Статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках СБО и ОБЖ»

0
0
Материал опубликован 8 October 2018 в группе

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СБО и ОБЖ.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Исследуя данную тему, я поставила для себя следующую цель: обеспечение здоровьесберегающего эффекта на уроках для сохранения здоровья и повышения уровня работоспособности школьников и определила  задачи: изучить здоровьесберегающие технологии; использовать элементы современных технологий на уроках для сохранения здоровья школьников; создать методическую копилку; пропагандировать здоровый образ жизни.

Всё обучение детей с ограниченными возможностями здоровья строится в особых условиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья. С этой целью в учебный процесс обязательно включаю:

• Физкультминутки.

• Смену динамических поз и видов деятельности.

• Осуществление питьевого режима и режима проветривания помещения.

• Гимнастику для глаз.

• Гимнастику для мелкой моторики пальцев рук.

• Инструктажи по технике безопасности.

• Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности.

Традиционная организация учебного процесса создает у детей  постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. За период обучения в школе число здоровых детей значительно уменьшается, возрастает число детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, появляются хронические заболевания. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.  

Одним из главных направлений здоровьесбережения я считаю создание здорового психологического климата на уроках. В связи с этим   рационально чередую виды учебной деятельности. Огромную роль в укреплении здоровья обучающихся отвожу и экологическому пространству: обязательное проветривание, достаточное освещение, цветовая гамма стен. Я считаю, что никакой другой предмет, как социально-бытовая ориентировка и ОБЖ, не ориентирован на сохранение здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса.

Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность…на..уроке..помогает..правильная..регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.

В начале урока очень важно мотивировать детей на положительные эмоции, на успех, настроить на реализацию своего потенциала. Для этого даю в начале урока несколько упражнений для релаксации. Это займет 1-2 минуты, но, на мой взгляд, положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации использую и в течение урока. Они позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке. Все эти приемы  позволяют не только изучить нужную тему, но и получить большой эмоциональный отклик.

Одним из важнейших аспектов является  психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

На каждом уроке провожу физкультминутки, в которые обязательно включаю упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Познавательная деятельность школьника с ОВЗ включает в себя специальные виды учебной работы, способствующие сохранению здоровья ребенка и развивающие его с позиции требований завтрашнего дня и с учетом возрастных особенностей. Систематическое применение здоровьесберегающих технологий (Базарный В.Ф., Ковалько В.И.) на уроках позволяет обучающимся снимать физическую напряженность и усталость, стимулировать умственную работоспособность школьников с особыми образовательными потребностями, постепенно превращаясь в самостоятельные умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребёнка. Основным результатом применения здоровьесберегающих технологий является создание и развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в в учебном процессе.

Уроки СБО и ОБЖ  выстроены так, что практически каждый урок имеет элементы здоровьесбережения. Особенно выделяю тематические разделы: «Личная гигиена», «Питание», «Медицинская помощь и т. д.», при изучение которых охрана здоровья стоит на первом месте. Например, при изучении темы «Осанка при ходьбе, в положений сидя и стоя» у меня  есть возможность разъяснить обучающимся отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки, заставить подростка задуматься о необходимости физических упражнений для формирование системы опоры и движения, ознакомить обучающихся с методами самоконтроля и коррекции осанки. Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания, усвоение обучающимися первичных знаний по разделу «Питание» возможно на уроках при изучении темы «Значение продуктов питания». У детей происходит знакомство с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Школьники получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления, при проведении мини-исследования продуктов питания.

Наблюдения показывают, что применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве и формирует основные компетенции, позволяя конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.