Статья «Исследование особенностей изучения биологии в условиях информационно-коммуникативной среды»
СТАТЬЯ «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ»
Учитель биологии БОУ «Черняевская ООШ»
Евтина Вера Петровна
Для определения эффективности работы в созданной информационно-коммуникативной образовательной среде нами проводился педагогический эксперимент. На уроках биологии обучающиеся были разделены на две группы, одна из которых работала с минимальным применением информационно-коммуникативных технологий в виде презентаций, основная же работа была связана с бумажными учебниками, печатными таблицами и схемами, а вторая с применением информационно-коммуникативных технологий в виде презентаций, интерактивных онлайн-тестов и выполнений домашней работы через сайт учителя-предметника.
При прохождении программы в рамках изучения более крупных тем в работе с экспериментальной группой была выстроена последовательность действий, включающая множество форм работы с информационно-коммуникативными технологиями. На уроке применялись презентации, фрагменты видео- или аудиофайлов, которые были логически связаны с материалами, представляющимися для выполнения домашней работы. Как правило, в конце презентации размещался блок контрольных вопросов по усвоению основных терминов и определений темы. Домашняя работа включала две основные формы: поисково-аналитическую работу при подготовке докладов и сообщений или же комплексную, с заданиями с сайта. На сайте нами размещались вспомогательные справочные материалы, включающие интерактивные презентации, ссылки на сайты помощники, видеофильмы по теме работы и контрольный тест, которые обучающиеся выполняли после ознакомления со всеми предложенными материалами.
Контрольная группа на уроке работала по традиционным методикам, подразумевающимся при использовании печатных учебных материалов. Домашние задания выполнялись по учебнику или же осуществлялась аналитическая работа ранее полученного печатного материала.
Обучающимися экспериментальной группы было отмечено, что занимательными являются не только задания, но и выбираемые формы работы, что вызывает интерес и желание получить дополнительный материал по теме, а так, же активно участвовать в ходе работы.
Таким образом, мы наглядно показали, что информационно-коммуникативные технологии повышают интерес к изучаемому предмету, выводя ребёнка в творческую среду, которую он может менять под себя с учётом важных ему моментов.
Эксперимент проходил на базе БОУ «Черняевская основная общеобразовательная школа», в процессе были проведены контрольные работы: входной контроль - на начало учебного года, первая - полугодовая и вторая - годовая, включающая блок повторных вопросов. В ходе проведения эксперимента приняли участие 16 обучающихся 7-го класса. В классе одна группа была контрольной и другая группа экспериментальная. В контрольной группе класса преподавание велось по традиционной методике с применением традиционных средств обучения с минимальным применением информационно-коммуникативных технологий посредством презентаций. В экспериментальной группе класса урочное обучение и выполнение домашнего задания осуществлялось в условиях информационно-коммуникативной образовательной среды, включающей комплект презентаций, дополняющих задний, размещавшихся на сайте учителя предметника, специфических педагогических программных средств и сети Интернет.
При оценке полученных знаний использовались контрольные работы в формате ВПР, так как такая форма работы позволяет оценить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике. Структура работы позволяет оценить:
специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
овладение видами деятельности по получению нового биологического знания, преобразованию и применению знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
уровня сформированности естественнонаучного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.
Вариант проверочной работы включал 10 заданий, различных по содержанию и характеру решаемых задач, которые мы условно разделили на 2 блока.
Задания первого блока 1, 2, 4, 5, 6, 7, 10 проверяли знания и умения учащихся работать с изображениями биологических объектов, научными приборами, графиками, схемами, таблицами с целью охарактеризовать их по предложенному плану и продемонстрировать уровень сформированности предметных биологических знаний и умений, специфических для предмета биология.
Задания второго блока были направлены на работу с текстовым содержимым вопросов. Задание 3 предполагало работу по восстановлению текста биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических терминов и понятий.
Задание 8 проверяло умение учащихся формулировать гипотезу биологического эксперимента, оценивать полученные результаты и делать обоснованные выводы.
Задание 9 проверяло умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.
П
ри сравнении результатов контрольных работ был выявлен значительный рост уровня качества знаний (рис. 9).
При входном контроле экспериментальная группа показала результаты примерно на 4% ниже контрольной группы, но уже по окончанию I полугодия был отмечен рост уровня качества знаний у обучающихся из второй группы, что составило на 12,5% больший результат в сравнении с началом года. Тогда как в контрольной группе качество знаний увеличилось на 6%. На этапе выходного контроля контрольная и экспериментальная группы показали уровень роста качества знаний в 2%.
Для доказательства приводимых результатов нами был рассчитан доверительный интервал по методу Стьюдента-Госсета, в итоге мы получили интервал с 95% вероятностью от 3.13 балла до 3.37 балла.
При проверке работ нами было отмечено, что на момент проведения I этапа контроля (I полугодие) у обучающихся наименьшие затруднения вызвали задания первой части, так как в процессе формирования информационно-коммуникативной образовательной среды мы в большом количестве использовали при проведении уроков различные наглядные средства информационно-коммуникативных технологий. По этой же причине отмечается рост качества знаний и успеваемости при сравнении входного контроля и контроля I этапа.
В течение II полугодия мы постарались насытить программу различными формами информационно-коммуникативных технологий, направленными на развитие аналитических способностей. В результате сравнения контроля на I и II
э
тапах можно заметить повышение качества при выполнении второй части работы, однако уровень выполнения первой части остаётся без изменений (рис. 10).
Такой рост качественных результатов связан с применяемыми программами и формами заданий, выполняющимися обучающимися.
