конквистадоров», Анна Ахматова (Горенко), «Цех поэтов», акмеизм, «Огненный столп», трагедия.

Учащимся собирают эти листки с данными словами, ищут по интернету сообщение о Н.Гумилеве, раскрывают и дополняют слово, написав 5-6 предложений.

Знакомство с творчеством поэта. Определить тему и идею стихотворения.

Учитель читает стихотворение Гумилева “Слово” из сборника “Огненный столп”.

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя.

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это — Бог

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

Учащиеся выписывают 6-10 слов или словосочетаний из стихотворения, зачитывают и дают название этой группе слов таким образом определяем тему, затем задается вопрос: для чего автор взял эту тему и определяем идею стихотворения. В классах со слабой подготовкой делим класс на 3 группы, стихотворение делится на 3 части.

Каждая группа выписывает ключевые слова и определяют тему и идею. Например, 1-ая группа выписывают слова: слова, ужас, луна. Тема 1-2 строф: слово, идея: слово –это ужас, слово-это луна, противопоставление свету, 2-ая группа выписывают слова: число, скот, добро и зло. Тема: число, идея: число-это не для людей, а скота, который не умеет разговаривать. 3-ья группа- слово, бог, Евангелие. Дети определяют тему: слово, а идея: слово и есть Бог, затем записывают вывод: в этом стихотворении автор размышляет о природе слова. Он противопоставляет два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей, — выражением его является “умное число”, и высший, Божественный путь, воплощенный в слове. Гумилев говорит, что именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, автор обращается к самому важному авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию.

Учащиеся делятся на 3 группы, создают презентации, используя возможности интернета: 1 группа- «Николай Гумилев и Анна Ахматова», 2-группа- «Н.Гумилев и эпоха», 3-группа « Творчество Н.Гумилева».

Тема И.Бунин «Легкое дыхание».

На уроке ставится проблема, которую нужно разрешить: Почему погибает Оля Мещерская? Кто виновен в ее смерти?

Задание №1:

Определить героя рассказа, дополнить рисунок, составить портрет героя. В шкафу лежат рисунки:

1) на рисунке изображена женщина с вязанием на руках

2) рука дамы в лайковых перчатках

3) офицер с пистолетом в руке

4) мужчина сидит в тарантасе

Задание №2:

В классе спрятаны предметы (записная книжка, портрет царя, косынка, клубок ниток, женские туфли). Рассказать, как этот предмет связан с персонажем рассказа «Легкое дыхание» и как эта вещь характеризует героя.

Задание №3:

В классе в разных местах лежат листочки со словами: легкомыслие, доброжелательность, жестокость, ревность, заботливость, равнодушие, беспечность, озлобленность, безвыходность, отчаяние, ранимость, безответственность.

Каждый ученик зачитывает одно слово и «приставляет» одному из героев рассказа и объясняет свой выбор.

Задание №4:

1-ая группа готовит презентацию на тему: «Какие трудности могут встречаться на жизненном пути у девушек от 15 до 18 лет. Как их преодолеть»?

2-ая группа готовит презентацию на тему: «Неразделенная любовь. Найти выход».

3-ья группа готовит презентацию на тему: «Наши жизненные ценности».

В коридорах колледжа висят листочки, на которых записано:

1. «В эту зиму она как будто сошла с ума…».

2 «Теперь я знаю, что нужно делать…».

3. «Знаешь, я чувствую, что у меня легкое-легкое дыхание…».

Необходимо выбрать одно из высказываний и написать эссе.

Урок по изучению рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

Учитель спрашивает, кто родился весной, летом, осенью, зимой, ребята рассаживаются группами. Учитель: поговорим о дне рождения, какие подарки вы хотели бы получить, объяснить, почему, поздравьте друг друга и скажите пожелания. А теперь посмотрите, что лежит у вас под партой. 1-группа находит перчатку, 2-группа- гранатовый браслет, 3-группа-лист с симфонией Бетховена, 4-группа-сердце, простреленное стрелой.

Дома ребята читали рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Задание: Рассказать, как эти предметы связаны с героями рассказа.

-Звучат сонаты Бетховена, определить, о какой сонате идет речь в письме Ж.Ж. Как она воздействует на Веру Николаевну? Что в ней изменилось после этого?

-Так, что же такое любовь? Работа с текстом.

-Вспомните, в начале рассказа гости Веры Николаевны говорили о любви. Выпишите высказывания одного героя и составьте презентацию «Любовь глазами героев».

Игра в портреты”. По колледжу развешаны пронумерованные портреты поэтов серебряного века.

Задача участников – отгадать, кто изображен на портрете. Дополнительные баллы получают те, кто также указал произведения, созданные этим автором.

Отметим, что по окончании конкурса важно прикрепить к каждому портрету действительные имена авторов.

В чем преимущество квест- технологии:

Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

Именно веб-квест объединяет в себе элементы проблемного обучения, метода проектов, игры и предполагает активное использование информационных и коммуникационных технологий.

Участник квеста учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем.

Создает возможность развитию навыков общения Интернета, тем самым, реализуя основную функцию– коммуникативную.

Участник квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

Размещение Web-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.

Список литературы

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

Резюме

Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных навыков обучающихся через образовательный веб-квест. Автор показывает на примере уроков русской литературы использование элементов квест технологии как одного из способов активного использования информационных и коммуникационных технологий.

Данная технология способствует развитию способностей учащихся, через неё они приобретают практические навыки в работе, что позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.