Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» класс «Особый ребенок» 1 год обучения

12
1
Материал опубликован 23 September 2017 в группе

Пояснительная записка

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 67 учебных часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Математика» 1кл. часть 1, часть 2: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2х частях / Т.В. Алышева – 2-е изд., - М.: « Просвещение»,2016г.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и другое.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.

 

Целью обучения является:

формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи обучения

- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориенти­ровки в пространственно-величинных, временных и количе­ственных отношениях окружающей действительности;

- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формирование элементарных общеучебных умений;

- овладение элементарной терминологией, значимой для со­циально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой ум­ственной отсталостью.

- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;

- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие основных мыслительных операций; -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -формирование и развитие речи учащихся;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа, парная, групповая при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока являются устный счет и геометрический материал.

Ведущие приѐмы и методы обучения математическим представлениям: сравнение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, установление причинно - следственных связей между понятиями, материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечѐнное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа по работе с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Личностные и предметные результаты.

Личностные результаты.

- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты.

Требования к уровню подготовки учащихся

- уметь различать предметы по форме, величине;

- умение ориентироваться в схеме тела;

- умение различать множества (один – много);

- умение различать части суток;

- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

- умение пересчитывать предметы.

К концу обучения в первом классе (ОР) ученик получит возможность научиться:

-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;

-решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

-оценивать величины предметов на глаз.

Предметными результатами изучения курса являются:

-использование приобретѐнных математических знаний для описания

объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.

 

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»,

 

Основная образовательная программа начального общего образования.

 

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание учебного предмета

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Учебно - методическое обеспечение:

Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 2х частях Т.В. Алышева Математика М.: Просвещение, 2016г.

- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой.

- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей.

-Дидактический материал по математике для учащихся 1 – 4 класса вспомогательной школы.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:

Дидактические наглядные материалы

Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;

Математические веера;

Плакаты;

Раздаточные карточки;

Проектор;

Интерактивная доска.

Календарно - тематическое планирование по «Математическим представлениям»

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемы

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

I четверть

 

17ч

       

1-2

Цвет, назначение предметов.

05.09

07.09

2

Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам.

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».


 


 


 

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации.


 


 


 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Знакомство с видами деятельности. Действия с игрушками разной формы.

Осмысливают, запоминают.

Работают с трафаретами. Раскрашивают, делают штриховку.

Работа с трафаретами.

Работа с наглядным материалом.

Работа в тетради.

Беседа.

Дидактическая игра.

3-4

Геометрический материал. Круг.

12.09

14.09

2

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Уметь слушать и наблюдать.

5-6

Большой - маленький.

19.09

21.09

2

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам.

7-8

Одинаковые. Равные по величине.

26.09.

28.09

2

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

9-10

Положение предмета в пространстве: слева - справа.

03.10

05.10

2

Устанавливать пространственные отношения: справа-слева.

11-12

Положение предмета в пространстве: в середине, между.

10.10

12.10

2

Устанавливать пространственные отношения.

13-14

Геометрический материал. Квадрат.

17.10

19.10

2

Распознавать и изображать геом.фигуры.

15-16

Верху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под.

24.10

26.10

2

Устанавливать пространственные отношения.

17

Повторение пройденного.

31.10

1

 
 

II четверть

 

14ч

 

1-2

Длинный - короткий. Длиннее - короче. Обводка полос в тетради.

14.11

16.11

2

Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии.

3-4

Внутри, снаружи, в, рядом, около.

21.11

23.11

2

Устанавливать пространственные отношения.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы жестами и мимикой.

Беседа .

Фронтальный опрос.

5-6

Знакомство с геометрической фигурой - треугольник.

28.11

30.11

2

Распознавать и изображать геом.фигуры.

 

Работают с геометрическим материалом.

Практическая работа

7-8

Широкий - узкий. Обводка полос в тетради по заданию. (широкая, узкая, равные).