Так же по итогу работы мы постарались оценить уровень остаточных знаний обучающихся. Для характеристики этого показателя Лисичкин Г.В. предлагает использовать в качестве основных параметров следующие характеристики: объём остаточных знаний (число базовых понятий, умений и навыков); полнота остаточных знаний по предмету (области знаний), учитывающая число уровней обучения в рамках таксономической модели учебных целей; прочность остаточных знаний по предмету, учитывающая временной фактор сохранения знаний у обучаемого.
При оценке показателя мы проводили повторное входное тестирование на начало 8 класса в контрольной и экспериментальной группах. Критериальная ориентированность теста предполагала включение в него заданий, проверяющих три основных уровня знаний и умений (способов деятельности): первый уровень - узнавание, воспроизведение знаний; второй - применение знаний и умений в стандартной или знакомой ситуации; третий - применение знаний и умений в новой ситуации, творческое применение знаний и умений.
П
о итогам тестирования экспериментальная группа показала более высокий уровень остаточных знаний, чем контрольная группа. (Рис. 11) Обучающиеся отмечали что некоторые изображения и процессы указанные в заданиях им хорошо знакомы с прошлого года обучения.
Выводы
Метаморфозы, происходящие в обществе сегодня требуют изменений всех сфер жизни человека, в частности применения информационно-коммуникативных технологий. Школьное обучение является одним из важнейших этапов жизни человека, и оно должно соответствовать требованиям времени.
Исходя из проведённой работы можно сделать определенные выводы. Для того чтобы правильно и плодотворно провести любой урок, прежде всего необходимо его правильно организовать. При применении мультимедийных средств необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования по работе с компьютером, чередовать смену видов учебной деятельности, оставить место для самостоятельной и индивидуальной работы, то есть нельзя, чтобы весь урок обучающиеся смотрели слайды презентации и слушали комментарии учителя, это не эффективно.
Использование комплекса информационно-коммуникативных технологий оказывает позитивное влияние на эффективность учебной деятельности, подобные технологии могут применяться с целью формирования процесса самообразования обучающихся, увеличивая диапазон индивидуальной активности и позволяя осуществить реализацию личностно-ориентированного подхода в учебном процессе.
Применение ИКТ способствует быстрому и эффективному закреплению материала, повышению качества обучения. Через работу с мультимедийной презентацией осуществляется реализация метода наглядно-иллюстративного обучения. Даже самый сложный учебный материал можно донести, если дополнить изложение выстроенной системой слайдов, включающих звуковое сопровождение, наглядные иллюстрации и графики. На таком уроке, возможно, использовать общеобразовательные ресурсы в виде сайтов Интернета.
Ещё одним положительным моментом в применении мультимедийных презентаций, встроенных в общую структуру учебно-методической модели урока является возможность значительного расширения образовательного пространства учебника. Информационно-коммуникативные технологии оказывают видимое влияние на уровень учебной мотивации, развивают коммуникации и социальных компетенции, обучают методам получения любой информации и способствуют увеличению базы фактических знаний.
Увеличение эффективности процесса обучения достигается через освоение учителем ресурсов сети Интернет, возможность многообразного применения её ресурсов приводит к качественному изменению формы взаимодействия между учителем и учеником. Очевидно то, что применение информационно-коммуникативных технологий экономит учебное время, повышается плотность урока, на котором обучающиеся формируют умения проводить анализ и сравнение, сопоставлять факты и делать умозаключения, а самое главное - проводить самоанализ возможностей, делать выбор, что способствует формированию адекватной самооценки и контрольно-оценочной самостоятельности.
При планировании урока, в структуре которого используются информационно-коммуникативные технологии, педагог должен задать себе вопрос: в чём преимущество использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа) если сравнить её с опробованным ранее, традиционным подходом, без применения информационно-коммуникативных технологий. Если они позволяют увеличить эффективность, сократив время на усвоение материала, предоставив обучающемуся возможность самостоятельно выполнить работу по установлению выводов, дают возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, увеличивают объём интересного материала в процессе обучения - это более эффективный подход, его следует использовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] /Н.В. Апатова. - М.: РАН, 1994. - 227 с.
Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскуновский // Психологический журнал. -1998. - №1. - С. 88-100.
Бабичев, Н.В. Новый учебно-методический комплект по биологии как интеграция различных педагогических технологий [Электронный ресурс] /Н.В. Бабичев, Н.Ю. Соколова. - Режим доступа: http://e-drofa.ru/aboutnavigator/41, свободный. - Загл. с экрана.
Безрукова, B.C. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения [Текст] / В.С. Безрукова. - М.: «Сентябрь», 2004. - С. 24-25.
Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М., 1987. - 264 с.
Глоссарий. Федеральный портал Российское образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.edu.ru/ index.php?pageid=50
Моисеева, М.В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна [Текст] / М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина ; под ред. М.В. Моисеевой. - М.: Изд. дом «Камерон», 2004. - 216 с.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //mon.gov.ru/files/ materials/5233/09.03.16-nns.doc, свободный. - Загл. с экрана.
Петрова, О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникационной предметной среде [Текст] / О.Г. Петрова // Биология в школе. - 2011. - № 6. - С. 35-39.
Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. - М.: Изд-во «Некспринт», 2010. - 84 с.
Суматохин, C.B. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании [Текст] / C.B. Суматохин, В.В. Владимиров // Биология в школе. - 2008. - № 4. - С. 22-25.
Филиппов, Е.А. Методика использования средств мультимедиа в обучении общей биологии: дисс... канд. пед. наук / Е.А. Филипов. -СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2001. - 149 с.