Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Предметные действия» для класса «Особый ребенок» 1 год обучения
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Предметные действия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для ... класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Ручной труд" Л.А. Кузнецова, Москва «Просвещение» 2016г.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, давать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательность, воображения, речь, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду.
Целью обучения является формирование у детей с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.
Задачами курса являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога;
воспитание положительных качеств личности ученика ( трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит.д.);
уважение к людям труда;
развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде (выполнение правил безопасной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.д.).
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы.
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Планируемы результаты обучения:
Личностные результаты:
воспитание и развитие социально значимых личностных качеств;
воспитание и развитие индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду;
воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МоиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Учащиеся должны :
Знать:
правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;
приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)
уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;
употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.
при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной карте и без нее;
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник «Ручной труд» Л.А. Кузнецова (Москва «Просвещение» 2016г.)
- методические рекомендации «Ручной труд» Л.А.Кузнецова ( Москва «Просвещение» 2016г.)
- В.В. Выганов «Оригами»( Москва, 2002)
- И.М. Петрова «Объемная аппликация»
- З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»
- С.А. Хворостухина «Оригинальные поделки для дома»
- Н.В.Чен «Замечательные поделки своими руками» (Харьков Издательство «Клуб семейного досуга» 2009г.)
- Хордина Рос, «Большая книга развивающих занятий для детей» ( Харьков. Издательство «Клуб семейного досуга» 2009г).
Календарно-тематическое планирование по «Предметным действиям»
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Колв-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
Iчетверть (9ч) |
|||||||
1 |
Вводное занятие «Человек и труд» «Урок труда». |
05.09 |
1 |
Соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования. |
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». |
Знакомство с материалами и инструментами, которыми пользуются на уроках труда. |
Ответы на вопросы |
2 |
Аппликация из пластилина «Яблоко» |
12.09 |
1 |
Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации. |
Изучение правил обращения с пластилином, инструментами. |
Практическая работа |
3 |
Работа с природными материалами. Экскурсия. |
19.09 |
1 |
Названия деревьев, осенних месяцев. |
Сбор листьев для коллекции. Беседа «Что надо знать «. |
Ответы на вопросы |
|
4 |
Работа с природными материалами. Аппликация «Бабочка» |
26.09 |
1 |
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
Выполнение аппликации «Бабочка». |
Практическая работа |
|
5 |
Работа с бумагой, аппликация «Ёлочка» |
03.10 |
1 |
Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. |
Выполнение аппликации из бумаги (треугольников разной величины «Елочка». |
Практическая работа |
6 |
Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». Складывание из бумаги. |
10.10 |
1 |
Правила ТБ при работе с ножницами. Геометрические фигуры. |
Беседа «Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы». Выполнение изделия. |
Практическая работа |
|
7 |
Изготовление наборной линейки из бумажного прямоугольника. |
17.10 |
1 |
Выполнять работу по образцу. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Как сгибать бумагу прямоугольной формы». Выполнение изделия. |
Практическая работа |
8 |
Лепка предметов шаровидной формы. Выполнение изделий «Помидор». |
24.10 |
1 |
Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. |
Знакомство с пластическим способом лепки. |
Практическая работа |
9 |
Лепка предметов овальной формы. Выполнение изделий»Огурец». |
31.10 |
1 |
Правила гигиены при работе с пластилином |
Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов. |
Практическая работа |
|
IIчетверть (7ч) |
|||||||
1 |
Инструменты для работы с бумагой. Ножницы. |
14.11 |
1 |
ТБ при работе с бумагой и ножницами. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. |
Беседа "Что надо знать о ножницах", "Как работать с ножницами". |
Практическая работа |
2 |
Выполнение геометрического орнамента из квадратов. |
21.11 |
1 |
Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям |
Повторение правил работы с ножницами. Выполнение орнамента. |
Практическая работа |
|
3 |
Работа с бумагой. Аппликация "Орнамент из треугольников" |
28.11 |
1 |
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами |
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. |
Выполнение аппликации "Орнамент из треугольников". |
Практическая работа |
4 |
Работа с пластилином. Выполнение изделия "Морковь" |
05.12 |
1 |
Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. |
Обучение приему "вытягивание шара и овала до конической формы". Выполнения изделия "Морковь". |
Практическая работа |
|
5 |
Работа с глиной и пластилином. Выполнение изделия "Пирамидка из четырех колец". |
12.12 |
1 |
Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Правила гигиены при работе с пластилином |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. |
Практическая работа |
6-7 |
Работа с бумагой. Аппликация "Осеннее дерево" из обрывных кусочков бумаги. |
19.12 26.12 |
2 |
Выполнение аппликации "Осеннее дерево". |
Практическая работа |
||
III четверть (9ч) |
|||||||
1 |
Работа с нитками. Наматывание ниток. "Клубок ниток". |
16.01 |
1 |
Свойства ниток. Дать отчёт о последовательности изготовления изделия. Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия. Правила ТБ при работе с ножницами. Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность к осмыслению социального окружения. |
Выполнение изделия "Клубок ниток" |
Практическая работа |
2 |
Работа с нитками. Изготовление изделия из ниток "Бабочка". |
23.01 |
1 |
Выполнение изделия "Бабочка" |
Практическая работа |
||
3 |
Работа с нитками. Изготовление изделия из ниток "Кисточка". |
30.01 |
1 |
Выполнение изделия "Кисточка" |
Практическая работа |
||
4-5 |
Работа с бумагой. Аппликация "Фрукты на тарелке". |
13.02 20.02 |
2 |
Выполнение аппликации "Фрукты на тарелке". |
Практическая работа |
||
6-7 |
Работа с бумагой. Аппликация "Снеговик". |
27.02 06.03 |
2 |
Выполнение аппликации "Снеговик". |
Практическая работа |
||
8-9 |
Работа с бумагой. Плоскостное конструирование "Плетеный коврик из полос бумаги" |
13.03 20.03 |
2 |
Выполнение изделия "Плетеный коврик из бумаги". |
Практическая работа |
||
IV четверть ( 8ч) |
|||||||
1-2 |
Работа с бумагой. "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом". |
03.04 10.04 |
2 |
Правила работы по образцу. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Изготовление изделия "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом". |
Практическая работа |
3 |
Работа с бумагой. "Самолет в облаках". |
17.04 |
1 |
Выполнение изделия "Самолет в облаках". |
Практическая работа |
||
4 |
Работа с природными материалами. Поделка "Ёжик." |
24.04 |
1 |
Названия деревьев, осенних месяцев. Хранение природного материала. |
Беседа "Что надо знать о природных материалах - травы. Выполнение поделки "Ёжик". |
Практическая работа |
|
5-6 |
Работа с бумагой. Коллективная аппликация "Букет цветов". |
08.05 15.05 |
2 |
Сравнивать образец с натуральным объектом. Выполнять работу по инструкции. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Коллективная аппликация "Букет цветов" |
Практическая работа |
7-8 |
Работа с нитками. Шитье по проколам. |
22.05 29.05 |
2 |
Знакомство с инструментами для шитья. Обучение приемам шитья (по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). |
Практическая работа |