12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кадырова Илюза Юлаевна713
Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям)))
Россия, Башкирская респ., Кумертау

Примерный список оцениваемых лабораторных работ по программе И.Н. Пономаревой и др.

6 класс.

Строение растительной клетки (на примере листа элодеи и кожицы лука).

Строение семени двудольных и однодольных растений.

Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы)

Строения корневища, клубня и луковицы.

Строение цветка

Черенкование комнатных растений

Строение шишек и семян хвойных растений.

Внешнее строение плесневого гриба мукора.

7 класс.

Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших.

Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков

Изучение коллекций насекомых – вредит елей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.

Изучение внешнего строения рыб. Определение возраста рыбы по чешуе.

Изучение скелета лягушки.

 Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Внешнее строение птиц.

Изучение строения скелета млекопитающего.

8 класс.

Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

Просмотр  микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.

Выяснение действия прямых и обратных связей.

9 класс.

Сравнение растительной и животной клетки.

Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Решение генетических задач.

Изменчивость – общее свойство организмов.

10 – 11 классы (базовый уровень).

Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды.

Морфологическое описание одного вида растений.

Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице.

Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном (пустынном) биогеоценозе.

Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных.

Выявление идиоадаптации у насекомых (коллекция) или растений (виды традесканции, бегонии или др.).

Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, ностка) и эукариот  (растения, животного, гриба).

Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука.

Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белков, жира).

10 – 11 классы (профильный уровень)

Оцениваются все работы.

Примерный список оцениваемых лабораторных работ по программе

 В.В. Пасечника и др.

6 класс.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом.

Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.

Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения цветка.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

7 класс.

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Изучение внешнего строения птиц.

Изучение особенностей различных покровов тела.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

8 класс.

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

Коленный рефлекс и др.

Микроскопическое строение кости.

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Действие ферментов слюны на крахмал.

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа.

9 класс.

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Выявление изменчивости организмов.

Изучение морфологического критерия вида.

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Лабораторные работы 8 класс

Лабораторная работа .№1. 
«Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом». 

Цель: дать представление о строении тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). 
Оборудование: гистологические препараты, микроскопы. 
Ход работы: 
1. Рассмотрите клетку. Найдите ядро, цитоплазму и мембрану. Зарисуйте клетку и подпишите ее основные части. 
2. Рассмотрите микропрепарат « Однослойный эпителий» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на компактность прилегания клеток в эпителиальных тканях и слабую развитость межклеточного вещества. С чем это связано? Где в человеческом организме встречается однослойный эпителий? 
3. Выясните, какие части клеток видны на микропрепарате. Найдите в клетке оболочку, ядро и цитоплазму. Зарисуйте несколько клеток ткани и подпишите её части. 
4. Рассмотрите микропрепарат «Гиалиновый хрящ» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на развитость межклеточного вещества. С чем это связано? Клетки хряща располагаются группами. Какую форму имеют клетки хряща? Где в человеческом организме встречается хрящевая ткань? 
5. Зарисуйте хрящевую ткань. Подпишите все структурные компоненты данной ткани. 
6. Рассмотрите микропрепарат «Гладкая мышечная ткань» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание, что клетки имеют веретеновидную форму и как бы собраны в единый пучок. 
7. Зарисуйте гладкую мышечную ткань. Где встречается в человеческом организме гладкая мышечная ткань? 
8. Рассмотрите микропрепарат «Нервные клетки» сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на звёздчатую форму клеток нервной ткани и наличие отростков. С чем это связано? В каких органах человеческого организма встречается нервная ткань? 
9. Зарисуйте нейрон, обозначьте характерные элементы строения. 
10. Оформите результаты работы в тетради в виде таблицы 

Вывод: сделайте вывод о выполненной работе. 

Лабораторная работа № 2. 
«Изучение коленного рефлекса» 

Цель: Изучить коленный рефлекс. 
Оборудование: резиновый молоточек. 

Ход работы: 

Пояснение. Коленный рефлекс – это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге. Он проявляется у всех здоровых людей. В условиях данного опыта он никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушены.

1. Испытуемый усаживается на стул и забрасывает одну ногу на другую. Резиновым молоточком или ребром ладони производится легкий удар в область нижней части сухожилия коленной чашечки. Возбуждение, возникающее при этом в сухожильной связке, передается на мышцы передней стенки бедра, и нога выбрасывается вверх-вперед, разгибаясь в коленном суставе. Разгибание происходит за счет чувствительного и двигательного нейронов, что и называется коленным рефлексом. 
2. Запишите свои наблюдения. 
3. Сделайте рисунок рефлекторной дуги. 
4. Сформулируйте вывод. 

Лабораторная работа № 3 «Изучение остроты зрения и слуха» 
Цель: определить нижний абсолютный порог зрительного ощущения путем измерения коэффициента остроты зрения. Научиться определять остроту слуха. 
Оборудование: таблица Д.А. Сивцева, метр, указка. 

Ход работы: 

1. Определение остроты слуха. 
Отойдите от испытуемого на расстоянии 5 м. 
Шепотом произнесите слова, которые имеют низкую частотную характеристику: это слова в состав которых входят гласные у, о, согласные м,н,р,в .Например, ворон, двор, номер, Муром, куры. 
Затем отойдите от испытуемого на большее расстояние – 7-10 м. 
Шепотом произнесите слова, которые имеют высокую частотную характеристику: часы, щи, чашка, заяц, шерсть, шесть, семь. 
Если испытуемый хорошо слышит правым и левым ухом и сумел повторить все слова, то работу можно прекратить. Если нет, то испытуемого необходимо посадить на близкое расстояние 
Произнесите слова со средней или так называемой разговорной грамотностью. 
В тех случаях, когда и такая громкость различается плохо, используйте речь усиленной громкостью. 

2. Определение остроты зрения 
Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. С левой стороны каждого ряда таблицы указано расстояние в метрах (), с которого каждый элемент буквы должен быть виден при нормальной остроте зрения (т.е. под углом 1). С правой стороны указана острота зрения (), которую рассчитывают по формуле: Ко.з = а/5, где а – усредненное значение расстояния, с которого испытуемый увидел разрыв в кольце; 5 – расстояние, с которого виден разрыв при нормальном зрении. 
Таблица должна быть укреплена на хорошо и равномерно освещенном месте. Испытуемого следует посадить (или поставить) на расстоянии 5 метров от таблицы и закрыть один глаз щитком. Экспериментатор встает так, чтобы не затемнять ее, и указкой показывает буквы, постепенно переходят от крупных к мелким. Последняя строчка, которую испытуемый называет безошибочно или с некоторыми ошибками (не более 20%), служит показателем остроты зрения для данного глаза. Например, если испытуемый видит 5-ю строчку с 5 метров, а должен видеть с расстояния 12,5, то острота зрения этого глаза 5 = 0,4. 
3. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого, запишите результаты определения остроты зрения.. 


 

Лабораторная работа №4 
«Изучение свойств декальцинированной и прокаленной кости». 

Цель: Изучить химический состав костей, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости. Установить зависимость свойств кости от состава. 
Оборудование: прокаленные, декальцинированные и нормальные кости, салфетки. 

Ход работы: 
1. Ответьте на вопросы, изучив свойства костей. 
2. Результаты наблюдений отметьте в таблице. 

Вид кости 
Свойства кости Прокаленная Декальцинированная Нормальная. 
Твердость 
Хрупкость 
Упругость 
Гибкость 
Прочность 
Из каких веществ состоит? 

- Какими свойствами обладает нормальная кость? Из каких веществ она состоит? 
- Какими свойствами обладает прокаленная кость? Из каких веществ она состоит? 
- Что происходит с веществами при прокаливании кости?........... 

- Какими свойствами обладает декальцинированная кость? Из каких веществ она состоит? 
- Какие изменения происходят с костями, которые находились в кислоте?...... 

3. Сделайте вывод о единстве состава и свойств кости. Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на ее свойства? 

Лабораторная работа № 5 «Первая помощь при переломах, растяжении, вывихах» 

Цель: изучить основные способы оказания первой медицинской помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 
Оборудование: эластичный бинт, марлевый бинт, шины, косынка, вата. 

Ход работы: 
1. Описать особенности поврежденной в результате растяжения конечности и этапы оказания первой помощи. Отработать навыки наложения фиксирующей повязки на голеностопный сустав. 


2. Описать внешний вид сустава и этапы первой помощи при вывихе. Отработать этапы фиксации конечности с помощью бинта или косынки. 

3. Опишите закрытые и открытые переломы конечностей и этапы первой помощи. Отдельно опишите первую помощь и при травмах черепа и позвоночника. Отработайте приемы наложения шины на условно поврежденный участок (можно использовать в качестве шины подручные материалы – картон, дощечки) Зачем накладывают шины? 
4. Вывод: почему накладывают шины на два соседних сустава? 
Зачем нужна мягкая подстилка под шину? 
Что необходимо делать после оказания первой помощи? 

Лабораторная работа № 6 «Антропометрический метод определения уровней роста и развития организма». 
Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития. 
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента. 
Ход работы: 
Измерение роста Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат. 
Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.. 
Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат запишите. 
1. Заполните таблицу. 
Рост Окружность грудной клетки Вес 
спокойное дыхание максимальный вдох максимальный выдох 

2. Сделайте вывод о степени вашего физического развития. 

Лабораторная работа № 7 
«Рассмотрение микропрепарата мазка крови: сравнение эритроцитов крови человека и лягушки. Первая помощь при кровотечениях». 

