12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Нехай Фатима Аскербиенва333
Россия, Адыгея респ., а. Понежукай
1

Технологическая карта к уроку географии в 7 классе «Гидрография Африки»

Технологическая карта по географии

Урок 26 Гидрография Африки (Параграф 23)

Автор: Нехай Фатима Аскербиевна, учитель географии МБОУ «СОШ №1»

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата

Образовательные ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Материки и океаны. 7 класс», М., «Русское слово», 2015, физическая карта полушарий, мира, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Климатические условия, неблагоприятные явления погоды, засуха, суховей, заморозок, смерч, ураган


 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дата

1. Организационный момент

Мотивационная беседа.

Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи.

Приветствие учителя, готовность к уроку

 

2. Актуализация знаний

Блиц-опрос учащихся по изученному материалу:

Африка - самый большой материк?

Как расположена Африка относительно экватора?

Назовите крайнюю южную точку.

Как разделена Африка и Евразия?

Какие моря омывают материк?

Назовите крупнейший остров .

Могут ли измениться очертания материка?

Какая тектоническая структура лежит в основании материка?

Как называются горы на северо-западе Африки?

Высочайшая вершина Африки.

Какой уклон имеет территория?

Почему Африка самый жаркий материк?

В каких климатических поясах она расположена?

Размеры материка Африка больше с С-Ю или З-В?

Отвечаю на вопросы 

 

 

 

2. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: может ли быть Африка самым влажным материком Земли?

Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока.

Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи.

Зафиксировать проблему на доске

Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

 

3. Целеполагания

- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме?

Записать в тетрадь число и тему урока.

Проявляют познавательную инициативу.

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

 

4. «Открытие» нового знания

1. Пустынные территории Африки.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного континента – Африка. С этим континентом всегда было связано очень много мифов. Знаменитый детский автор Корней Чуковский призывал словами героев своей сказки «Айболит» не ходить гулять детей в Африку. Давайте подумаем, пригоден ли этот континент для комфортных прогулок. А для этого я вам предлагаю обсудить еще одно высказывание. Очень многие считают и называют Африку самым пустынным континентом. Можете ли вы это подтвердить?

Но есть и еще один факт, который легко проверить, взглянув на физическую карту Африки. Африка располагает самой длинной рекой – Нил, а также в ней протекает уникальная река Конго, дважды пересекающая экватор.

Давайте тогда попробуем определить главную проблему сегодняшнего урока (постановка проблемы).

Главный вопрос записывается на доске.

Итак, для начала я предлагаю вам обратиться к статистике. Посмотрите, пожалуйста, в раздаточный материал и сравните, какова площадь пустынь на каждом континенте Земного шара.

Какой вывод мы можем сделать по этим данным?

2. Водные системы Африки.

Несмотря на то, что Африка лидирует по площади пустынных территорий, она обладает достаточно разветвленной водной системой. Мы уже упоминали о крупнейших реках Африки: Нил и Конго. Другой крупной рекой, знаменитой известнейшим водопадом Виктория, является Замбези.

Посмотрите параграф учебника № 23, какие еще элементы водной системы Африки там упоминаются?

Давайте зафиксируем в тетради те элементы водной системы Африки, которыми обладает этот континент. Используя текст учебника и физическую карту Африки, заполните таблицу:

Водная система Африки

Крупные реки

Озера

   

Ребята, давайте попробуем сделать вывод о наличие элементов водной системы Африки.

Исходя из изученного нами материала, давайте попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока, решить проблему, которую поставили мы в начале урока.

3. Оазисы Африки.

После того, как мы сделали вывод по главному вопросу нашего урока, я хотела бы вам рассказать об уникальных местах в пустынях – оазисах. Это небольшие кусочки земли, в которых можно увидеть зеленые растения и животных среди пустынь. В оазисах достаточно воды для их обитателей. Растения обладают развитой корневой системой и достигают уровня подземных вод.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о самом большом оазисе Африки – Дельта Окаванго (5 минут).

Ребята, вы посмотрели небольшой видеофильм об оазисах Африки. Пожалуйста, расскажите, в чем же уникальность этих явлений.


 

Да, в Африке расположены самые известные пустыни, главная из которых Сахара.

Обучающиеся формулируют цель (записывается на доске и в тетради): «Является ли Африка самым пустынным континентом».

Обучающиеся изучают раздаточный материал, содержащий статистические данные.

Африка обладает самой большой площадью пустынных территорий. Процент пустынных территорий от общей пощади континента самый большой.

Кроме рек упоминаются еще озера.

Обучающиеся заполняют таблицу в тетради, используя текст параграфа и физическую карту Африки.

Водная система Африки

Крупные реки

Озера

Конго (Заир)

Нигер

Сенегал

Гамбия

Оранжевая

Нил

Замбези

Виктория

Танганьика

Ньяса

Чад

Рудольф

Альберт

Киву и др.

Обучающиеся делают вывод: Африка обладает несколькими крупными реками, впадающими в различные океаны и реки. На территории Африки расположены несколько крупных озер.

Обучающиеся делают вывод (записывается в тетрадь): Африка является самым пустынным континентом. Об этом свидетельствует наибольший процент пустынь в общей площади континента. Вместе с тем Африка обладает несколькими достаточно крупными реками и озерами, что делает ландшафт Африки разнообразным.


 

 

5. Физминутка

Упражнения для глаз (на слайде)

Выполняют упражнения

 

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания в учебнике.

Выполнение практической работы (работа с контурными картами и рабочими тетрадями)


 

Выполнение практической работы в контурных картах и в рабочих тетрадях

 

7. Закрепление

Какое озеро глубже – Виктория или Чад?

Нил протекает через озеро Танганьика или Виктория?

Самое глубокое озеро Африки Ньяса или Танганьика?

Голубой Нил – левый или правый приток Нила?

Река Оранжевая впадает в Атлантический или в Индийский океан?

Какое озеро находится восточнее – Виктория или Танганьика?

Сделать вывод о значении рек, озер.

Достигнуты ли цели урока.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы по уроку.

 

8. Рефлексия

(итог урока)

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Что узнали нового?

2. Как эти знания могут пригодиться в вашей жизни?

3. Что осталось непонятым?

Рефлексируют по заданным вопросам.

 

9. Домашнее задание

Записывает и поясняет: параграф 23.

Записывают домашнее задание

 
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.