Статья на тему «По ступенькам к здоровью, от детского сада к школе»
По ступенькам к здоровью, от детского сада к школе.
Автор: Гнездилова Виктория Ивановна
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 39 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга
«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать
потребность быть здоровым».
Физкультура в детском саду – это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Конечно, все родители хотят видеть своего малыша активным, здоровым и жизнерадостным. Для того чтобы он всегда оставался таким, основы необходимо заложить еще с детства. Для обеспечения здоровья ребенка проводятся обязательные занятия физкультурой в детском саду.
Движение - здоровье, движение-радость, движение- развитие. Через движение ребенок находит выход в своей неумолимой жажде познания, энергии, фантазии. Движение создают условия для создания интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение- это жизнь ребенка, его стихия!
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером, играют в тихие игры на полу.) Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление.
Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров, т.к. развитие, приобретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие- это два связанных друг с другом процесса.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
«Берегите здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней жизни. Растить детей здоровыми, сильными- задача каждого дошкольного учреждения. Поэтому в нашем детском саду актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками. Темы проектов по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства являются не только социально значимыми, но и вызывают личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас». В соответствии с задачами воспитания в ДОУ определяются темы проектов. Совместными усилиями с родителями были реализованы проекты «Моя семья», «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу», «Спорт в нашем городе», «Защитники Отечества», «День Здоровья».
Печатные консультации, буклеты:
—«Как собрать ребенка в школу»,
— «Подвижные игры для будущих первоклашек»,
— «Школьная спортивная форма»,
— «В какую секцию отдать будущего первоклассника» и т.д.;
Вышеуказанные проекты включают различные виды деятельности и формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Это и спортивные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья», акция «Самокатогонка», конкурс коллажей «Спортивная семья», «Готов к Труду и Обороне», «Я б в Пожарные пошел», «Вперед, Россия!», спортивные выходные для всей семьи.
Система работы над каждым проектом включает:
- непрерывную образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий
- взаимодействие всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
- взаимодействие с социальными партнерами города.
Реализованные проекты способствуют созданию атмосферы психологического благополучия воспитанников, подготовка к школе, развитию у них творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков. В этом учебном году в ходе реализации задачи по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства планируется реализация проектов «Космос», «Самокатогонка», «День Победы».
Более 5 лет дошкольное учреждение активно сотрудничает с ВАА, с Военной Артиллерийской Академией. Академия с удовольствием участвует в проектах, такие как «День защитника Отечества», «День Победы». Офицеры и курсанты рассказывают дошкольникам о своей профессии, играют в игры. Таким образом, своим примером, прививают любовь к своей Стране. Дети готовятся к встрече, дарят памятные рисунки.
В этом году ГБДОУ активно участвовал в программе Всероссийского спортивного комплекса ГТО, полноценная программная и нормативная основа физического воспитания детей массового спорта и оздоровление нации. Где все дети сдали установленные нормативы трудности, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому знаку отличия.
Детский сад активно сотрудничает с Муниципальным Образованием Адмиралтейский округ в рамках проектов «Мы выбираем Спорт», «Вперед Россия!», посвященный Дню Независимости Страны,
Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физической подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.