Примеры исследований в динамической среде GeoGebra
Примеры исследований в динамической среде GeoGebra
Симонова Т.Н., учитель математики
Урок геометрии по теме «Четыре замечательные точки треугольника».
Класс 8.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
На уроке формируются в личностном направлении: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; активность при решении математических задач.
В метапредметном направлении:
умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
В предметном направлении: владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач, знания основных теорем, формул и умения их применять, умения доказывать теорему, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.
Исследование 1.
Построить треугольник (залей его в синий цвет и сделай линии потолще).
Построить для каждой стороны серединный перпендикуляр (пунктирными линиями).
Динамически измени рисунок. Что ты замечаешь?
Что можно сказать о взаимном расположении серединных перпендикуляров?
Где лежит точка пересечения перпендикуляров в твоѐм треугольнике?
Соедини точку пересечения перпендикуляров с вершинами треугольника (выдели их красным цветом). Обрати внимание на их длины в математической панели. Что ты замечаешь?
Динамически измени рисунок. Что ты замечаешь?
Сформулируй гипотезу. С помощью среды GeoGebra гипотезу геометрически визуалируй её (учащиеся должны построить описанную около треугольника окружность с центром в точке пересечения серединных перпендикуляров)
https://drive.google.com/open?id=0B-ILb53O2gvCYkpUeU9ZOVNjMkE
Исследование 2
Построить треугольник (залей его в синий цвет и сделай линии потолще).
Построить все высоты треугольника (пунктирными линиями).
Что можно сказать о взаимном расположении высот треугольника?
Где лежит точка пересечения высот в твоѐм треугольнике?
Что ты замечаешь ?
Сформулируй гипотезу.
Динамически измени рисунок. Что ты замечаешь?
Динамически рассмотри вопрос о расположении точки пересечения высот для остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников.
Сделай выводы.
Исследование 3
Построить треугольник (залей его в синий цвет и сделай линии потолще).
Построить все медианы треугольника (стиль линии задать «пунктир»).
Что можно сказать о взаимном расположении медиан треугольника?
Обрати внимание на длины отрезков медиан на которые они делятся точкой пересечения и проанализируйте соотношение их длин. Что ты замечаешь?
Сформулируй гипотезу.
Исследование 4
Построить треугольник (залей его в синий цвет и сделай линии потолще).
Построить все биссектрисы треугольника (стиль линии задать «пунктир»).
Что можно сказать о взаимном расположении биссектрис треугольника?
Что ты замечаешь?
Сформулируй гипотезу.
Соедини точку пересечения биссектрис вершинами треугольника (выдели их красным цветом). Обрати внимание на их длины в математической панели. Что ты замечаешь?
Динамически измени рисунок. Что ты замечаешь?
Сформулируй гипотезу.
С помощью среды GeoGebra гипотезу геометрически визуалируй (учащиеся должны построить вписанную в треугольник окружность с центром в точке пересечения биссектрис)
Выводы учащихся
» Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в центре
описанной окружности.
» Биссектрисы углов треугольника пересекаются в центре вписанной окружности.
» Высоты треугольника пересекаются в ортоцентре.
» Медианы треугольника пересекаются в центре тяжести и точкой пересечения
делятся в отношении 2:1, считая от вершины.
Исследование 5
Домашняя исследовательская работа
Постройте в одном треугольнике центр тяжести, ортоцентр, центр описанной окружности.
Обозначьте центр тяжести буквой M, ортоцентр - буквой H, а центр описанной окружности - буквой O.
Проанализируйте с помощью GeoGebra взаимное расположение указанных точек и соотношение длин отрезков получившихся отрезков.
Что можно заметить?
Сформулируйте гипотезу.
Вывод учащихся: Центр тяжести M, ортоцентр H и центр описанной окружности O лежат на одной прямой, причѐм точка M также делит отрезок OH в отношении 1:2