Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» класс «Особый ребенок» 1 год обучения
Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 67 учебных часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Математика» 1кл. часть 1, часть 2: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2х частях / Т.В. Алышева – 2-е изд., - М.: « Просвещение»,2016г.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и другое.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.
Целью обучения является:
формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи обучения
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие основных мыслительных операций; -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -формирование и развитие речи учащихся;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа, парная, групповая при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока являются устный счет и геометрический материал.
Ведущие приѐмы и методы обучения математическим представлениям: сравнение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, установление причинно - следственных связей между понятиями, материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечѐнное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа по работе с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Личностные и предметные результаты.
Личностные результаты.
- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся
- уметь различать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела;
- умение различать множества (один – много);
- умение различать части суток;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
- умение пересчитывать предметы.
К концу обучения в первом классе (ОР) ученик получит возможность научиться:
-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
-решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
-оценивать величины предметов на глаз.
Предметными результатами изучения курса являются:
-использование приобретѐнных математических знаний для описания
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»,
Основная образовательная программа начального общего образования.
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание учебного предмета
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Учебно - методическое обеспечение:
Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 2х частях Т.В. Алышева Математика М.: Просвещение, 2016г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей.
-Дидактический материал по математике для учащихся 1 – 4 класса вспомогательной школы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
Дидактические наглядные материалы
Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;
Математические веера;
Плакаты;
Раздаточные карточки;
Проектор;
Интерактивная доска.
Календарно - тематическое планирование по «Математическим представлениям»
№ |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемы |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
I четверть |
17ч |
||||||
1-2 |
Цвет, назначение предметов. |
05.09 07.09 |
2 |
Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. |
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Овладение начальными навыками адаптации.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Знакомство с видами деятельности. Действия с игрушками разной формы. Осмысливают, запоминают. Работают с трафаретами. Раскрашивают, делают штриховку. Работа с трафаретами. Работа с наглядным материалом. Работа в тетради. |
Беседа. Дидактическая игра. |
3-4 |
Геометрический материал. Круг. |
12.09 14.09 |
2 |
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Уметь слушать и наблюдать. |
|||
5-6 |
Большой - маленький. |
19.09 21.09 |
2 |
Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. |
|||
7-8 |
Одинаковые. Равные по величине. |
26.09. 28.09 |
2 |
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. |
|||
9-10 |
Положение предмета в пространстве: слева - справа. |
03.10 05.10 |
2 |
Устанавливать пространственные отношения: справа-слева. |
|||
11-12 |
Положение предмета в пространстве: в середине, между. |
10.10 12.10 |
2 |
Устанавливать пространственные отношения. |
|||
13-14 |
Геометрический материал. Квадрат. |
17.10 19.10 |
2 |
Распознавать и изображать геом.фигуры. |
|||
15-16 |
Верху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под. |
24.10 26.10 |
2 |
Устанавливать пространственные отношения. |
|||
17 |
Повторение пройденного. |
31.10 |
1 |
||||
II четверть |
14ч |
||||||
1-2 |
Длинный - короткий. Длиннее - короче. Обводка полос в тетради. |
14.11 16.11 |
2 |
Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. |
|||
3-4 |
Внутри, снаружи, в, рядом, около. |
21.11 23.11 |
2 |
Устанавливать пространственные отношения. |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. |
Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы жестами и мимикой. |
Беседа . Фронтальный опрос. |
5-6 |
