Примерный самоанализ аттестующегося учителя начальных классов

20
7
Материал опубликован 8 January 2021 в группе

Примерный самоанализ аттестующегося учителя начальных классов.

Раздел I. Компетенция в разработке программы педагогической деятельности и принятии педагогических решений

На основании какой примерной образовательной программы и какого (-их) УМК составлена Ваша рабочая программа? Какие приоритетные направления были выбраны при разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений?

Мои рабочие программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение.) Начальное общее образование направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Какие методические разработки Вы используете в процессе подготовки к реализации системно-деятельностного подхода в соответствии с содержанием рабочей программы?

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. И это актуально при дистанционном образовании. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса , принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”. Использование данного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Для решения данной задачи использую авторские методические пособия авторов УМК «Школа России», создаю свои интерактивные образовательные ресурсы.

Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся?


Моя работа по созданию методических и дидактических материалов включает в себя: знакомство с новинками методической и педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта и опыта своих коллег, использование Интернет-ресурсов, участие в семинарах и вебинарах по распространению педагогического опыта. Веду анализ продуктивной деятельности обучающихся, разрабатываю план создания методического и дидактического материала, создаю индивидуальные разработки по предметам, применяю их на практике, анализирую полученные результаты, осуществляю своевременную коррекцию. Следую дидактическим принципам и методам обучения. Обязательно учитываю индивидуальные, возрастные и психологические особенности младших школьников. Мною разработаны и постоянно используются тематические и проверочные тесты по предметам, комплексные работы, проверочные и контрольные работы, тексты олимпиад по предметам, тренировочные задания по подготовке к выполнению Всероссийских проверочных работ за курс начальной школы. Для организации внеурочной деятельности младших школьников разработаны кружки, факультативы, внеклассные мероприятия. В образовательном процессе применяю видеоуроки приложения «Школа России», проекта для учителей Инфоурок, разрабатываю и свои собственные мультимедийные презентации, привлекаю детей к освоению ими информационных технологий под моим руководством. Создана картотека имеющихся методических и дидактических материалов, позволяющие осуществлять обучение и воспитание детей на современном уровне.

Кратко изложите свои методы достижения преемственности между образовательными программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.


Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы считаю ориентацию на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования--это формирование умения учиться. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Путь достижения цели – это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В школе действует творческое объединение учителей начальных классов и учителей-предметников по преемственности обучения. На совместных заседаниях обсуждаются современные технологии обучения, анализируется отбор программного теоретического и практического материала для изучения, изучаются особенности познавательных возможностей младших школьников в условиях реализации ФГОС от начального общего образования к основному общему образованию. Считаю, что сотрудничество с учителями-предметниками, работающими в 5 классе, важный фактор в достижении поставленных ФГОС целей и задач.

Раздел II. Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности.

Какие виды целей и задач, в том числе для формирования УУД, Вы ставите на каждом из этапов урока?

Общая функция урока-целостное формирование личности на основе развивающего и воспитывающего обучения. Для того , чтобы урок был эффективным, необходимо, прежде всего, продумывать цели каждого конкретного урока, исходя из особенностей учебного материала, оснащения учебно - методической базы, индивидуальных особенностей учащихся. Цель урока – это запланированный для данного учебного занятия конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. В соответствии с функциями урока ставлю три вида целей: образовательную (познавательно-практическую), развивающую, воспитательную. Образовательная - усвоение учащимся знаний, предусмотренных программой. Развивающая-это развитие общеучебных умений и навыков; психическое развитие личности обучающегося, таких ее сфер, как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, саморегуляции. Воспитательная -воспитание социально значимых черт личности: выработка социальных норм и ценностей, ценностных отношений к окружающей действительности, усвоение элементов национальной культуры, формирование уважительного отношения к другим культурам. Концептуальным направлением моей деятельности является реализация деятельностного подхода в образовательном процессе. Цель: научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, делать открытия, уметь добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение, оценивать результаты своей работы. Основу содержания деятельности составляют составляют три взаимосвязанных этапа урока: «целеполагание», «Самостоятельная продуктивная деятельность», «рефлексия». Основываясь на эти этапы, использую технологию развития критического мышления, коллективного социального общения.

Кратко изложите методы организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, используемые Вами на уроках.


