Статья «Техническое оснащение урока при обучении студентов с ОВЗ»

2
0
Материал опубликован 16 July 2018 в группе

Техническое оснащение урока при обучении студентов с ОВЗ

В последнее время все актуальнее становится проблема обучения детей и студентов с ОВЗ. Правительственные программы раскрывают все больше возможностей для обучения таких детей. Перед учителями и педагогами становится вопрос о том, как сделать обучение таких детей интересным и эффективным. Каждая нозология требует специального технического оснащения.

Машинка и шрифт Брайля. Необходима при обучении слепых студентов. Лекции с таким шрифтом позволяют читать лекции, что не перенапрягает слуховой анализатор, который у слепых является ведущим. Недостаток – такие машинки очень дорогие и необходимы специальные умения для печати на них.

Столы с регулируемой высотой. Необходимы для обучения студентов-колясочников. Позволяют подогнать стол на удобную высоту. При необходимости могут использоваться обычными студентами. Недостаток – никак не влияют на качество знаний студентов.

Большие мониторы. Необходимы для обучения глухих студентов. Позволяют показывать видео материал в течение всего урока. Легко заменяются интерактивной доской.

Специальные программы для усиления звука и имитаторы человеческого голоса. При обучении слабослышащих студентов позволяют им пользоваться слуховым анализатором и дать отдых зрительному.

Так же необходимы аудиоклассы, оснащенные набором микрофонов для обучения глухих студентов. Для слепых нужны тактильно-звуковые мнемосхемы позволяющие,передавать информацию.

Этот список постоянно совершенствуется и пополняется. С помощью специальных средств можно во много раз повысить качество обучения студента с любой нозологией. Однако, такое оснащение стоит дорого и не всякая учебная организация оснащена подобным оборудованием. Поэтому в данной статье мы рассмотрим варианты использования технического оснащения необходимого для и обучения студентов с ОВЗ., которое есть уже в любой образовательной организации,

Самым простым и доступным оснащением урока является наглядность. Да именно старая и добрая наглядность обеспечивает лучшее восприятие у студентов. При обучении слабослышащих и тотально глухих студентов наглядность является основным источником восприятия материала. Во многих случаях статическое изображение оказывает больший эффект, чем видео, т.к. восприятие у таких студентов замедленно. Им необходимо больше времени, чтобы рассмотреть и осознать материал. При использовании наглядности при обучении глухих студентов необходимо чередовать изображения и чтение материала по 15 мин на каждый, чтобы не перенапрягать зрительный анализатор. При использовании наглядности в обучении слабовидящих студентов следует помнить следующие правила:

Наглядность должна содержать не более трех цветов;

Цвета должны бать «тормозящие» - оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Не используются «скользящие» цвета – белый, черный, серый, розовый.

Освещение должно быть ярким и достаточным.

После просмотра наглядности необходимо затемнить помещение, для отдыха анализатора.

Просмотр наглядности у слабовидящих не должен превышать 5 мин за один раз.

При обучении студентов с легкой умственной отсталостью наглядность должна лежать на столе у каждого студента. Она является основным элементом обучения таких студентов.

Интерактивная доска, второй по распространенности технический элемент урока. Позволяет работать со всеми нозологиями. Студенты с легкой умственной отсталостью могут писать на ней, смотреть презентации и видео. Студенты с УО очень охотно самостоятельно делают презентации, которые потом можно использовать на уроке, во внеклассной деятельности и т.д. Слабослышащим студентам легче воспринимать материал, изображенный на интерактивной доске. Для студентов-колясочников можно устанавливать любую высоту доски для работы на ней. Слабовидящие студенты лучше воспринимают изображение на белом фоне доски.

Ноутбук – незаменимая вещь при обучении студентов с ОВЗ. Позволяет:

сделать процесс обучения максимально индивидуальным;

проходить регулярные тестирования;

упростить процесс коммуникации (переписка, общение, например, для немых студентов)

выбрать форму подачи материала;

сделать индивидуальный творческий проект:

работать в паре (обычный студент-студент с ОВЗ);

преподавателю контролировать всех студентов одновременно;

проводить интересные и нестандартные формы контроля;

занимать наиболее удобное место в аудитории (колясочники, слабовидящие);

чувствовать себя в едином образовательном процессе, наравне со всеми.

Участвовать в олимпиадах и конкурсах несмотря на проблемы с передвижением.

Лазерная указка – облегчает работу учителя. При обучении инвалидов-колясочников, позволяет показывать материал, на доске находясь рядом с учеником. Так же это важно при обучении слабослышащих студентов.

Из личного опыта… (фото мероприятия (Мистер и Миссис Осень), сценарий и сопровождение которого подготовили студенты с ОВЗ (глухие)


 

В нашей образовательной организации на уроках для студентов с ОВЗ (умственная отсталость) широко используют компьютеры и интерактивные доски. Группа студентов на первом курсе обучалась без применения этого оборудования и показала степень успеваемости 40%. На следующий учебный год были закуплены и использованы ноутбуки (для каждого ученика) и интерактивная доска с проектором (на класс). Успеваемость увеличилась до 80%. Проведенный эксперимент показал, что успеваемость увеличилась в два раза. В дополнение к этому повысилась учебная мотивация, укрепилась дисциплина, появилась профессиональная осознанность (для студентов с умственной отсталостью это самый сложный фактор). Ноутбуки использовались через урок, интерактивная доска на каждом уроке. Кроме того умственно отсталые студенты получили возможность шире участвовать во внеклассных мероприятиях. Ввиду их нозологии многие из них стесняются публичных выступлений. Поэтому на уроке с преподавателем они готовят творческие проекты (презентации, фотошоу, видеоролики), которые используются на общеколледжных мероприятиях. Это повышает уверенность в себе и мотивацию таких студентов. Формы контроля стали более интересными и доступными для таких студентов. Педагоги получили возможность сделать процесс обучения максимально индивидуальным. Однако, в использовании таких средств обучения выявились свои недостатки.

Материальная ответственность учителя за используемое оборудование. Необходимо постоянно следить за использование ноутбуков по назначению.

Постоянная фиксированная поза учеников. У многих проблемы с ЦНС и необходима смена положения.

Зацикленность на мониторе. Отрицательно сказывается на зрении. Необходимо закупать защитные очки.

Узость кругозора. Они считают, что знания можно получить только из компьютера.

Необходимость постоянно чередовать работу с компьютером, бумажным носителем, практической деятельностью требует определенных навыков от учителя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что техническое оснащение урока очень важно в процессе обучения. Особенно важен грамотный подбор технических средств обучения при работе с детьми с ОВЗ. Однако, каждый метод имеет свои недостатки. Всегда стоит помнить, что использование технических средств обучения не является самоцелью, а лишь дополнительным методом в освоении знаний и умений студентами. Никогда не стоит искусственно усложнять процесс подачи материала.

Список литературы

Андреева, Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В. Андреева // Отечественный журнал социальной работы, 2009. - №1

Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272

Вачков, И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов / И. Вачков // Школьный психолог, 2000. - №38.

Inclusive Education in Low-Income Countries A Resource for Teacher Educators, Parent Trainers and Community Development Workers

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации