Рабочая программа по биологии для 6 класса по УМК И.Н. Пономаревой
Рабочая программа
по биологии для 6-го класса
МБОУ «Алешкин - Саплыкская средняя общеобразовательная
школа им. Дементьева В.С.» Дрожжановского муниципального района
Республики Татарстан
Учитель Лукьянова Елена Валериевна
Категория I
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от « » __________ 2021 г.
2021 / 2022 учебный год
Содержание курса биологии.
Глава 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Глава 2. Органы растений (8 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторная работа № 1
«Изучение строения семени фасоли».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторная работа № 5
«Черенкование комнатных растений».
Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения. Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Глава 5. Природные сообщества (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия № 1 «Весенние явления в жизни экосистем»
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
умение применять полученные знания в практической деятельности.
2. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Познавательные УУД:
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить необходимую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.
3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Календарно – тематическое планирование.
Биология
(35 часов – 1 раз в неделю)
Класс 6
Учитель Лукьянова Елена Валериевна
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4ч) | ||||
1 | Царство Растений. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений | 1 | 06.09.21 | |
2 | Входная контрольная работа | 1 | 13.09.21 | |
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | 20.09.21 | |
4 | Ткани растений | 1 | 27.09.21 | |
Тема 2. Органы растений (8ч) | ||||
5 | Семя, его строение и значение «Строение семени фасоли». Условия прорастания семян | 1 | 04.10.21 | |
6 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 1 | 11.10.21 | |
7 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 18.10.21 | |
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | 25.10.21 | |
9 | Лист, его строение и значение | 1 | 08.11.21 | |
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 1 | 15.11.21 | |
11 | Цветок, его строение и значение | 1 | 22.11.21 | |
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | 29.11.21 | |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч) | ||||
13 | Минеральное питание растений. Воздушное питание растений — фотосинтез | 1 | 06.12.21 | |
14 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | 13.12.21 | |
15 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 20.12.21 | |
16 | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | 27.12.21 | |
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком . Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | 1 | 17.01.22 | |
18 | Рост и развитие растений | 1 | 24.01.22 | |
19 | Обобщение знаний по темам: «Наука о растениях – ботаника», «Органы растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений». | 1 | 31.01.22 | |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч) | ||||
20 | Систематика растений, её значение для ботаники | 1 | 07.02.22 | |
21 | Водоросли, их многообразие в природе. | 1 | 14.02.22 | |
22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». | 1 | 21.02.22 | |
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 | 28.02.22 | |
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 07.03.22 | |
25 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | 14.03.22 | |
26 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 21.03.22 | |
27 | Семейства класс Двудольные. | 1 | 11.04.22 | |
28 | Семейства класс Однодольные | 1 | 18.04.22 | |
29 | Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света | 1 | 25.04.22 | |
Тема 5. Природные сообщества (5 ч) | ||||
30 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. | 1 | 02.05.22 | |
31 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы». | 1 | 02.05.22 | |
32 | Совместная жизнь организмов | 1 | 09.05.22 | |
33 | Смена природных сообществ и её причины | 1 | 16.05.22 | |
34-35 | Итоговая контрольная работа Обобщение знаний по курсу «Биология». | 2 | 23.05.22 30.05.22 | |
Итого: 35 часов Лабораторная работа – 6 Экскурсия – 1 |