Конспект занятия для детей с нарушениями письменной речи, вызванными ФФН
Конспект открытого занятия
с нарушениями письма, вызванными ФФН
Тема: «Дифференциация звуков ч-т»
Цель: закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков в словах, слогах и текстах.
Задачи:
Обучающие -
-
Упражнять в подборе родственных слов.
Учить составлять слова, подбирать слова к схемам, работать над предложением.
Закрепить навыки чтения.
Развивающие -
Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные
Воспитывать умение работать в коллективе; слушать и оценивать ответ товарища.
Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Оборудование: картинки, зеркала, цифры 1- 10, рабочие тетради
Ход занятия
Организационный момент.
Садится тот, кто повторит слоговую дорожку
Та – ча – та - ча,
Ту – чу – чу – ту,
Ач – ать – ать – ач,
Уть- уть – уч – уч.
Повторение пройденного.
Установление сходства (согласные, глухие) и различия (на звук ч язык находится за верхними зубами, губы » трубочкой», при звуке ть язык ударяется о верхние зубы, а губы в улыбке ) между звуками.
Речевая зарядка – игра «Измени слово»
Мяч - мять печка- Петька речка- редька печь – петь
Вечер – ветер зачем – затем ткач – ткать честно – тесно
Дидактическая игра «Собери букет»
На доске картинки с изображениями цветов черёмухи и тюльпана. К картинке с черёмухой дети подбирают картинки – лепестки со звуком ч, а к картинке с тюльпаном – картинки – лепестки со звуком ть.
Послушайте, как интересно: предмет становится меньше, а слово, которое его обозначает – длиннее.
Бак – бачок – бачочек
Бык - бычок – бычочек
Бок – бочок – бочочек
Знак – значок – значочек
Крюк – крючок – крючочек
Внук – внучок - внучочек
Очень ласковые слова. Бывает, бабушка и дедушка так любят внука, что готовы всё сделать за него.
Физкультминутка.
Вот пришёл из сада мальчик,
Поднимает кверху пальчик,
Манит дедушку: - Дедульчик!
Принеси-ка быстро стульчик!
Расстегни-ка мне замочек!
Опусти воротничёчек!
Ой! Запутался шнурочек.
Развяжи-ка узелочек!
И поправь-ка мне носочек!
Бабушка спешит:- Ах, внучек!
Хочешь есть? Покушай супчик!
Съешь бульончик! Вот батончик,
Вкусный блинчик, пышный пончик!
Вот огурчик, баклажанчик,
Апельсинчик и бананчик!
- Я наелся! Ну,бабульчик!
Я возьму ещё бананчик
- Эй, дедульчик!- крикнул мальчик,
- Принеси-ка мне журнальчик!
И не шаркай так, дедульчик!
Воду выключи, бабульчик!
Не шумите! И – молчок!
Отдыхает ваш внучок!!!
Определить место звука в словах (по цифровому ряду):
Ч – стучал, чучело, точечки, столичный, тысяча, распечатал, стручок, чемоданчик, торчать, чересчур, находчивый, чистосердечный, течёт;
Т – терпеть, тетерев, потерять, тяжести, часть, требовать, чтение, учитель, третий, увеличить, теребить, четверть, тюбетейка, чистить.
Предложения для анализа и схематической записи:
К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку. Птичка влетела и стала клевать хлебные крошки.
Разбор с комментариями.
Прочитать стихотворение, вставляя пропущенные буквы ч ,т:
Буквы разные писа*ь тонким пёрышком в *етрадь у*ат в школе…Вы*ита*ь и умножа*ь, малышей не обижа*ь.
Работа в парах - оценка работы товарища.
Подведение итога занятия.