Так как я работаю в классах-комплектах то для эффективного использования структуры уроков разного типа важны разные формы организации деятельности учащихся.1. Фронтальная. Все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, совместно обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Работая со всем классом одновременно, привлекаю школьников к обсуждению конкретных вопросов. 2.Индивидуальная. Такой вид работы использую на каждом уроке и на всех этапах урока. Важно, чтобы каждому ученику было комфортно на уроке, интересно, понятно. Стараюсь построить учебный процесс, чтобы ученик увидел смысл своей деятельности, увидел результат, захотел добывать знания и развиваться. Здесь использую карточки, перфокарты, схемы. Привлекаю учеников в качестве помощников, предлагаю проговаривать правила и формулы. 3. Групповая. Хорошо подходит при использовании исследовательского подхода к решению задачи и при создании проблемной ситуации. Командную форму работы строю иногда на соревновании с периодической сменой состава группы.

Раздел III. Компетенция в организации педагогической деятельности

Какие приёмы (вербальные и невербальные) Вы используете для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения в рамках урока и внеурочной деятельности?

Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Поэтому считаю, чтобы ребёнку было комфортно учиться, он должен с удовольствием ходить в школу. Слово учителя по-прежнему оставляю на первом месте для создания на уроке и вне урока благоприятного нравственно психологического климата, живого интереса к совместной деятельности. чтобы попытаться включить в неё каждого ребёнка. Этот приём помогает обеспечить синхронность наших действий, способствует эмоциональному подъёму, сопереживанию. Ролевое общение предупреждает формальное отношение детей к учёбе и возникновение психологического барьера. Я всегда стремлюсь очеловечить деловое общение с учащимися, сделав его эмоционально привлекательным, личностно -значимым. Приём комментирования оценок считаю оптимальным, когда поощрительность сочетается с критическим анализом. Хотя использую и экспрессивность оценки, что заставляет детей переживать моральное удовлетворение, особенно когда ребёнок теряет интерес к учёбе. Этически грамотные вопросы и ответы, на мой взгляд, являются формулой вежливости: в общении с учениками стараюсь употреблять глаголы не повелительного наклонения, а сослагательного или изъявительного в форме 1 лица, множественного числа, речевую импровизацию, диалог. Совместно речевое поведение всегда стараюсь выстраивать в соответствии с нормами литературного языка. Что касается невербальных средств общения, то прибегаю к использованию фразового ударения, пауз для подчёркивания каких-либо акцентов и привлечения внимания учеников к сугубо важной информации. Молчание как коммуникативный знак имеет чаще всего оценочное или риторическое значение, но оно всегда информативно. Улыбка как расположение к моему собеседнику. Рука же как главное «техническое средство». Пространственная организация речевого общения (сокращение дистанции в прямом и переносном смысле) содействует, на мой взгляд, созданию комфортных условий, ситуации взаимного успеха. И наоборот: осторожное отношение к личностному пространству ученика, уважение его права на территориальную автономию.

Какие образовательные технологии деятельностного типа Вы используете в образовательной деятельности?

Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения , помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Считаю, что сегодня главное—это научить учиться каждого и учиться результативно. Продумываю и тщательно планирую используемые на уроке различные виды познавательной деятельности обучающихся, что делает образовательный процесс интересным и запоминающимся. Обязательно слежу за продолжительностью используемых видов деятельности обучения и их сменяемостью. Использую в практической деятельности системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса и реализую следующие современные образовательные технологии такие, как технология обучения на основе учебных ситуаций, технология уровневой дифференциации, информационно – коммуникативная технология, проблемно – диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология проектов. Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте. Во всех системах и учебно-методических комплексах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности в процессе деятельности, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Несмотря на то, что за плечами накоплен немалый опыт работы, мне всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Главная моя задача: построить процесс обучения так, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами, потому что только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё дальнейшее образование школьника.

Раздел IV. Компетенция в мотивации учебной деятельности

Какими методами и приёмами Вы пользуетесь для поддержания интереса обучающихся к преподаваемому предмету и теме?