05.12

07.12

2

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Работа с учебником, с тетрадью.

Работа с карточками.

9-10

Далеко -близко, дальше -ближе, к, от.

12.12

14.12

2

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары.

 

Работа по подражанию.

 

11-12

Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник.

19.12

21.12

2

Распознавать и изображать геом.фигуры.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

 

Практическая работа

13-14

Повторение пройденного.

26.12

28.12

2

Уметь действовать совместно с учителем.

     
 

III четверть

 

18ч

       

1-2

Высокий - низкий.

11.01

16.01

2

Установление зависимости между величинами.

     

3-4

Глубокий - мелкий.

18.01

23.01

2

Установление зависимости между величинами.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

   

5-6

Впереди - сзади, перед, за. Первый - последний, крайний. После, следом, следующий за.

25.01

30.01

2

Установление зависимости между величинами.

   

Мониторинг урока

7-8

Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить.

01.02

1

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Знакомство с предметными множествами: осталось, добавить, сложить.

 

9-10

Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий.

13.02

1

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных.

Принятие и освоение социальной роли уч-ся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

 

Индивидуальная работа

11-12

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

15.02

20.02

2

Первичные представления: части суток, времена года, раньше -позже, продолжительность.

Работа с режимом дня. Выполнять упражнения.

 

13-14

Сегодня, завтра, на следующий день.

22.02

27.02

2

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Участвую в беседе, отвечают на вопросы.

 

15-16

Сравнение предметов по протяженности

( длинный, короткий)

01.03

06.03

2

Устанавливать зависимости между величинами.

   

17-18

Сравнение предметов по ширине (узкий, широкий)

13.03

15.03

2

Устанавливать зависимости между величинами.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Работают с предметами.

Практическая работа

19-20

Много - мало, несколько. Обводка в тетради по заданию: много, мало.

20.03

22.03

2

Устанавливать зависимости между величинами.

Работают с учебником, с тетрадью.

 
 

IV четверть

 

16ч

       

1-2

Один - много, ни одного.

03.04

05.04

2

Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем.

Восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

Работа с предметами.

Индивидуальная работа

3-4

Временные представления: молодой - старый.

10.04

12.04

2

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Составление предложений.

Беседа

5

Больше - меньше, столько же, одинаковое, равное количество.

17.04

1

Сравнение предметов

 

Сравнивают предметы.

 

6

Узнавание и выделение цифры 1.

19.04

1

       

7

Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей. Прорисовывание цифры 1 по трафарету.

24.04

1

Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

Следование в поведении социальных норм.

 

Тематический контроль

8

Конструирование цифры 1 из пластилина.

26.04

1

Работать по подражанию.

   

Практическая деятельность.

9

Узнавание и выделение цифры 2.

03.05

1

Счет предметов. Цифра 2. Число 2 как количественный признак единственности.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с учебником, с тетрадью.

Индивидуальный контроль

10

Прорисовывание цифры 2 по трафарету.

08.05

1

11

Конструирование цифры 2 из пластилина.

10.05

1

Счет предметов. Цифра 2. Второй. Название, последовательность и запись чисел.

Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей.

Овладение начальными навыками адаптации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Считают в пределах 2-х. работают с числовым рядом.

Фронтальный опрос

12

Узнавание и выделение цифры 3.

15.05

1

13

Прорисовывание цифры 3 по трафарету, по точкам.

17.05

1

Сравнивают предметы. Работают с числовым рядом

Беседа

14

Конструирование цифры 3 из пластилина.

22.05

1

Уметь действовать совместно с учителем.

Эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.

   

15

Геометрический материал. Шар.

24.05

1

 

Обводят геометрические фигуры, штрихуют.

Фронтальный опрос

16

Повторение изученного.

29.05

1

   

Повторяют изученное.

тест

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Александровна! С интересом ознакомилась с публикацией Чудесный материал! Думаю, что педагогам будет интересно! Спасибо! Зоя.

16 January 2018

Похожие публикации