Рабочая программа по биологии для 6 класса по УМК И.Н. Пономаревой

0
0
Материал опубликован 12 April 2022













Рабочая программа

по биологии для 6-го класса

МБОУ «Алешкин - Саплыкская средняя общеобразовательная

школа им. Дементьева В.С.» Дрожжановского муниципального района

Республики Татарстан




Учитель Лукьянова Елена Валериевна

Категория I









Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1

от « » __________ 2021 г.









2021 / 2022 учебный год

Содержание курса биологии.

Глава 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Глава 2. Органы растений (8 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Лабораторная работа № 1

«Изучение строения семени фасоли».

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Лабораторная работа № 2

«Строение корня проростка».

Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Лабораторная работа № 3

«Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторная работа № 5

«Черенкование комнатных растений».

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения. Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Глава 5. Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия № 1 «Весенние явления в жизни экосистем»


Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Познавательные УУД:

умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить необходимую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.



























Календарно – тематическое планирование.

Биология

(35 часов – 1 раз в неделю)

Класс 6

Учитель Лукьянова Елена Валериевна

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.



Дата факт.

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4ч)

1

Царство Растений. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений

1

06.09.21


2

Входная контрольная работа

1

13.09.21


3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

20.09.21


4

Ткани растений

1

27.09.21


Тема 2. Органы растений (8ч)

5

Семя, его строение и значение
Лабораторная работа 1

«Строение семени фасоли». Условия прорастания семян

1

04.10.21


6

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка»

1

11.10.21


7

Контрольная работа за 1 четверть

1

18.10.21


8

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа 3

«Строение вегетативных и генеративных почек»

1

25.10.21


9

Лист, его строение и значение

1

08.11.21


10

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

1

15.11.21


11

Цветок, его строение и значение


1

22.11.21


12

Плод. Разнообразие и значение плодов


1

29.11.21


Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

13

Минеральное питание растений. Воздушное питание растений — фотосинтез

1

06.12.21


14

Дыхание и обмен веществ у растений

1

13.12.21


15

Контрольная работа за 2 четверть

1

20.12.21


16

Размножение и оплодотворение у растений


1

27.12.21


17

Вегетативное размножение растений и его использование человеком .

Лабораторная работа 5

«Черенкование комнатных растений»

1

17.01.22


18

Рост и развитие растений

1

24.01.22


19

Обобщение знаний по темам: «Наука о растениях – ботаника», «Органы растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений».

1

31.01.22


Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

20

Систематика растений, её значение для ботаники

1

07.02.22


21

Водоросли, их многообразие в природе.

1

14.02.22


22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Лабораторная работа 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений».

1

21.02.22


23

Плауны. Хвощи. Папоротники.
Их общая характеристика.

1

28.02.22


24

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

07.03.22


25

Контрольная работа за 3 четверть

1

14.03.22


26

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

21.03.22


27

Семейства класс Двудольные.

1

11.04.22


28

Семейства класс Однодольные

1

18.04.22


29

Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений.

Дары Старого и Нового Света

1

25.04.22


Тема 5. Природные сообщества (5 ч)

30

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме.

1

02.05.22


31

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы».

1

02.05.22


32

Совместная жизнь организмов
в природном сообществе.

1

09.05.22


33

Смена природных сообществ и её причины

1

16.05.22


34-35

Итоговая контрольная работа

Обобщение знаний по курсу «Биология».

2

23.05.22

30.05.22


Итого: 35 часов

Лабораторная работа – 6

Экскурсия – 1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.