Знакомство с геометрической фигурой - треугольник. |
28.11 30.11 |
2 |
Распознавать и изображать геом.фигуры. |
Работают с геометрическим материалом. |
Практическая работа |
|
7-8 |
Широкий - узкий. Обводка полос в тетради по заданию. (широкая, узкая, равные). |
05.12 07.12 |
2 |
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. |
Работа с учебником, с тетрадью. |
Работа с карточками. |
9-10 |
Далеко -близко, дальше -ближе, к, от. |
12.12 14.12 |
2 |
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. |
Работа по подражанию. |
||
11-12 |
Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник. |
19.12 21.12 |
2 |
Распознавать и изображать геом.фигуры. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Практическая работа |
|
13-14 |
Повторение пройденного. |
26.12 28.12 |
2 |
Уметь действовать совместно с учителем. |
|||
III четверть |
18ч |
||||||
1-2 |
Высокий - низкий. |
11.01 16.01 |
2 |
Установление зависимости между величинами. |
|||
3-4 |
Глубокий - мелкий. |
18.01 23.01 |
2 |
Установление зависимости между величинами. |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. |
||
5-6 |
Впереди - сзади, перед, за. Первый - последний, крайний. После, следом, следующий за. |
25.01 30.01 |
2 |
Установление зависимости между величинами. |
Мониторинг урока |
||
7-8 |
Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. |
01.02 |
1 |
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Знакомство с предметными множествами: осталось, добавить, сложить. |
|
9-10 |
Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий. |
13.02 |
1 |
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных. |
Принятие и освоение социальной роли уч-ся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. |
Индивидуальная работа |
|
11-12 |
Сутки: утро, день, вечер, ночь. |
15.02 20.02 |
2 |
Первичные представления: части суток, времена года, раньше -позже, продолжительность. |
Работа с режимом дня. Выполнять упражнения. |
||
13-14 |
Сегодня, завтра, на следующий день. |
22.02 27.02 |
2 |
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования |
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. |
Участвую в беседе, отвечают на вопросы. |
|
15-16 |
Сравнение предметов по протяженности ( длинный, короткий) |
01.03 06.03 |
2 |
Устанавливать зависимости между величинами. |
|||
17-18 |
Сравнение предметов по ширине (узкий, широкий) |
13.03 15.03 |
2 |
Устанавливать зависимости между величинами. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Работают с предметами. |
Практическая работа |
19-20 |
Много - мало, несколько. Обводка в тетради по заданию: много, мало. |
20.03 22.03 |
2 |
Устанавливать зависимости между величинами. |
Работают с учебником, с тетрадью. |
||
IV четверть |
16ч |
||||||
1-2 |
Один - много, ни одного. |
03.04 05.04 |
2 |
Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем. |
Восприятие математики как части общечеловеческой культуры. |
Работа с предметами. |
Индивидуальная работа |
3-4 |
Временные представления: молодой - старый. |
10.04 12.04 |
2 |
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. |
Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
Составление предложений. |
Беседа |
5 |
Больше - меньше, столько же, одинаковое, равное количество. |
17.04 |
1 |
Сравнение предметов |
Сравнивают предметы. |
||
6 |
Узнавание и выделение цифры 1. |
19.04 |
1 |
||||
7 |
Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей. Прорисовывание цифры 1 по трафарету. |
24.04 |
1 |
Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. |
Следование в поведении социальных норм. |
Тематический контроль |
|
8 |
Конструирование цифры 1 из пластилина. |
26.04 |
1 |
Работать по подражанию. |
Практическая деятельность. |
||
9 |
Узнавание и выделение цифры 2. |
03.05 |
1 |
Счет предметов. Цифра 2. Число 2 как количественный признак единственности. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Работа с учебником, с тетрадью. |
Индивидуальный контроль |
10 |
Прорисовывание цифры 2 по трафарету. |
08.05 |
1 |
||||
11 |
Конструирование цифры 2 из пластилина. |
10.05 |
1 |
Счет предметов. Цифра 2. Второй. Название, последовательность и запись чисел. Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей. |
Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Считают в пределах 2-х. работают с числовым рядом. |
Фронтальный опрос |
12 |
Узнавание и выделение цифры 3. |
15.05 |
1 |
||||
13 |
Прорисовывание цифры 3 по трафарету, по точкам. |
17.05 |
1 |
Сравнивают предметы. Работают с числовым рядом |
Беседа |
||
14 |
Конструирование цифры 3 из пластилина. |
22.05 |
1 |
Уметь действовать совместно с учителем. |
Эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость. |
||
15 |
Геометрический материал. Шар. |
24.05 |
1 |
Обводят геометрические фигуры, штрихуют. |
Фронтальный опрос |
||
16 |
Повторение изученного. |
29.05 |
1 |
Повторяют изученное. |
тест |
Сидорова Зоя Григорьевна