Технологическая карта урока для 7 класса «Природа Африки»
География 7 класс. Технологическая карта урока Особенности природы Африки
Тип учебного занятия по дидактической цели – вводный урок
Форма урока: урок-путешествие
Тип урока по структуре: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: работа в группах
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, презентация
Задачи урока: научатся определять физико-географическим положением Африки. Получат возможность научиться рассматривать влияние ФГП на природу Африки.
Планируемые результаты:
личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение.
метапредметные: формирование навыков обработки новой информации; Ознакомление с характерными чертами ФГП Африки; своеобразие природы, умение охарактеризовать ГП материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.
предметные результаты: формирование у обучающихся умения определять географическое положение материка, умение обозначать на контурной карте географические объекты материка Африка, умение анализировать влияние ФГП материка Африки на его природу.
Коммуникативные УУД: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Регулятивные УУД: Определять цель и задачи; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.
Познавательные УУД: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать, сравнивать географические объекты, выявлять причины и следствия явлений. Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне. Представлять информацию в разных формах.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Смысловые блоки содержания |
Познавательные задачи для обучающихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационно - мотивационный этап урока |
||||||||||||||||||||||||||||||
Создание мотивационной установки |
Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и я желаю вам удачи Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Но путешествовать, можно не покидая школьного кабинета. Наш урок проведем в форме воображаемого путешествия. А вот куда мы совершим путешествие Вы узнаете прослушав детскую хорошо знакомую Вам песенку! - Какой материк мы будем изучать? |
Обучающиеся слушают песенку |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
|||||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока |
И в путешествие мы отправимся по самому жаркому материку - Африке . Африка – удивительный материк. Что вы о нем знаете? С чего же нам начать изучать ? Конечно с природы, правильно. Назовите тему нашего урока. |
Ответы учащихся : Изве- эт - самый жаркий, это второй по - второй по площади материк Земли. - является родиной кофе Зде -распо - самая большая пустыня в мире, Тема урока: Природа Африки |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание |
Для того, чтобы отправиться в путешествие необходимо определить его цель я вам в этом помогу , и так Когда знакомимся с материком и описываем природу, то что мы изучаем ? ( географическое положение , рельеф , климат , внутренние воды, природных зонах и органическом мире) Значит, цель нашего путешествия……. ( цель урока).
А достигнуть этой цели , мы постараемся в ходе нашей с вами совместной деятельности и вашей самостоятельной работы. Для путешествия нам понадобятся контурные карты « Африка» и рабочие лист . Запишите тему урока в свой рабочий лист Мы в Африку с вами отправимся ныне, Сообщение 2 учащихся |
Определить физико-географическим положением Африки. Рассмотреть влияние ФГП на природу Африки. Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии. |
||||||||||||||||||||||||||||
станция «географическая» определим географическое положение материка План ФГП материка ( слайд) у вас в учебнике стр 66 Давайте же в учебнике найдем площадь Африки с островами.
|
Площадь с островами -30,3 млн км2 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Работа в контурных картах |
Положение относительно экватора. - Положение по отношению к нулевому меридиану. Относительно тропиков - Как расположен материк относительно других материков?
- Крайние точки. - Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. в учебнике, мы определим в градусах
|
Определяют ФГП материка по плану - Физическая карта мира 1Линия экватора делит Африку на две неравные части - большая часть остается в северном полушарии, меньшая относится к полушарию южному. Нулевой меридиан делит Землю на Восточное и Западные полушария и проходит через Африку, но только по ее западной оконечности. Большая часть Африки расположена между тропиками (в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южным). Относительно других материков:
Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д. Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д. Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д. Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д. С севера на юг складываем широту 37+34 = 71 С запада на восток складываем долготу 17 + 52 =69 |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные : формировать умения работать с информацией, с картой. выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные |
|||||||||||||||||||||||||||
Работа с атласом и контурной картой |
Станция « мореплаватели» А сейчас мы совершим небольшое воображаемое путешествие вокруг Африки, (Учащиеся работают группами, каждая группа получает индивидуальное задание – найти географические объекты, показать на карте, подписать на контурной карте). Сверим уважаемые путешественники наши работы |
отмечают контурных картах особенности береговой линии Африки |
||||||||||||||||||||||||||||
станция «Историческая» Продолжаем дальше изучение материка, которое невозможно без истории исследований и открытий. Раннее групп учащимся было дано задание подготовить информацию об исследователях и путешественниках .
