Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

0
0
Материал опубликован 3 June













Мастер-класс



Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах.

Прием «Фишбоун»





























План-конспект мастер-класса, проводимого среди педагогов


Тема: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун».

Время: 40 минут.

Методическое оснащение семинара: ИКТ, индивидуальный раздаточный материал (Приложения )

Структура мастер-класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа мастер-класса

Деятельность участников

Подготовительно-организационный


























































Основной


Теоретическая часть



















































































































































































Практическая часть



























































































Заключительный

Представление выполненных работ



Цели:

ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках литературы в старших классах;

познакомить участников мастер – класса с технологией развития критического мышления «Фишбоун». 

Задачи:

показать применение данной технологии на уроках литературы в старших классах (на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и Мир»);

научить видеть проблему, определять гипотезы, работать над поисками аргументов, умением делать вывод;

создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

распространение педагогического опыта;

выстраивание диалога.

Вступительное слово мастера:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе по теме: «Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун». Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведённой работой.

- Сегодня мы будем работать в группах. Я попрошу поднять руки тех, кто родился зимой, летом, осенью, весной.

-Я предлагаю нам с Вами усилить энергетический баланс и настроиться на работу с помощью одного простого движения: с силой потереть одну ладонь о другую несколько раз и улыбнуться.



Слово мастера:

-Наше общение мне бы хотелось начать словами В.А.Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Именно поэтому современный педагог должен построить свой урок так, чтобы ученику было интересно учиться. (Слайд 2)

-Главные цели современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а смогли прикоснуться к удивительному слову Мастера, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в дальнейшей практической жизни. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но всё-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах.

Важнейшими средствами для достижения данных целей обучения являются:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся;

-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса;

-стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;

-создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы;

-создание обстановки для естественного самовыражения ученика. (Слайд 3)


-В выборе путей педагогических средств важно опираться на их сотрудничество.

Результатом объединения этих средств является системно-деятельностный подход, который нацелен на формирование у учащихся системы знаний по предмету, причем новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. (Слайд 4)

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать их познавательную деятельность.

-Системно - деятельностный подход предполагает много принципов и методов работы. (Слайд 4)


-Мне бы хотелось поделиться с Вами теми формами работы, которые я считаю в своей практике очень продуктивными.


-Мною активно используются нетрадиционные методы и формы обучения. Это и нетрадиционные уроки: семинар, Урок-мастерская, Урок-портрет, Урок-суд (Слайд 5), и активные методы и приемы обучения: опорные схемы, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнение и аналогия, использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия. (Слайд 6)


- Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления.


-Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Слайд 7) Их достаточно много:
1.  Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
9. Аналитическая беседа (Слайд 8)


-Я остановлюсь на тех, которые активно использую на своих уроках, которые усвоены учащимися.


-Всем известно, что в старших классах объем литературного материала велик. Применение этих методов очень выгодно, так как дети сами прорабатывают материал, работают с текстом, составляют опорные схемы и затем наглядно видят все необходимое. Процесс этот интересный и увлекательный. Но самое главное, прорабатывая материал самостоятельно или под ненавязчивым руководством учителя, школьники лучше усваивают его в отличие от лекционного материала, данного под запись и выученного. На слайде активно используемые мною приемы подчеркнуты. (Слайд 8)


-На своих столах Вы можете видеть некоторые варианты рабочих карточек, примеры работ учащихся 10 класса. (Приложение1)


-Я хочу поделиться с вами опытом работы с приемом «Фишбоун». (Слайд 9) В переводе с англ.: «рыба-скелет» -это схема, в которой отражается весь материал в определённом порядке.

Прием направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. 

Дает возможность:

организовать работу учащихся в парах или группах;

развивать критическое мышление;

визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

ранжировать факторы по степени их значимости

изучить и охватить достаточно большой материал


-Что же из себя представляет схема «Фишбоун» ?(Слайд 10)


-Попробуем составить схему «Фишбоун» по роману Л.Толстого «Война и Мир».




-О ком автор писал эти строки? (Слайд 11)






-«Не удалась развязка театрального представления…», - далее пишет автор. Как данные слова характеризуют образ Наполеона и отношение к нему автора? (Слайд12)











-Так почему же, несмотря на то, что историки считают Наполеона великим стратегом, Л.Толстой развенчивает этот образ? Мы сформулировали проблемный вопрос, который мы поставим перед собой.




-У Вас на столах есть раздаточный материал с готовой схемой, проблемный вопрос в «голове» скелета уже напечатан. ( Слайд 13)



-Чтобы Вам было проще работать с текстом, все необходимые выборки и из романа для работы по образу я вам уже подготовила


-Итак: в голове «рыбы» поставлен проблемный вопрос; верхние косточки-факты, нижние – следствия, и в конечном итоге мы должны ответить на проблемный вопрос и ответ записать в «хвост рыбы».





-Посмотрите на схему, которая у Вас получилась. Что мы запишем в «хвосте рыбы»?

-Автор романа «Война и мир» Л. Н. Толстой развенчал образ Наполеона через восприятие его другими героями романа, через подачу своего собственного мнения, через реплики самого героя. Л.Н.Толстой был против любых форм насилия и зла, и Наполеон, несущий своей войной это горе, для писателя не может быть великим, даже несмотря на то, что как полководец французский император был велик.



Заключительное слово мастера:

-Уважаемы коллеги! Наш мастер-класс подошел к своему финалу. Мне было очень приятно с Вами работать. Хочется надеяться, что материал, полученный сегодня, будет использоваться Вами в работе.

- Предлагаю оценить нашу работу.







-Понравился Мастер – класс; буду, применять упражнение «Фишбоун» в своей работе - покажите карточку красного цвета.

- Неплохо было, но о том, буду ли я применять среди учащихся упражнение «Фишбоун», не знаю - покажите мне карточку желтого цвета.

- Ничего не поняла по теме, было скучно, тоскливо - покажите карточку синего цвета.

- Закончить свой мастер-класс я бы хотела словами С. Соловейчика: «Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске».  Обучая других – учитесь сами. (Слайд 14)

Спасибо за работу!













. 

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию.











































Участники делятся на группы.



Участники выполняют упражнение.








Работа с ИКТ

























































































































































Работа с ИКТ, схемой.









Выводится слайд, участники отвечают, затем выводятся фото Наполеона и кадр из фильма С.Бондарчука 1965 года.



Ответы участников: мастер подводит к выводу: писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Император всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного.







Работа с индивидуальным раздаточным материалом: схема

(Приложение 2 )



(Приложение 3)







Участники работают со схемой. В ходе работы участники заполняют схему с помощью наводящих вопросов мастера (Приложение 4 )








Участники записывают вывод в «хвосте рыбы». (Приложение 4)












Организуется обмен мнениями присутствующих, дается оценка происходящему




Обращается внимание на карточки трех цветов по количеству участников


Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе














Заключительный слайд











Источники информации


Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира»; заметки о романе Л. Н. Толстого / Н. Г. Долинина. - Л.: Дет. лит., 1989. С. 256.

Ерёмина Т. Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. – М. :Просвещение, 2013.

Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. С. 46

Фефилова Г. Е. Литература10 класс: планы –конспекты уроков. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013.

Интернет источники:

https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/mastier-klass-fishboun


https://multiurok.ru/files/vystuplieniie-na-tiemu-mietod-fishboun.html






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.