Технологическая карта урока для 7 класса «Природа Африки»

5
0
Материал опубликован 31 July 2018 в группе

География 7 класс. Технологическая карта урока Особенности природы Африки

Тип учебного занятия по дидактической цели – вводный урок

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока по структуре: комбинированный

Форма организации учебной деятельности: работа в группах

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, презентация

Задачи урока: научатся определять физико-географическим положением Африки. Получат возможность научиться рассматривать влияние ФГП на природу Африки.

Планируемые результаты:

личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение.

метапредметные: формирование навыков обработки новой информации; Ознакомление с характерными чертами ФГП Африки; своеобразие природы, умение охарактеризовать ГП материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.

предметные результаты: формирование у обучающихся умения определять географическое положение материка, умение обозначать на контурной карте географические объекты материка Африка, умение анализировать влияние ФГП материка Африки на его природу.

Коммуникативные УУД: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Регулятивные УУД: Определять цель и задачи; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Познавательные УУД: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать, сравнивать географические объекты, выявлять причины и следствия явлений. Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне. Представлять информацию в разных формах.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

 

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для обучающихся

 

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационно - мотивационный этап урока

 

Создание мотивационной установки

Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и я желаю вам удачи Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. Но путешествовать, можно не покидая школьного кабинета. Наш урок проведем в форме воображаемого путешествия.

А вот куда мы совершим путешествие Вы узнаете прослушав детскую хорошо знакомую Вам песенку!

- Какой материк мы будем изучать?

Обучающиеся слушают песенку

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Определение темы урока

И в путешествие мы отправимся по самому жаркому материку - Африке .

Африка – удивительный материк. Что вы о нем знаете?

С чего же нам начать изучать ?

Конечно с природы, правильно.

Назовите тему нашего урока.

Ответы учащихся :

Изве- эт - самый жаркий,

это второй по - второй по площади материк Земли.

- является родиной кофе

Зде -распо - самая большая пустыня в мире,

Тема урока: Природа Африки

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Целеполагание

Для того, чтобы отправиться в путешествие необходимо определить его цель я вам в этом помогу , и так

Когда знакомимся с материком и описываем природу, то что мы изучаем ? ( географическое положение , рельеф , климат , внутренние воды,  природных зонах и органическом мире) Значит, цель нашего путешествия……. ( цель урока).


 

А достигнуть этой цели , мы постараемся в ходе нашей с вами совместной деятельности и вашей самостоятельной работы.

Для путешествия нам понадобятся контурные карты « Африка» и рабочие лист .

Запишите тему урока в свой рабочий лист

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Сообщение 2 учащихся

Определить физико-географическим положением Африки.

Рассмотреть влияние ФГП на природу Африки.

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.

Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии.

 

станция «географическая»

определим географическое положение материка

План ФГП материка ( слайд) у вас в учебнике стр 66

Давайте же в учебнике найдем площадь Африки с островами.

 

Площадь с островами -30,3 млн км2

 

Работа в контурных картах


 

Положение относительно экватора.

- Положение по отношению к нулевому меридиану.

Относительно тропиков

- Как расположен материк относительно других материков?


 


 


 

- Крайние точки.

- Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. в учебнике, мы определим в градусах


 


 


 


 


 

Определяют ФГП материка по плану

- Физическая карта мира

1Линия экватора делит Африку на две неравные части - большая часть остается в северном полушарии, меньшая относится к полушарию южному.

Нулевой меридиан делит Землю на Восточное и Западные полушария и проходит через Африку, но только по ее западной оконечности.

Большая часть Африки расположена между тропиками (в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южным).

Относительно других материков:
Африка расположена к юго-западу от Евразии, отделена от неё Средиземным и Красным морем, Гибралтарским, Баб-эль-мандебским проливом, Суэцким каналом.
Расположена к востоку от Америки, их разделяет Атлантический океан.
К западу от Австралии, их разделяет Индийский океан.
К северу от Антарктиды.


 

Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.

Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.

Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д. Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

С севера на юг складываем широту 37+34 = 71

С запада на восток складываем долготу 17 + 52 =69

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с картой. выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

     

Работа с атласом и контурной картой

Станция « мореплаватели»

А сейчас мы совершим небольшое воображаемое путешествие вокруг Африки,

(Учащиеся работают группами, каждая группа получает индивидуальное задание – найти географические объекты, показать на карте, подписать на контурной карте).

Сверим уважаемые путешественники наши работы

отмечают контурных картах особенности береговой линии Африки

 

станция «Историческая»

Продолжаем дальше изучение материка, которое невозможно без истории исследований и открытий.

Раннее групп учащимся было дано задание подготовить информацию об исследователях и путешественниках .
- Используя информацию заполните таблицу «Исследование Африки»:

Путешественники исследователи

Время исследования

Район исследования

Бартоломеу Диаш

15в

Открыл мыс. Доброй Надежды, проплыл вдоль западного побережья

Васко да Гама

1498г.