Сверим наши записи |
Сообщение учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Ребята, вы, наверное, устали, путешествуя по Африке. Давайте остановимся, сядем в тенёчке и немного отдохнём, послушаем звуки природы. Закройте глаза. Какие картины вам представились? |
Слушают звуки природы. Учащиеся рассказывают о своих ощущениях во время прослушивания шума водопада, реки, ветра. |
||||||||||||||||||||||||||||
Работа с учебником |
Рассмотрев географическое положение материка, продолжаем наше путешествие . Обратимся к особенностям природы Африки. Станция Исследовательская Вы самостоятельно исследовали природу материка работая в группах Группа геоморфологи Подведем итог вашей исследовательской работе Каждая группа оформит отчет о проделанной работе , и познакомит с ним участников других групп
Проблемный вопрос : «Почему в рельефе Африки преобладают равнины и нет длинных горных цепей.»
Группа климатологи
С помощью карты климатических поясов ответьте на вопросы в каких поясах расположен материк?
Сделайте вывод о климате материка.
Какие пустыни расположены на материке?
Назовите их 1 учащийся у доски показывает их Группа гидрологи Крупнейшие реки материка: Нил- самая длинная река в . (краткая характеристика рек по слайдам) Конго – самая полноводная Замбези – четвертая река, знаменита водопадом Виктория. ( видео водопада) Озера в Африке располагаются в основном в тектонических разломах: Виктория, Ньяса, Танганьика. Проблема Найдите на карте озеро Чад. Почему его берега показаны точками? Как объяснить это явление? Решение проблемы: с озером Чад связана ещё одна особенность. Бессточные озёра как правило солёные, но в озере Чад вода пресная. С чем это связано? В каком клим.поясе практически нет рек? |
Подведем итоги. Преобладающие высоты 200-1000 м., в рельефе преобладают возвышенности и плоскогорья. 4.Складчатым областям соответствуют горы. 5.Африка богата полезными ископаемыми. В Северо-Западной части преобладают осадочные полезные ископаемые, а в Юго-Восточной части - магматические и метаморфические полезные ископаемые. 1 учащийся показывает на карте
Выполняют задание Работают с картой. Дают описание климата: Экваториальный климат – всегда жарко, большое количество осадков Субэкваториальный – смена двух сезонов – сухого и влажного Тропический – сухо и очень жарко Субтропический – жаркое и сухое лето, прохладная и дождливая зима. В Атласских горах выпадает снег. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты) Вывод: Африка- самый жаркий материк.
На севере материка - пустыня Сахара – самая большая пустыня в мире. -На юге – Калахари и пустыня Намиб.
Примерно в 900 километрах к северо -востоку от Чада находится обширная котловина Боделе, лежащая примерно на 80 метров ниже уровня озера. К ней из озера протянулся скрытый под землей водный поток. Так путем подземного стока озеро Чад медленно, но постоянно обновляет свои воды, не давая им становиться солеными. Тропический пояс, нет рек. |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные |
|||||||||||||||||||||||||||
3. Подведение итогов урока |
||||||||||||||||||||||||||||||
Вот и закончилось наше путешествие . Мы сегодня хорошо поработали на уроке. Давай сделаем вывод Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка? Выполните тест кто хочет стать отличникам Проверка слово «Виктория» |
т.к. пересекает экватор, то территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие. т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек. |
|||||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексивный этап урока |
||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональная рефлексия |
Я прошу продолжить предложение. сегодня я узнал… Эмоциональная Бермудский треугольник – ничего непонял О-в неопределенности - кое что не понятно О-в Просветления все понял |
|||||||||||||||||||||||||||||
4. Объяснение домашнего задания |
||||||||||||||||||||||||||||||
Кто не хочет так быстро прощаться с Африкой предлагаю задания на выбор: Спасибо за урок. |
Прочитать параграф 22 к/к на нанести полезные ископаемые Составить эмблему Африки, которая бы отражала внутренние воды и природные зоны материка. |