12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кобзарева Елена Александровна8658 Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года. Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Предметные действия» для класса «Особый ребенок» 1 год обучения
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Предметные действия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для ... класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Ручной труд" Л.А. Кузнецова, Москва «Просвещение» 2016г.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, давать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательность, воображения, речь, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду.
Целью обучения является формирование у детей с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.
Задачами курса являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога;
воспитание положительных качеств личности ученика ( трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит.д.);
уважение к людям труда;
развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде (выполнение правил безопасной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.д.).
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы.
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Планируемы результаты обучения:
Личностные результаты:
воспитание и развитие социально значимых личностных качеств;
воспитание и развитие индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду;
воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
Приказ МоиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Учащиеся должны :
Знать:
правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;
приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)
уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;
употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.
при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной карте и без нее;
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник «Ручной труд» Л.А. Кузнецова (Москва «Просвещение» 2016г.)
- методические рекомендации «Ручной труд» Л.А.Кузнецова ( Москва «Просвещение» 2016г.)
- В.В. Выганов «Оригами»( Москва, 2002)
- И.М. Петрова «Объемная аппликация»
- З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»
- С.А. Хворостухина «Оригинальные поделки для дома»
- Н.В.Чен «Замечательные поделки своими руками» (Харьков Издательство «Клуб семейного досуга» 2009г.)
- Хордина Рос, «Большая книга развивающих занятий для детей» ( Харьков. Издательство «Клуб семейного досуга» 2009г).
Календарно-тематическое планирование по «Предметным действиям»
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Колв-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг |
Предметные | Личностные | ||||||
Iчетверть (9ч) | |||||||
1 | Вводное занятие «Человек и труд» «Урок труда». | 05.09 | 1 | Соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». | Знакомство с материалами и инструментами, которыми пользуются на уроках труда. | Ответы на вопросы |
2 | Аппликация из пластилина «Яблоко» | 12.09 | 1 | Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. | Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации. | Изучение правил обращения с пластилином, инструментами. | Практическая работа |
3 | Работа с природными материалами. Экскурсия. | 19.09 | 1 | Названия деревьев, осенних месяцев. | Сбор листьев для коллекции. Беседа «Что надо знать «. | Ответы на вопросы | |
4 | Работа с природными материалами. Аппликация «Бабочка» | 26.09 | 1 | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Выполнение аппликации «Бабочка». | Практическая работа | |
5 | Работа с бумагой, аппликация «Ёлочка» | 03.10 | 1 | Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. | Выполнение аппликации из бумаги (треугольников разной величины «Елочка». | Практическая работа |
6 | Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». Складывание из бумаги. | 10.10 | 1 | Правила ТБ при работе с ножницами. Геометрические фигуры. | Беседа «Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы». Выполнение изделия. | Практическая работа | |
7 | Изготовление наборной линейки из бумажного прямоугольника. | 17.10 | 1 | Выполнять работу по образцу. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Как сгибать бумагу прямоугольной формы». Выполнение изделия. | Практическая работа |
8 | Лепка предметов шаровидной формы. Выполнение изделий «Помидор». | 24.10 | 1 | Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. | Знакомство с пластическим способом лепки. | Практическая работа |
9 | Лепка предметов овальной формы. Выполнение изделий»Огурец». | 31.10 | 1 | Правила гигиены при работе с пластилином | Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов. | Практическая работа | |
IIчетверть (7ч) | |||||||
1 | Инструменты для работы с бумагой. Ножницы. | 14.11 | 1 | ТБ при работе с бумагой и ножницами. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. | Беседа "Что надо знать о ножницах", "Как работать с ножницами". | Практическая работа |
2 | Выполнение геометрического орнамента из квадратов. | 21.11 | 1 | Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям | Повторение правил работы с ножницами. Выполнение орнамента. | Практическая работа | |
3 | Работа с бумагой. Аппликация "Орнамент из треугольников" | 28.11 | 1 | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | Выполнение аппликации "Орнамент из треугольников". | Практическая работа |
4 | Работа с пластилином. Выполнение изделия "Морковь" | 05.12 | 1 | Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. | Обучение приему "вытягивание шара и овала до конической формы". Выполнения изделия "Морковь". | Практическая работа | |
5 | Работа с глиной и пластилином. Выполнение изделия "Пирамидка из четырех колец". | 12.12 | 1 | Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Правила гигиены при работе с пластилином | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. | Практическая работа |
6-7 | Работа с бумагой. Аппликация "Осеннее дерево" из обрывных кусочков бумаги. | 19.12 26.12 | 2 | Выполнение аппликации "Осеннее дерево". | Практическая работа | ||
III четверть (9ч) | |||||||
1 | Работа с нитками. Наматывание ниток. "Клубок ниток". | 16.01 | 1 | Свойства ниток. Дать отчёт о последовательности изготовления изделия. Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия. Правила ТБ при работе с ножницами. Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты. | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность к осмыслению социального окружения. | Выполнение изделия "Клубок ниток" | Практическая работа |
2 | Работа с нитками. Изготовление изделия из ниток "Бабочка". | 23.01 | 1 | Выполнение изделия "Бабочка" | Практическая работа | ||
3 | Работа с нитками. Изготовление изделия из ниток "Кисточка". | 30.01 | 1 | Выполнение изделия "Кисточка" | Практическая работа | ||
4-5 | Работа с бумагой. Аппликация "Фрукты на тарелке". | 13.02 20.02 | 2 | Выполнение аппликации "Фрукты на тарелке". | Практическая работа | ||
6-7 | Работа с бумагой. Аппликация "Снеговик". | 27.02 06.03 | 2 | Выполнение аппликации "Снеговик". | Практическая работа | ||
8-9 | Работа с бумагой. Плоскостное конструирование "Плетеный коврик из полос бумаги" | 13.03 20.03 | 2 | Выполнение изделия "Плетеный коврик из бумаги". | Практическая работа | ||
IV четверть ( 8ч) | |||||||
1-2 | Работа с бумагой. "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом". | 03.04 10.04 | 2 | Правила работы по образцу. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Изготовление изделия "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом". | Практическая работа |
3 | Работа с бумагой. "Самолет в облаках". | 17.04 | 1 | Выполнение изделия "Самолет в облаках". | Практическая работа | ||
4 | Работа с природными материалами. Поделка "Ёжик." | 24.04 | 1 | Названия деревьев, осенних месяцев. Хранение природного материала. | Беседа "Что надо знать о природных материалах - травы. Выполнение поделки "Ёжик". | Практическая работа | |
5-6 | Работа с бумагой. Коллективная аппликация "Букет цветов". | 08.05 15.05 | 2 | Сравнивать образец с натуральным объектом. Выполнять работу по инструкции. | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Коллективная аппликация "Букет цветов" | Практическая работа |
7-8 | Работа с нитками. Шитье по проколам. | 22.05 29.05 | 2 | Знакомство с инструментами для шитья. Обучение приемам шитья (по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). | Практическая работа |