12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна8658
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
12

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Предметные действия» для класса «Особый ребенок» 1 год обучения

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Предметные действия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для ... класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Ручной труд" Л.А. Кузнецова, Москва «Просвещение» 2016г.

 

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, давать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательность, воображения, речь, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду.

Целью обучения является формирование у детей с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

Задачами курса являются:

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога;

воспитание положительных качеств личности ученика ( трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит.д.);

уважение к людям труда;

развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде (выполнение правил безопасной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.д.).

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы.

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

Планируемы результаты обучения:

Личностные результаты:

воспитание и развитие социально значимых личностных качеств;

воспитание и развитие индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду;

воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);

выполнение несложного ремонта одежды.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МоиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Учащиеся должны :

Знать:

правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;

знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;

приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;

приемы, формообразования, соединения деталей;

Уметь:

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;

оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)

уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;

употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.

при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной карте и без нее;

Учебно-методическое обеспечение:

- учебник «Ручной труд» Л.А. Кузнецова (Москва «Просвещение» 2016г.)

- методические рекомендации «Ручной труд» Л.А.Кузнецова ( Москва «Просвещение» 2016г.)

- В.В. Выганов «Оригами»( Москва, 2002)

- И.М. Петрова «Объемная аппликация»

- З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»

- С.А. Хворостухина «Оригинальные поделки для дома»

- Н.В.Чен «Замечательные поделки своими руками» (Харьков Издательство «Клуб семейного досуга» 2009г.)

- Хордина Рос, «Большая книга развивающих занятий для детей» ( Харьков. Издательство «Клуб семейного досуга» 2009г).

Календарно-тематическое планирование по «Предметным действиям»

Тема раздела

Тема урока

Дата

Колв-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

Iчетверть (9ч)

1

Вводное занятие «Человек и труд» «Урок труда».

05.09

1

Соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Знакомство с материалами и инструментами, которыми пользуются на уроках труда.

Ответы на вопросы

2

Аппликация из пластилина «Яблоко»

12.09

1

Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации.

Изучение правил обращения с пластилином, инструментами.

Практическая работа

3

Работа с природными материалами. Экскурсия.

19.09

1

Названия деревьев, осенних месяцев.

Сбор листьев для коллекции. Беседа «Что надо знать «.

Ответы на вопросы

4

Работа с природными материалами. Аппликация «Бабочка»

26.09

1

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Выполнение аппликации «Бабочка».

Практическая работа

5

Работа с бумагой, аппликация «Ёлочка»

03.10

1

Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия.

Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Выполнение аппликации из бумаги (треугольников разной величины «Елочка».

Практическая работа

6

Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». Складывание из бумаги.

10.10

1

Правила ТБ при работе с ножницами.

Геометрические фигуры.

Беседа «Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы». Выполнение изделия.

Практическая работа

7

Изготовление наборной линейки из бумажного прямоугольника.

17.10

1

Выполнять работу по образцу.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Как сгибать бумагу прямоугольной формы». Выполнение изделия.

Практическая работа

8

Лепка предметов шаровидной формы. Выполнение изделий «Помидор».

24.10

1

Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены.

Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Знакомство с пластическим способом лепки.

Практическая работа

9

Лепка предметов овальной формы. Выполнение изделий»Огурец».

31.10

1

Правила гигиены при работе с пластилином

Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов.

Практическая работа

 

IIчетверть (7ч)

1

Инструменты для работы с бумагой. Ножницы.

14.11

1

ТБ при работе с бумагой и ножницами.

Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.

Беседа "Что надо знать о ножницах", "Как работать с ножницами".

Практическая работа

2

Выполнение геометрического орнамента из квадратов.

21.11

1

Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям

Повторение правил работы с ножницами. Выполнение орнамента.

Практическая работа

3

Работа с бумагой. Аппликация "Орнамент из треугольников"

28.11

1

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Выполнение аппликации "Орнамент из треугольников".

Практическая работа

4

Работа с пластилином. Выполнение изделия "Морковь"

05.12

1

Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены.

Обучение приему "вытягивание шара и овала до конической формы". Выполнения изделия "Морковь".

Практическая работа

5

Работа с глиной и пластилином. Выполнение изделия "Пирамидка из четырех колец".

12.12

1

Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Правила гигиены при работе с пластилином

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Практическая работа

6-7

Работа с бумагой. Аппликация "Осеннее дерево" из обрывных кусочков бумаги.

19.12

26.12

2

Выполнение аппликации "Осеннее дерево".

Практическая работа

III четверть (9ч)

1

Работа с нитками. Наматывание ниток. "Клубок ниток".

16.01

1

Свойства ниток.

Дать отчёт о последовательности изготовления изделия.

Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия.

Правила ТБ при работе с ножницами.

Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Способность к осмыслению социального окружения.

Выполнение изделия "Клубок ниток"

Практическая работа

2

Работа с нитками. Изготовление изделия из ниток "Бабочка".

23.01

1

Выполнение изделия "Бабочка"

Практическая работа

3

Работа с нитками. Изготовление изделия из ниток "Кисточка".

30.01

1

Выполнение изделия "Кисточка"

Практическая работа

4-5

Работа с бумагой. Аппликация "Фрукты на тарелке".

13.02

20.02

2

Выполнение аппликации "Фрукты на тарелке".

Практическая работа

6-7

Работа с бумагой. Аппликация "Снеговик".

27.02

06.03

2

Выполнение аппликации "Снеговик".

Практическая работа

8-9

Работа с бумагой. Плоскостное конструирование "Плетеный коврик из полос бумаги"

13.03

20.03

2

Выполнение изделия "Плетеный коврик из бумаги".

Практическая работа

IV четверть ( 8ч)

1-2

Работа с бумагой. "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом".

03.04

10.04

2

Правила работы по образцу.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Изготовление изделия "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом".

Практическая работа

3

Работа с бумагой. "Самолет в облаках".

17.04

1

Выполнение изделия "Самолет в облаках".

Практическая работа

4

Работа с природными материалами. Поделка "Ёжик."

24.04

1

Названия деревьев, осенних месяцев. Хранение природного материала.

Беседа "Что надо знать о природных материалах - травы. Выполнение поделки "Ёжик".

Практическая работа

5-6

Работа с бумагой. Коллективная аппликация "Букет цветов".

08.05

15.05

2

Сравнивать образец с натуральным объектом. Выполнять работу по инструкции.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Коллективная аппликация "Букет цветов"

Практическая работа

7-8

Работа с нитками. Шитье по проколам.

22.05

29.05

2

Знакомство с инструментами для шитья. Обучение приемам шитья (по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

Практическая работа

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.