Цель: выяснить особенности строения крови человека и лягушки. Научиться накладывать жгут, уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечениях, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы. 
Оборудование: готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт. 

Ход работы: 1. Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки? Подумайте, почему при рассматривании в световом микроскопе эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают. 
Зарисуйте по 2–3 эритроцита из каждого препарата крови и один лейкоцит из препарата крови человека. 
Найдите черты сходства эритроцитов крови человека и лягушки. 
Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чем их различие? 
Заполните таблицу 
Признаки сравнения Эритроциты лягушки Эритроциты человека 
Размеры 
Форма 
Количество 
(в поле зрения) 
Наличие ядра 

2. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения. 
Забинтуйте место условного повреждения артерии. 
3.Вывод 
Ответьте на следующие вопросы. 
Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода и почему? 
Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий: 
1. Сначала надо определить вид кровотечения, так как... 
2. Жгут следует накладывать... места повреждения, так как... 
3. Жгут надо накладывать так, чтобы... 
4. Жгут надо держать примерно... часа, так как... 

Лабораторная работа № 8 
«Определение пульса. Измерение кровяного давления». 

Цель: отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях. 
Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой. 
Ход работы: Определение пульса 
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами. 
1. Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний. 
2. Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса. 
Оценка результатов 
Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке. 
Артериальное давление 
Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз. 
1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод. 
2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст. 
Артериальное (АД): 
АДсист. = 1,7 х возраст + 83 
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42 
Пульсовое (ПД): 
ПД = АДсист. — АДдиаст. 
Среднее артериальное (АДср): 
Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст. 
Оценка результатов 
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице. 
Таблица. Средние показатели максимального 
и минимального давления крови для учащихся 

Возраст, лет Мальчики Девочки 
7-8 98/66 98/67 
9-10 102/69 102/70 
11-12 105/71 105/72 
13-14 109/73 109/74 
15 112/75 112/72 
16 118/73 116/72 
17 119/75 118/76 
18 120/80 120/80 
Вывод: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему? 

Лабораторная работа № 9 «Измерение жизненной емкости легких спирометром». 
Цель: Научиться определять жизненную емкость легких. Определение функционального состояния собственной дыхательной системы по данным ЖЕЛ. 
Оборудование: спирометр 
Ход работы: 
Жизненная емкость легких, т.е. максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха, определяется с помощью прибора, который называется спирометр. 
1. Продезинфицировав трубку спирометра в растворе перманганата калия, возьмите ее в рот. 
2. Держа трубку во рту, сделайте самый глубокий вдох, а затем очень глубокий выдох через трубку спирометра. Когда выдыхание будет закончено, по шкале спирометра определите ЖЕЛ, и запишите данные в тетрадь. 
Для того чтобы рассчитать, какая ЖЕЛ должна быть у человека, можно воспользоваться следующими формулами: 
ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 * рост (м), ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 * рост (м), где ЖЕЛ выражена в литрах (л), рост в метрах (м); 2,5 и 1,9 - коэффициенты, найденные экспериментальным путем. 
Если реальная ЖЕЛ окажется равной или большей, чем вычисленные величины, результаты следует считать хорошими. 
ЖЕЛ взрослых людей колеблется до 5000 мл. 
У учащихся 8 класса она в среднем около 3200-3800 мм. Расчеты и результаты запишите в тетрадь. 
Вывод: Что такое жизненная ёмкость легких? Как изменяются физиологические объемы легких с возрастом? 
Лабораторная работа № 10 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал». 
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. 
Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты. 
Ход работы: 
1. Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта. 
2. Зажмите марлю между ладонями на 2—3 мин. 
3. Затем в небольшую емкость налить водный раствор йода и поместить туда марлю. 
4. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта. 

4. Вывод: 
Запишите результаты работы. 
Какие изменения происходят с пищей в ротовой полости? 

Лабораторная работа № 11 «Определение норм питания, составление пищевых рационов». 
Цель: научиться грамотно, составлять суточный пищевой рацион человека. 
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности. 
Ход работы: 
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил: – калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии; 
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей — возраста), количество белков, жиров и углеводов; 
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 — 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности); 
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда; 
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения. 
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи. 
Таблица. Суточные энергетические потребности и нормы питательных веществ в пище детей и подростков. 

Возраст кДж Белки, г Жиры, г Углеводы, г 
5-7 7 560 000-9660 000 65-70 75-80 210-300 
15-16 13 440 000-14 700 000 100-120 90-110 450-500 
1. Составьте суточный пищевой рацион для двух групп: дети 5 — 7 лет и подростки 15 — 16 лет. 

2. Результаты расчетов занесите в таблицу. 
Таблица. Состав суточного пищевого рациона. 
Режим питания Название продукта Масса, г Содержание во взятом количестве продукта Калорийность 
1-й завтрак 
2-й завтрак 
Обед 
Ужин

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.