Урок «Природа и люди Древней Индии»
Природа и люди древней Индии
Учитель: Качура Ирина Михайловна
Предмет: история
Класс: 5
Тема учебного занятия: Природа и люди Древней Индии
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок получения новых знаний)
Цель: Пробудить интерес к самостоятельному решению задач, способствовать развитию активности, развивать умения размышлять, сравнивать, выделять главное.
Обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья, способствовать формированию необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, по средствам эмоциональной терапии, которая является эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.
В течение урока восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус, повысить уровень иммунных процессов в организме, создав союз эмоционального мира с улыбкотерапией.
Задачи: Личностные: снять нервно-психические перегрузки, восстановить положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся, способствовать формированию нравственных качеств, развивать умение оказывать помощь и поддержку однокласснику (работа в парах), самооценку, закрепить уверенность, что всё получится.
Предметные: понимать взаимодействие истории с другими учебными предметами, углубить понимание значения эмоционального мира обучающихся.
Метопредметные: развивать умение осознанного построения речевого высказывания, анализа текста, опираясь на логоритмическую гимнастику, понимания настроения людей.
Формирование УУД Мотивация: эмоциональное восприятия содержания урока– осознание важности материала, звучащего на уроке, раскрывающего разноплановые грани окружающего мира и помогающие найти своё место в этом мире.
Целеполагание: определение и постановка нескольких целей урока совместно учителя с учениками, понимание необходимости сохранности здоровья.
Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации
Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри коллектива при работе в группах, совместном нахождении ответа, участвовать в коллективной деятельности.
Организация обратной связи: учитель + ученик, ученик + учитель. Самооценка и анализ, обсуждение ответов одноклассников, постановка оценки соседу по парте после выполнения тестов.
Рефлексия: цветотерапия и улыбкотерапия
на этапе «Итог урока», как закрепление и рефлексия урока.
Планируемые результаты: Передавать эмоциональное состояние. Интерпретировать вербальное и невербальное общение. Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Высказывать личностно-оценочные суждения о роли поведения и понимания друг друга, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус. Повысить уровень иммунных процессов в организме, создав союз эмоционального мира с улыбкотерапией.
Основные понятия: Джунгли, Инд, Ганг, Гималаи, сахарный тростник, хлопчатник, Ганеша
Ресурсы: УМК: учебнику 5 класса авторов А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искендерова
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, музыкальные фрагменты, макет рабочей тетради.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Я приветствую вас на сегодняшнем уроке. Когда шла к вам на урок мне сказали, что все вы любите и хорошо знаете историю Древнего мира. Мне нужна ваша помощь. Помогите отгадать загадки, которые я сегодня нашла на своем столе.
В Египте знали там и тут,
Богиня неба – это …. Нут
А на земле растили хлеб
И бог земли зовется … Геб
Строй корабль,
Терпи, не ной!
При потопе спасся …Ной
Подстригла и Самсона погубила
Филистимлянка хитрая… Далила
Какие молодцы. Справились с заданием.
II. Актуализация знаний.
Вы обратили внимание на мой необычный наряд? Как вы думаете, почему я так одета? О чем пойдет речь на уроке. Правильно. Мы сегодня будем изучать природу и людей Индии.
Познакомимся с природными условиями, животным миром, религиозными верованиями. А с чем ассоциируется у вас Индия?
Да, действительно, государство загадочное, яркое, неповторимое. У меня оно ассоциируется с радугой. Мы сегодня с вами тоже нарисуем радугу, но для этого нам нужно справиться с рядом заданий. Всем удачи!
III. Изучение нового материала
Мы сегодня отправляемся в увлекательное и загадочное путешествие по Древней Индии. Посмотрите, пожалуйста, на карту, кто может показать, где расположена Индия?
Индия занимает всю площадь полуострова Индостан, расположенного на юге Азии. С севера она надежно защищена самой высокой горной цепью в мире – Гималаями, оберегающими страну от сильных холодных ветров. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Побережье Индии омывается теплыми водами Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря.
Самые крупные реки Индии – Инд и Ганг.
Перед вами рабочая тетрадь. Здесь записан текст, с которым вы будете работать. Текст составлен из пазлов, вам необходимо вставить пропущенные слова. Теперь обменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку. У кого одна ошибка оценка 4, у кого 2-3 ошибки 3. У кого все выполнено верно 5.
Молодцы! У нас появляется первый цвет радуги.