Малокомплектная школа – это не особое образование, это образование в особых условиях. На этапе ознакомления с новым учебным материалом методы обучения, за исключением метода беседы, почти не претерпевают никаких изменений. Как и при работе с одним классом, ведущим методом остаётся объяснение учителя. Но значительная часть учебного материала требует иного. Преобладают методы устных фронтальных проверок, позволяющие при меньшей затрате времени получать сведения о знаниях всех учеников. При работе с классом комплектом в рамках реализации ФГОС на разных этапах урока, стараюсь планировать деятельность обучающихся следующим образом: коллективная форма работы. Индивидуальная форма работы. Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников, на мой взгляд, является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя. Задания творческого характера стимулируют познавательную активность обучающихся. В процессе обучения необходима атмосфера заинтересованности. Поэтому я провожу и организую на уроках и во внеклассной деятельности конкурсы, кроссворды, викторины, загадки, уроки-лекции, уроки-путешествия. На уроках решаю нестандартные задачи, задачи, содержащие вопросы из повседневной жизни. С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету организовываю самостоятельную образовательную деятельность, например, домашний эксперимент, исследовательская работа).

Как Вы мотивируете учащихся на формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования?



«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» В.А.Сухомлинский. Для формирования ответственного отношения к учению я вызываю у учащихся ощущение самостоятельности процесса поиска знаний. Ребенок должен видеть, что от него зависит результат процесса. Здесь поможет проблемное изложение материала, исследовательская деятельность детей. Ученик начинает добывать знания, а не быть пассивным потребителем. Использую разные техники для ощущения самостоятельности поиска - «Проблемные вопросы», «Узнали сами, придумали сами», «Если не знаю, хочу узнать». Вызываю у учащихся ощущение свободы выбора. Стараюсь не проговаривать слова «Вы должны, вы обязаны», а предлагать детям фразы «Вы можете, у вас есть какие-либо варианты». Меньше принуждения, больше самостоятельности. К каждому ученику надо подобрать способ предоставления самостоятельности: темы для презентаций, доклада, способ сдачи пройденного материала, а может быть и с кем сидеть на уроке. Вызываю у учащихся ощущение компетентности. Стараюсь развивать веру в себя у каждого школьника. Человек будет чем-то заниматься, если верит, что сможет это сделать. Чувство успешности играет огромную роль в процессе обучения. Обучаю детей планировать свою деятельность, что способствует более успешному выполнению поставленных задач. Ученик должен верить в достижение успеха, в возможность получения положительного результата. Показываю одобрение с моей стороны стараниям, которые прилагает ученик на уроке. Это является немаловажным фактором. Ребенок должен видеть, что его труд оценили и приняли ко вниманию. Обращаю внимание одноклассников на успехи конкретного ученика. Потребность в социальном признании необходима каждому ученику. Провожу беседы с родителями о ценности образования и стараюсь повысить его в рейтинге жизненных ценностей. Тщательно подбираю материал к уроку, постоянно корректирую его, учитывая психофизиологические особенности учеников. Предусматриваю своевременную смену деятельности. Для активизации познавательных процессов стараюсь вызывать эмоциональный отклик со стороны учеников. На уроке не должно быть равнодушных и скучающих. Для этого постоянно меняю стили и характер преподавания, ввожу нестандартные ситуации, ищу привлекательные подходы к теме, задачи с интересным содержанием, подбираю занимательные вопросы. Показываю значимость получения знаний в жизни на уроках и во внеурочное время.

Кратко представьте содержательно-критериальную основу Вашей оценочной деятельности. Приведите 1-2 примера оценочной деятельности в рамках урока и внеурочных занятий.

Оценка в начальной школе имеет огромное значение для ребёнка. Поэтому еще в 1 классе использую эмоциональную оценку - это «хорошие слова» или комплименты. «Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа «Светофорик» . Наряду с пятибальным оцениванием деятельности младших школьников, я использую в своей практике различные формы поощрения. В качестве инновационных средств применяю самоконтроль, тестирование, мониторинг качества, портфель достижений.

Раздел V. Компетенция в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

Кратко охарактеризуйте виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета и его применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Самые прочные знания – те, которые добыл сам. Поэтому применяю метод деятельностного подхода к обучению. Привлекаю детей к исследовательским работам, составлению кроссвордов, викторин на заданную тематику, презентаций, к участию в конкурсах, предметных олимпиадах. Изучение теоретических вопросов по учебным пособиям, поиск информации в сети Интернет и организация дальнейшей работы с ней.