Открыл морской путь в Индию

Давид Ливингстон

19в

Исследовал южную Африку, реку Замбези,открыл водопад Виктория, описал озеро Ньяса

В.В. Юнкер

19в

Изучал Центральную и Восточную Африку, проводил метеорологические , гидрологические наблюдения

Е.П. Ковалевский

19в

Изучал северо-восточные районы Африки

Н.И. Вавилов

20в

Описал более 6000 образцов культурных растений, установил что родина тв. Сортов пшеница -Эфиопия


 

Сверим наши записи


 


 

 


 

Сообщение учащихся

       

Физкультминутка

Ребята, вы, наверное, устали, путешествуя по Африке. Давайте остановимся, сядем в тенёчке и немного отдохнём, послушаем звуки природы. Закройте глаза. Какие картины вам представились?

Слушают звуки природы.

Учащиеся рассказывают о своих ощущениях во время прослушивания шума водопада, реки, ветра.

 

Работа с учебником

Рассмотрев географическое положение материка, продолжаем наше путешествие .

Обратимся к особенностям природы Африки.

Станция Исследовательская

Вы самостоятельно исследовали природу материка работая в группах

Группа геоморфологи

Подведем итог вашей исследовательской работе

Каждая группа оформит отчет о проделанной работе , и познакомит с ним участников других групп

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проблемный вопрос : «Почему в рельефе Африки преобладают равнины и нет длинных горных цепей.»


 

Группа климатологи

 

С помощью карты климатических поясов ответьте на вопросы

в каких поясах расположен материк?


 


 


 

Сделайте вывод о климате материка.


 


 

Какие пустыни расположены на материке?


 

Назовите их

1 учащийся у доски показывает их

Группа гидрологи

Крупнейшие реки материка:

Нил- самая длинная река в . (краткая характеристика рек по слайдам)

Конго – самая полноводная

Замбези – четвертая река, знаменита водопадом Виктория. ( видео водопада)

Озера в Африке располагаются в основном в

тектонических разломах: Виктория, Ньяса, Танганьика.

Проблема

Найдите на карте озеро Чад.

Почему его берега показаны точками? Как объяснить это явление?

Решение проблемы: с озером Чад связана ещё одна особенность. Бессточные озёра как правило солёные, но в озере Чад вода пресная. С чем это связано? 

В каком клим.поясе практически нет рек?


 


 


 


 


 

Подведем итоги.
1. Материк Африка находится на
Африканской платформе.

Преобладающие высоты 200-1000 м., в рельефе преобладают возвышенности и плоскогорья.
2. Материк по преобладающим высотам условно разделяют на 2 части: Северо-Западную и Юго-Восточную.
3. В восточной части материка находится
Великий Восточно-Африканский разлом.
4. Высшей точкой материка является гора Килиманджаро.

4.Складчатым областям соответствуют горы.

5.Африка богата полезными ископаемыми. В Северо-Западной части преобладают осадочные полезные ископаемые, а в Юго-Восточной части - магматические и метаморфические полезные ископаемые.

1 учащийся показывает на карте


 


 

Выполняют задание

Работают с картой.

Дают описание климата:

Экваториальный климат – всегда жарко, большое количество осадков

Субэкваториальный – смена двух сезонов – сухого и влажного

Тропический – сухо и очень жарко

Субтропический – жаркое и сухое лето, прохладная и дождливая зима. В Атласских горах выпадает снег. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)

Вывод: Африка- самый жаркий материк.


 

На севере материка - пустыня Сахара – самая большая пустыня в мире.

-На юге – Калахари и пустыня Намиб.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Примерно в 900 километрах к северо -востоку от Чада находится обширная котловина Боделе, лежащая примерно на 80 метров ниже уровня озера. К ней из озера протянулся скрытый под землей водный поток. Так путем подземного стока озеро Чад медленно, но постоянно обновляет свои воды, не давая им становиться солеными.

Тропический пояс, нет рек.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

3. Подведение итогов урока

 
 

Вот и закончилось наше путешествие . Мы сегодня хорошо поработали на уроке.

Давай сделаем вывод

Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка?

Выполните тест кто хочет стать отличникам

Проверка слово «Виктория»

т.к. пересекает экватор, то территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.

т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.

 

4.Рефлексивный этап урока

 

Эмоциональная рефлексия

Я прошу продолжить предложение.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
мне захотелось…

Эмоциональная

Бермудский треугольник – ничего непонял

О-в неопределенности - кое что не понятно

О-в Просветления все понял

   

4. Объяснение домашнего задания

 
 

Кто не хочет так быстро прощаться с Африкой предлагаю задания на выбор:

Спасибо за урок.

Прочитать параграф 22

к/к на нанести полезные ископаемые

Составить эмблему Африки, которая бы отражала внутренние воды и природные зоны материка.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.