Работа с картой
Ребята, карта может многое рассказать о странах. Посмотрите внимательно и скажите, какие основные занятия были у индийцев? Молодцы. Благодаря рекам Ганг и Инд почва в долинах всегда была очень плодородной. Во время сезона дождей эти реки часто выходили из берегов, затапливая все вокруг.
В каком древнем государстве тоже река при разливе делала почву плодородной? Благодаря стабильно жаркому и влажному климату с большим количеством осадков, в стране занимались земледелием. Благодаря стабильно жаркому и влажному климату с большим количеством осадков, в стране издавна выращивали рис и тростник. Развито было рыболовство и охота. А у нас с вами появляется второй цвет радуги.
Игра- релаксация « Джунгли»
Мы отправляемся в тяжелое и опасное приключение. Мы должны быть очень осторожны и мужественны, для этого нам нужно успокоиться. Сделайте глубокий вдох и на счет пять выдохните. Собрались с духом. Мы отправляемся в джунгли. Смелей в дорогу! Большую часть Индии в древние времена покрывали болота и непроходимые тропические леса – джунгли. Благодаря теплому климату и обилию влаги деревья в этих вечнозеленых лесах достигают необычайной высоты. Их развесистые кроны, смыкаясь высоко над землей, почти не пропускают солнечного света, поэтому даже в яркий день здесь царит полумрак. Ветви многих деревьев густо опутаны лианами, круглый год покрытыми яркими благоухающими цветами. Лианы, свешиваясь до самой земли, почти не оставляют прохода между стволами деревьев. Джунгли полны обитателей. Здесь можно встретить могучего слона, дикого буйвола или оленя. В кронах деревьев слышны крики обезьян и разноголосый птичий гомон. В джунглях человека на каждом шагу подстерегает множество опасностей: хищные звери, ядовитые змеи и насекомые. Мы преодолели джунгли. Появляется третий цвет радуги.
Физминутка
Изучая Индию, мы с вами познакомимся с ее культурой. Дома найдите информацию об изобретениях в Древней Индии.
Одним из направлений культуры, является танец. Сейчас мы с вами тоже выучим несколько движений индийского танца. Правильно дышим, спины подравняйте.
Молодцы, вы великолепные танцоры.
Теперь нам нужно восстановить дыхание. Возьмите мыльные пузыри. Думаем аккуратно, чем спокойнее тем больше получается мыльный пузырь. Они тоже радужные и красивые. Закройте и поставьте мыльные пузыри на край стола.
И появляется четвертый цвет радуги.
Работа с учебником
Продолжаем наш урок, откройте учебник на с. 98 п. 4.прочитайте текст. К каким животным относились с почтением? Как звали мудрого бога с головой слона? Какое животное приручили люди? Каких животных задабривали индийцы? Появляется 5 цвет нашей радуги.
Рассказ учителя
Индийцы верили, что после смерти человека его душа не умирает, а возрождается в другом обличии. Круговорот рождения и смерти принимался как естественный феномен природы. Переселение душ в индийских религиях связано с кармой. Индусы считали еще с давних времен, что, когда умирает тело человека, душа его отправляется в новое, которое может оказаться не человеческим, а, например, животным. Это зависит не от Божьей воли, а от кармы, которой подчиняются даже боги.
Что же такое карма? Это добро и зло, совершенное человеком в прошлой жизни. Эти качества и станут решающим фактором в дальнейшей судьбе души. Ведь духовность это тоже здоровье людей.
Душа с плохой кармой могла переродиться в теле насекомого или животного. Какие правила должны соблюдать люди, чтобы по верованиям индейцев, карма была чистой? Шестой цвет
Индийцы считали, что человек живет 7 раз. После смерти его душа улетает. У нашей радуги тоже будет 7 цветов после решения филворда.
IV. Закрепление изученного материала
Перед вами филворд. Цветными карандашами выделите 5 слов в филворде, которые относятся к теме нашего урока. Остальную часть заполните на следующем уроке. Молодцы, мы с вами разукрасили радугу. Она засияла всеми цветами, как и наши знания.
Молодцы! Домашнее задание.
Написать рассказ один день из жизни земледельца.
Найти информацию об изобретениях, которые появились в Индии
V.Рефлексия.
С помощью разноцветного песка передайте сегодняшнее эмоциональное настроение от урока. Насыпьте разноцветный песок в эту колбу.
Этот сосуд я передам вам в память о нашем уроке. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и произнесите вместе: « Мы здоровы, мы счастливы!» Спасибо за урок.