Какие направления в работе по социализации обучающихся считаете приоритетными в своей педагогической деятельности?

В своей педагогической работе по социализации обучающихся приоритетными считаю укрепление их физического и психического здоровья, разностороннее раскрытие их личностных возможностей. Организую урочную и внеурочную жизнь младших школьников так, что учитываются индивидуальные потребности и интересы учащихся. . Своё общение с детьми реализую на принципах сотрудничества. Школа оказывает неизбежное влияние на жизнедеятельность ближайшего социального окружения: школа оказывает влияние на сельский социум, а социум - на школу. Учащиеся не только взаимодействует с другими учреждениями дополнительного образования, но и включается в систему отношений, без которых невозможна жизнь в селе. В селе имеется сельский дом культуры, больница, детская школа искусств, сельская библиотека, сельская администрация, почта. В селе есть памятники природы, которые способствуют формированию экологической культуры. Учащиеся активно принимают участие в школьных, сельских и районных мероприятиях (походы, экскурсии т.д.), акциях(«Марш парков», «Белый цветок», «Чистый двор», «Бессмертный полк»), встречи с интересными людьми села. Реализация перечисленных направлений обеспечивает воспитание учеников, как людей культурных, высоконравственных, активность которых имеет творческий и социально - значимый характер.

Раздел VI. Компетенция в области личностных качеств

Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся.

Принимать ученика таким, какой он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства. Методы эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся весьма разнообразны: беседа с детьми в трудной для них ситуации, желание понять причину эмоционального напряжения, доброе слово, поддерживающее их как в сложной, так и в радостной ситуации, привлечение ребят к проблеме одного из них, желание вызвать у них сочувствие, желание поддержать, искать пути совместного решения проблемы, беседа с родителями, чтобы глубже понять причину детских переживаний, неудач. Я стараюсь создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения. Верю в способности каждого ученика, а вера способна превращать возможность в действительность.

Какие эффективные формы взаимодействия участников образовательных отношений (родителей, обучающихся, педагогов) Вы практикуете?

Моя работа с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка. Для меня очень важно –привлечь их к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и дома. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Основная форма работы с родительским коллективом-это родительские собрания, на которых мы обсуждаем вопросы практического и теоретического характера. В условиях сельской школы с малой наполняемостью классов (объединение двух классов в один комплект) эффективна индивидуальная работа с родителями. Провожу беседы с целью обсуждения успехов и неудач детей, оказание своевременной помощи. Организую совместные праздники. Так же посещаю родителей на дому.

Какие требования к самодисциплине педагога Вы считаете важными и как Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности?

Важным профессиональным качеством считаю трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня. Профессионально необходимым качеством считаю выдержку и самообладание. Неотъемлемое профессиональное качество - справедливость. Воспитатель должен быть требовательным - это важнейшее условие его успешной работы, но требовательность должна быть разумной. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогический такт, его показателем выступает уважение к личности воспитанника. Личные качества учителя неотделимы от профессиональных: владение методикой преподавания, общая эрудиция, широкий кругозор, педагогическое мастерство и др. А главное, я считаю, что педагог должен любить детей и свою профессию!

На основании каких принципов строите свои взаимоотношения с коллегами?

Свои отношения с коллегами строю на принципах взаимоуважения, взаимопомощи. Стараюсь выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляя себя как член команды при разработке и реализации различных проектов и совместных дел. Стараюсь разобраться во всех вопросах, с которыми ко мне обращаются коллеги, выслушать их, понять их точку зрения.

nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library...yatelnosti-uchitelya

nsportal.ru/user/153127/page/tekhnologiya-deyateln...a-v-nachalnoy-shkole

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/07/os...realizatsii-fgos-noo

base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

sh15.nevinsk.ru/obrazovatelnyie-programmyi



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Алексеевна!

8 January 2021

Мария Александровна, благодарю за отзыв!

8 January 2021

Очень полезная информация! Спасибо!

9 January 2021

Наталья Алексеевна, спасибо!

27 March 2021

Пожалуйста, Людмила Павловна))

27 March 2021

Наталья Алексеевна, Вы - умница! Замечательный самоанализ! Так помогает мне. Ничего лишнего, все просто и по делу.

12 February 2022